Наталья Эфендиева: Петербургский кинофорум: зачем мне холодильник, если я не курю?

Москва, 21 сентября 2012, 17:57 — REGNUM  Санкт-Петербургский Международный Кинофорум (СПКМФ) сегодня, 21 сентября, начал работу, которая завершится 29 сентября. Дмитрий Месхиев, запустивший эту историю в жизнь, покинул пост председателя Комитета по культуре еще в июле. Так что взращивать и пестовать многоглавое фестивальное детище будут без его участия.

Формально нынешний Кинофорум уже третий по счету. Но на деле - это новая история, замысел которой пока не слишком внятен. Слова о том, что "впервые в Северной столице на конкурсной основе так широко будет представлен мировой кинематограф. СПМКФ смело выходит на международную фестивальную арену, рассчитывая со временем встать в один ряд с аналогичными европейскими кинофестивалями", воспринимаются как несколько самоуверенное заявление. Тем более, какие аналогичные европейские фестивали здесь подразумеваются не очень понятно. Если речь идет о попадании в категорию "А", то возможно это лишь в том случае, если данного статуса лишится Московский кинофестиваль. Согласно регламенту Международной федерации продюсерских гильдий (FIAPF) страна может проводить у себя только один фестиваль такого уровня. Но ММКФ, несмотря на то, что из года в год выдает не лучшие конкурсные программы, вряд ли добровольно покинет эту компанию. Правда состоит на данный момент в том, что в Петербурге действительно проведут фестиваль, построенный по отработанной десятилетиями схеме, но с непомерно раздутыми программами. Основной конкурс (14 фильмов) проведет международный кинофестиваль. Программу дебютов покажет "Начало". За короткометражное кино и анимацию отвечает "Послание к человеку". Плюс внеконкурсные - здесь уж и вовсе начинается мешанина. Сюда целиком можно отнести "Виват, кино России" с приличным набором интереснейших ретроспектив и 11 программ международного фестиваля. Общее количество работ, с которыми предлагают ознакомиться, исчисляется несколькими сотнями.

Такой объем посмотреть невозможно даже при самом жгучем синефильском желании. А если учесть, что часть программ пойдет в районных кинотеатрах, то определенное количество усилий организаторов и отборщиков пропадут всуе.

Глядя на программу основного конкурса можно предположить, что СПМКФ хочет взять на себя функцию смотра, дающего путевку в фестивальную жизнь как режиссерам-дебютантам, так и тем, у кого уже есть определенный киноопыт. Но и здесь не все выходит гладко и красиво. 4 фильма ("Дорога на север", "Внутри", "Крутая Колка", "Вторжение") из 14 - российская и европейская премьеры. Остальным уже раздали напутствия - в Каннах, Берлине, Стамбуле, Иерусалиме и Танжере. Соответственно, если об этих работах и напишут, то только в российской прессе.

Здесь же вылезает еще одна проблема, отражающая ситуацию с фестивалями в целом - недобор качественного кино. Лучшие работы по умолчанию уходят на главные кинофестивали. В таких обстоятельствах наиболее разумным было прошлогоднее решение - делать фестиваль фестивалей. С одной стороны удовлетворялись амбиции властей, а с другой - автоматически исключались возможные упреки во вторичности. Тогда группа московско-петербургских отборщиков и кураторов под водительством кинокритика Андрея Плахова мало того что сумела собрать "сливки" европейского, американского и азиатского кино, так еще и провела полные ретроспективы Марлена Хуциева, Александра Рехвиашвили, Наоми Кавасе, Дени Коте и многое другое. Помимо содержательности и насыщенности программ, успеху способствовал и стратегически точный выбор времени для проведения - середина июля. Нынешний петербургский фестиваль в этом пункте тоже проигрывает своему предшественнику. Сентябрь - один из самых насыщенных фестивальных месяцев. Один за другим идут Венеция, Торонто и Сан-Себастьян, который проходит аккурат в эти же дни.

Еще один фактор, говорящий не в пользу нового-старого фестиваля - отсутствие европейских и мировых знаменитостей. Тех, кто известен не только узкому кругу ценителей фестивального и артхаусного кино. Можно не любить Стивена Спилберга и компанию, но в таком случае стоит попытаться привезти тех, кто будет соответствовать рафинированному вкусу организаторов. Например, Изабель Юппер, снявшуюся у Брийанте Мендосы в "Захваченных". Или Клаудиу Кардинале с Шоном Коннери, сыгравших в "Красной палатке" Михаила Калатозова. Голливудских звезд не гнушаются приглашать Берлин, Канны, Венеция. И даже Локарно с Сан-Себастьяном с удовольствием принимают у себя Алана Аркина, Сьюзен Сарандон, Дастина Хоффмана и Бена Аффлека. У Петербурга же, разумеется, свой, особый путь. Присутствие отечественных кинозвезд подразумевается по умолчанию. Но их слава, за редким исключением, увы, ограничивается пределами родной страны.

Двойственность заявленных притязаний становится заметнее после знакомства с внеконкурсными программами, чей зрительский потенциал очевидно выше. Например, будет показано четыре турецкие кинокартины. Кино Турции у нас почти не прокатыывают, а здесь появляется возможность не только посмотреть работы последних 2-3 лет, но и встретиться с одним из лучших турецких режиссеров - Нури Бильге Джейланом. Должна вызвать интерес и программа "Неизвестный "Ленфильм", куда вошло пять фильмов ("Долгая счастливая жизнь", "Происшествие, которого никто не заметил", "Первороссияне", "Любовь с первого взгляда", "Вторая попытка Виктора Крохина"), выпущенных киностудией, сейчас переживающей трагический период. Показ "Первороссиян" Евгения Шифферса и Александра Иванова, для советского кинематографа визуально необычных и даже ошарашивающих, пожалуй, один из самых ожидаемых на этом фестивале. Несомненно, занимательными окажутся "Вехи "Форума" Берлинале" и "Показы в честь кинематографистов". Ценность названных программ хотя бы в том, что фильмы, включенные в них, будут показаны на большом экране - одни впервые, другие спустя годы - и их сможет увидеть достаточное количество зрителей. А это уже немало.

Очков фестивалю добавило приглашение народного артиста СССР Василия Ланового на почетную должность президента фестиваля. Его присутствие, безусловно, поможет поддержать реноме данного киномероприятия.

В целом же пока складывается впечатление, что организаторы пребывали в растерянности, когда придумывали и собирали программы. И так до конца и не определились, для кого же они делают это событие. Понятно это станет, когда начнутся конкурсные кинопоказы. А это произойдет уже совсем скоро.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
×

Сброс пароля

E-mail *
Пароль *
Имя *
Фамилия
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Положения о защите персональных данных
E-mail