"Проблема возвращения беженцев из Ингушетии в Чечню стоит на повестке дня трех правительств (федерального и двух республиканских) круглый год, но обостряется перед осенне-зимним сезоном". Так начала Асят Муртазалиева свою статью "Сладок ли дым отечества возвращающимся беженцам?" ("Грозненский рабочий", №16). Проблема эта не нова, и, тем не менее, остроты своей не теряет на протяжении нескольких последних лет. Но решать ее, как считают власти, надо. И чем раньше, тем лучше. Так тоже считают власти.

Как явствует из публикации, по данным Комитета правительства ЧР по делам вынужденных переселенцев и выплатам компенсаций, в палаточных лагерях Ингушетии проживает около 11 тысяч человек, хотя премьер-министр Ингушетии в одном из своих последних интервью назвал другую цифру - на одну тысячу больше. А у самих беженцев своя правда в отношении своей численности. И хотя посчитать беженцев не так трудно, чтобы раз и навсегда положить конец подобным разночтениям, пока выявить реальную цифру никто не берется. Именно поэтому из года в год наблюдается чехарда с цифрами - с вычеркиваниями из списков, с урезанием гуманитарной помощи и т.п.

"Точного учета чеченских беженцев в Ингушетии не было и нет. Приписки имеют место, потому что в них заинтересованы многие, начиная с обитателей лагеря, лагерной администрации и кончая вышестоящими инстанциями", - пишет газета. И дальше раскрывает суть сказанного. К примеру, чем больше зарегистрированных душ, тем больше выдается гуманитарки, тем больше из федерального центра поступает финансирования на содержание беженцев.

И еще на одно обстоятельство обращает внимание газетная статья: часто люди живут в лагере, но не учтены. Кого-то выбрасывают из списков произвольно (когда-то кому-то понадобилась отчетность о "вернувшихся домой"), другая часть выбыла из списков после обхода палаток: если человека в данную минуту не оказалось на месте, его вычеркивали. По утверждению газеты только в одном лагере "Бэла" (станица Слепцовская) неучтенными живут более 300 человек. Они не получают гуманитарную помощь, не могут рассчитывать, как другие, на транспорт при переезде, на продуктовые наборы и обустройство на месте при возвращении домой.

Так как же все-таки обстоят дела с возвращением беженцев домой? Ссылаясь на М.Мачуева из Комитета по делам вынужденных переселенцев ЧР, на которого правительство возложило ответственную миссию заботы о беженцах в Ингушетии, газета сообщает: "С начала года в республику из палаточных городков вернулось 1629 семей, всего 8842 человека. Снята 641 палатка. Сейчас темпы этого процесса спали, потому что места в готовых пунктах временного размещения (ПВР) уже заняты, 5 объектов уже заселили. Скоро должны войти в строй еще пять новых ПВРов на пять тысяч мест. Деньги уже поступили, строители работают в ускоренном режиме. Надеемся, что к концу сентября, как запланировано, объекты будут сданы и примут возвратившихся из Ингушетии людей".

Далее М.Мачуев сообщает корреспонденту газеты о том, что 2 ноября 2002 года Правительством РФ принято Постановление №797, в соответствии с которым жители Чеченской Республики, зарегистрированные по форме №7 и проживающие в палаточных лагерях и местах компактного проживания на территории Ингушетии, имеют право при возвращении в свою республику на денежную компенсацию, во-первых, за хлеб (в размере 6 руб. на одного человека) и, во-вторых, за аренду жилья (в размере 14 руб. в день на одного человека).

Далее в статье говорится: "Несмотря на проявленную правительлством заботу о возвращающихся беженцах-"палаточниках", на меры по их обустройству по месту прибытия, желающих вернуться в Чечню не так много, что очень нервирует ответственных чиновников. И главная причина - отсутствие безопасности. Поэтому заявленный принцип добровольности иногда превращается в принудительно-добровольный".

