Прогнозы Ассоциации экспортеров пшеницы Пакистана о резком падении экспорта в 2012-13 году на 44%, похоже, могут и не сбыться. По мнению авторов ИА "Казах-Зерно", именно на пакистанский рынок переориентируются таджикские покупатели казахстанского зерна.

В Пакистане намолот пшеницы составил 23,5 млн т. Потери урожая, вызванные паводками, оцениваются мировыми экспертами в 6,7% к уровню урожая прошлого года. Казахстан планирует намолотить 13 млн тонн в физической массе, потери по сравнению с уровнем прошлого года составят 58%. Однако прогноз на экспорт зерновых Минсельхоза республики не меняется: 12 млн тонн, по одному миллиону в месяц.

При этом, по оценкам Международного совета по зерну, экспорт зерновых в Казахстане сложится в текущем маркетинговом году на уровне 7,2 млн тонн. Узбекистан весной ввел пошлины на ввоз казахстанской муки. По прогнозам экспертов, в ближайшие 3-5 лет эта мера позволит на 30-50% отказаться от муки из Казахстана.

Но главным фактором отказа от казахстанского зерна является резко выросшая цена, обусловленная транспортными издержками. Предприниматель из Таджикистана, представившийся агентству Алишером, возглавляет предприятие, в сутки выпускающее 120 тонн муки: "Наши извечные поставщики зерна - три зерносеющих региона Казахстана... Но вы наверняка знаете, что Узбекистан поднял цену на свой транзит, кроме этого, еще ваши арендованные вагоны появились. Обычный северный маршрут, как мы знаем, лежит через станцию Худжанд, и дальше машинами на Душанбе. Но через месяц, когда будут снега, когда перевалы будут закрыты, я думаю, что в южную часть будет намного выгодней возить пшеницу из Пакистана". Предприниматель оценивает расходы на транспортировку тонны казахстанской пшеницы 3 класса с севера Казахстана до Амузанга в $140. Это практически половина стоимости груза. Согласно последнему мониторингу ИА "Казах-Зерно", цена тонны пшеницы в Петропавловске сложилась в $300-305. "$55 - это из Кустаная до Сары-Агаша, плюс еще $85 именно до Душанбе, - считает Алишер. - Это будет очень дорого. Сейчас за те же деньги китайскими большегрузами мы можем завезти себе зерно из любой другой сопредельной точки...Чуть больше $130 за тонну. Но мы с седьмого класса из уроков географии знаем главный плюс автомобильного транспорта - "от ворот до ворот".

Для небогатых среднеазиатских республик фактор цены важнее качества, считает мукомол: "Мы, конечно, привыкли к казахстанской пшенице. Пакистанскую еще не пробовали. Будет она хуже или лучше, сказать не можем. Вопрос в другом. Именно в цене. Сейчас мы, например, продаем муку по $28-29 за мешок. Если завтра он подешевеет до $25, потребитель нам только спасибо скажет. И, что самое главное, на качество, извините, уже никто не будет смотреть".

При этом итоговая цена на казахстанское зерно неизвестна даже его производителям, полагает собеседник агентства: "Творится полная неразбериха. У нас буквально вчера прибытие вагонов было. Зерно было погружено на вагоны МПС-овские, а пока они до нас доехали, они стали собственностью "Казтемиртранса". И станция нам заявляет: раз вагоны к вам пришли приватного парка, по новым правилам вы должны их отправить назад. То есть, кто должен брать на себя порожний возврат в этом случае, неясно. То есть, помимо расходов отправителя, вполне могут возникнуть расходы и получателя. Мы на этот вагон заново должны будем документы оформлять, заново расходы иные вести, какие-то еще за задержки платы... То есть насколько нам это казахстанское зерно еще дороже будет - мы еще не знаем".

Между тем слухи о "развороте" таджикского импорта зерна в сторону Пакистана подогреваются сведениями о, якобы, состоявшихся переговорах правительств двух соседних государств, результатом которых стало выделение Пакистаном квоты на поставку зерна.