Наталья Эфендиева: Петербургский кинофорум: зачем мне холодильник, если я не курю?

Москва, 21 сентября 2012, 17:57 — REGNUM  Санкт-Петербургский Международный Кинофорум (СПКМФ) сегодня, 21 сентября, начал работу, которая завершится 29 сентября. Дмитрий Месхиев, запустивший эту историю в жизнь, покинул пост председателя Комитета по культуре еще в июле. Так что взращивать и пестовать многоглавое фестивальное детище будут без его участия.

Формально нынешний Кинофорум уже третий по счету. Но на деле - это новая история, замысел которой пока не слишком внятен. Слова о том, что "впервые в Северной столице на конкурсной основе так широко будет представлен мировой кинематограф. СПМКФ смело выходит на международную фестивальную арену, рассчитывая со временем встать в один ряд с аналогичными европейскими кинофестивалями", воспринимаются как несколько самоуверенное заявление. Тем более, какие аналогичные европейские фестивали здесь подразумеваются не очень понятно. Если речь идет о попадании в категорию "А", то возможно это лишь в том случае, если данного статуса лишится Московский кинофестиваль. Согласно регламенту Международной федерации продюсерских гильдий (FIAPF) страна может проводить у себя только один фестиваль такого уровня. Но ММКФ, несмотря на то, что из года в год выдает не лучшие конкурсные программы, вряд ли добровольно покинет эту компанию. Правда состоит на данный момент в том, что в Петербурге действительно проведут фестиваль, построенный по отработанной десятилетиями схеме, но с непомерно раздутыми программами. Основной конкурс (14 фильмов) проведет международный кинофестиваль. Программу дебютов покажет "Начало". За короткометражное кино и анимацию отвечает "Послание к человеку". Плюс внеконкурсные - здесь уж и вовсе начинается мешанина. Сюда целиком можно отнести "Виват, кино России" с приличным набором интереснейших ретроспектив и 11 программ международного фестиваля. Общее количество работ, с которыми предлагают ознакомиться, исчисляется несколькими сотнями.

Такой объем посмотреть невозможно даже при самом жгучем синефильском желании. А если учесть, что часть программ пойдет в районных кинотеатрах, то определенное количество усилий организаторов и отборщиков пропадут всуе.

Глядя на программу основного конкурса можно предположить, что СПМКФ хочет взять на себя функцию смотра, дающего путевку в фестивальную жизнь как режиссерам-дебютантам, так и тем, у кого уже есть определенный киноопыт. Но и здесь не все выходит гладко и красиво. 4 фильма ("Дорога на север", "Внутри", "Крутая Колка", "Вторжение") из 14 - российская и европейская премьеры. Остальным уже раздали напутствия - в Каннах, Берлине, Стамбуле, Иерусалиме и Танжере. Соответственно, если об этих работах и напишут, то только в российской прессе.

Здесь же вылезает еще одна проблема, отражающая ситуацию с фестивалями в целом - недобор качественного кино. Лучшие работы по умолчанию уходят на главные кинофестивали. В таких обстоятельствах наиболее разумным было прошлогоднее решение - делать фестиваль фестивалей. С одной стороны удовлетворялись амбиции властей, а с другой - автоматически исключались возможные упреки во вторичности. Тогда группа московско-петербургских отборщиков и кураторов под водительством кинокритика Андрея Плахова мало того что сумела собрать "сливки" европейского, американского и азиатского кино, так еще и провела полные ретроспективы Марлена Хуциева, Александра Рехвиашвили, Наоми Кавасе, Дени Коте и многое другое. Помимо содержательности и насыщенности программ, успеху способствовал и стратегически точный выбор времени для проведения - середина июля. Нынешний петербургский фестиваль в этом пункте тоже проигрывает своему предшественнику. Сентябрь - один из самых насыщенных фестивальных месяцев. Один за другим идут Венеция, Торонто и Сан-Себастьян, который проходит аккурат в эти же дни.

