Год партнёрства по новым правилам: ТС не увеличил товарооборот Оренбуржья с Казахстаном

Москва, 21 сентября 2012, 12:43 — REGNUM  Декан финансово-экономического факультета Оренбургского государственного университета, доктор экономических наук, профессор Светлана Панкова считает, что в приграничной с Казахстаном Оренбургской области за год существования Таможенного союза торговый оборот практически не изменился. Об этом она заявила корреспонденту ИА REGNUM, комментируя появившуюся в ряде СМИ информацию об активизации российских предпринимателей из приграничных территорий в Казахстане.

По словам Панковой, из 100% оборота внешней торговли России с Казахстаном на долю Оренбуржья приходится 10%. И до образования Таможенного союза, и после его появления доля Казахстана во внешнеторговом обороте области колеблется около 30%.

Вместе с тем, эксперт отметила, что итоги первого года функционирования Таможенного союза (с 1 июля 2011 года - прим. ИА REGNUM) оцениваются неоднозначно, что неудивительно, поскольку при нововведениях в сфере экономики редко удаётся достичь планируемых результатов на начальных периодах. Кроме того, на первый план выходят проблемы, не решённые в ходе принятия соглашений и требующие урегулирования.

Так, не удалось пока изменить структуру взаимной торговли между странами-участницами Таможенного союза в пользу продукции, полученной с применением наукоёмких технологий. Евразийская экономическая комиссия констатирует, что в товарной структуре взаимной торговли государств - членов Таможенного союза преобладают минеральные продукты (более 40% объёма взаимной торговли), из которых около 90% на рынок Таможенного союза поставляет Российская Федерация. Как отмечает Панкова, пока не происходит выхода на рынки Белоруссии и Казахстана российских организаций, занимающихся экспортом наукоёмких товаров и технологий, хотя изначально главной задачей Таможенного союза являлась полная экономическая интеграция стран с полноценным взаимным товарообменом и постепенный уход от экспорта энергоресурсов в сторону увеличения объёма промышленных товаров.

Доктор экономических наук полагает, что активизация российских предпринимателей не всегда обусловлена объективными причинами развития внешнеэкономической деятельности. Так, из-за разных налоговых ставок на одни и те же товары, установленных в странах Таможенного союза, российским предприятиям-импортёрам гораздо выгоднее ввезти товар не напрямую в Россию, а через Казахстан, пользуясь тем, что ставка НДС при ввозе товаров там гораздо ниже, чем в Российской Федерации. Таможенное оформление производят в Казахстане (с уплатой соответствующих таможенных платежей), после чего осуществляется беспрепятственный ввоз этих товаров в Россию. Российские фирмы, являющиеся участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД), выступают своего рода посредниками в данном процессе, уплачивая лишь НДС при таможенном оформлении в Казахстане, возмещая его после при продаже на территории РФ по большей ставке, которая в конечном счёте оплачивается российским потребителем.

Также участились случаи, когда в Казахстане, наряду с пониженными ставками, применяется также практика смены страны происхождения товаров, что даёт возможность при меньших затратах транзитом через Казахстан ввезти в Россию товары из стран дальнего зарубежья и получить более высокую прибыль, чем при прямом ввозе данных товаров.

В вопросах распределения доходов от взимания сумм ввозной таможенной пошлины между бюджетами стран-участниц Таможеного союза выявилось непропорциональное соотношение. Так, в ходе трёхсторонних соглашений были определены доли, направляемые от общей суммы пошлины в бюджеты стран: 87,97% - РФ, 7,33% - Казахстан, 4,7% - Белоруссия. Однако в структуре взаимной торговли на долю России пока приходится всего 66,3% от общего объёма товарооборота между странами-участницами Таможенного союза. Получается, что доля платежей, поступающая в бюджет России, больше, чем её вклад в общий торговый оборот между названными странами. Более высокая доля поступлений ввозных таможенных пошлин в российский бюджет выступает некой компенсационной мерой от потерь во взаимной торговле, которая не облагается таможенными платежами и осуществляется по правилам свободной торговли. "Таким образом, в настоящее время остро стоят вопросы по унификации системы косвенного налогообложения ввозимых товаров, поскольку российским участникам ВЭД выгоднее ввезти товар транзитом из стран-участников Таможенного союза, - уточнила Светлана Панкова, - а российский потребитель, который мог бы выиграть от введения льготных режимов и получать товары по более низким ценам, остаётся в прежнем положении".

Справка:

Таможенный союз в рамках Евразийского экономического сообщества - это форма торгово-экономической интеграции Белоруссии, Казахстана и России. Союз предусматривает единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.