Еще один фактор, говорящий не в пользу нового-старого фестиваля - отсутствие европейских и мировых знаменитостей. Тех, кто известен не только узкому кругу ценителей фестивального и артхаусного кино. Можно не любить Стивена Спилберга и компанию, но в таком случае стоит попытаться привезти тех, кто будет соответствовать рафинированному вкусу организаторов. Например, Изабель Юппер, снявшуюся у Брийанте Мендосы в "Захваченных". Или Клаудиу Кардинале с Шоном Коннери, сыгравших в "Красной палатке" Михаила Калатозова. Голливудских звезд не гнушаются приглашать Берлин, Канны, Венеция. И даже Локарно с Сан-Себастьяном с удовольствием принимают у себя Алана Аркина, Сьюзен Сарандон, Дастина Хоффмана и Бена Аффлека. У Петербурга же, разумеется, свой, особый путь. Присутствие отечественных кинозвезд подразумевается по умолчанию. Но их слава, за редким исключением, увы, ограничивается пределами родной страны.

Двойственность заявленных притязаний становится заметнее после знакомства с внеконкурсными программами, чей зрительский потенциал очевидно выше. Например, будет показано четыре турецкие кинокартины. Кино Турции у нас почти не прокатыывают, а здесь появляется возможность не только посмотреть работы последних 2-3 лет, но и встретиться с одним из лучших турецких режиссеров - Нури Бильге Джейланом. Должна вызвать интерес и программа "Неизвестный "Ленфильм", куда вошло пять фильмов ("Долгая счастливая жизнь", "Происшествие, которого никто не заметил", "Первороссияне", "Любовь с первого взгляда", "Вторая попытка Виктора Крохина"), выпущенных киностудией, сейчас переживающей трагический период. Показ "Первороссиян" Евгения Шифферса и Александра Иванова, для советского кинематографа визуально необычных и даже ошарашивающих, пожалуй, один из самых ожидаемых на этом фестивале. Несомненно, занимательными окажутся "Вехи "Форума" Берлинале" и "Показы в честь кинематографистов". Ценность названных программ хотя бы в том, что фильмы, включенные в них, будут показаны на большом экране - одни впервые, другие спустя годы - и их сможет увидеть достаточное количество зрителей. А это уже немало.

Очков фестивалю добавило приглашение народного артиста СССР Василия Ланового на почетную должность президента фестиваля. Его присутствие, безусловно, поможет поддержать реноме данного киномероприятия.

В целом же пока складывается впечатление, что организаторы пребывали в растерянности, когда придумывали и собирали программы. И так до конца и не определились, для кого же они делают это событие. Понятно это станет, когда начнутся конкурсные кинопоказы. А это произойдет уже совсем скоро.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
24.02.17
Нидерланды — следующее слабое звено ЕС?
NB!
24.02.17
Разоблачая CNN: американский журналист обвинил телеканал в искажении фактов
NB!
24.02.17
В Твери горит детская клиническая больница
NB!
24.02.17
Помощник Манафорта: Ради мира на Украине Янукович должен возглавить Донбасс
NB!
24.02.17
Белый дом: США не позволят никому перехватить первенство в ядерной сфере
NB!
24.02.17
Трамп: Россия размещает крылатые ракеты в нарушение договора 1987 года
NB!
24.02.17
Трамп: США будут расширять свой ядерный арсенал
NB!
23.02.17
«Возможен ли в Сирии «русский мир»?»
NB!
23.02.17
The Independent: «Брексит» – дело русских хакеров
NB!
23.02.17
Как Голливуд равнялся на советскую космическую оперу
NB!
23.02.17
«Андерлехт» на 90-й минуте вырвал победу у «Зенита» по сумме двух матчей
NB!
23.02.17
Оборона Курильских островов — суверенное дело России
NB!
23.02.17
Разведка США: рак мозга
NB!
23.02.17
Франция: семьянин пойдёт до конца
NB!
23.02.17
В Калининграде дан салют из пушек, штурмовавших Кёнигсберг
NB!
23.02.17
Вещание российского телеканала о рыбалке запретили на Украине
NB!
23.02.17
Путин заявил об огромном боевом потенциале ВС России
NB!
23.02.17
Баку обозначил дискурс независимости Нагорного Карабаха
NB!
23.02.17
Как великий актер Алексей Петренко стал «неправильным украинцем»
NB!
23.02.17
Внутренняя аморфность, направленная вовне
NB!
23.02.17
Люди, давайте все перестанем платить Киеву за газ! — обзор энергетики
NB!
23.02.17
В Эстонии активисты «Бессмертного полка — Таллин» выиграли суд у полиции