Далее в качестве примера обсуждается ситуация в лагере "Бэла". Об этом газете поведал сотрудник назрановского офиса правозащитного Центра "Мемориал". На 23-е июля в данном лагере проживало 1400 вынужденных переселенцев. Ликвидация лагеря была запланирована на 1 августа. Ночью 4 августа 3-й и 4-й блоки лагеря были отрезаны от линии электропередач. Затем в лагерь зачастили чиновники заинтересованных ведомств. А чиновник из миграционной службы Ингушетии Ахмед Парчиев с откровенной грубостью предложил беженцам "искать себе места проживания: в частном секторе, в гаражах, в кошарах, рыть себе землянки, подвалы, только чтобы убрались отсюда". Он же, показывая на холм близ Серноводска (рядом с ним находится граница с Чечней), говорил беженцам: "Я хочу, чтобы вы оказались вон за той горой. Если до 9 августа не уйдете, то вас уберут под дулами автоматов - тапочки не успеете надеть".

Заканчивается публикация так: "Впрочем, проблема обустройства десятков тысяч людей настолько сложна, что и не могло быть легких безболезненных решений. Что, однако, не оправдывает бездушия, грубости некоторых чиновников, осуществляющих данную работу".

И в "Грозненском рабочем", и в других республиканских газетах, как и следовало ожидать, преобладает тема предстоящих выборов. Многие газеты опубликовали накануне выборов обращение муфтия Чеченской Республики Ахмада-хаджи Шамаева к чеченскому народу и к гражданам Чечни, а также к кандидатам в президенты ЧР. "У наших детей должно быть достойное будущее, и ради этого мы должны сплотиться, не поддаваться провокациям и собственной страсти. От каждого из нас зависит будущее Чечни. Станем вместе оплотом тому, кого нам пошлет Всевышний, и который вытащит нас из пучины войны на новый путь мира и созидания". А обращаясь к кандидатам в президенты республики, муфтий призвал каждого из них "показать свое истинное лицо, отставив амбиции и страсти". Свое обращение Шамаев заканчивает словами: "Я же вместе с народом готов поддержать достойного кандидата в президенты".

Многие газеты, в том числе и районные, подробно знакомят читателей с биографиями кандидатов в президенты республик, в том числе рассказывая и о тех, кто, увы, уже выбыл из списков кандидатов. Читатель также сможет найти и другую информацию о предстоящем событии. Так, "Грозненский рабочий" сообщил, что "все кандидаты в президенты ЧР на период предвыборной кампании смогут получить охрану от МВД и ФСБ". Эта информация дана со ссылкой на заявление главы Центризбиркома Российской Федерации Александра Вешнякова.

Та же газета дает сообщение о том, что "все двадцать территориальных комиссий Чечни завершили подготовку к намеченным на 5 октября выборам президента республики". Там же сообщается о налаживаемой на избирательных участках телефонной связи и других мероприятиях организационного характера. Всего в республике начнут работу 428 избирательных участка.

На страницах газет получила освещение другая важная тема - начало учебного года. Так, "Молодежная смена" в №63 поместила несколько материалов на эту тему. В материале "Здравствуй, школа!" (автор П.Абдулкаримова) рассказывается о том, как подготовились к началу учебного года в средней школе №11, что в Старопромысловском районе Грозного.

Называя бывший детский сад, где сейчас располагается школа, с "кирпичным теремком", автор публикации сообщает, что само здание одиннадцатой школы было разрушено еще в прошлую военную кампанию. Поэтому и пришлось отдать чудом сохранившееся здание детского сада под школу. Директор школы Ханула Умарова, сообщая о том, что получена красивая школьная мебель, сетует на то, что ее маловато. "Учебников тоже поступило пока немного, на всех учащихся, увы, не хватит. Приходится выдавать выборочно: тем детям, у кого нет родителей или они есть, но безработные" - сообщают учителя школы.

Но при этом учителя не теряют оптимизма. Когда речь заходит о возвращении беженцев, они говорят: "Поток беженцев с детьми нас не пугает, а радует. Пусть приходят. Всех примем! Разместим! Для удобства детей и родителей у нас есть продленка. Поэтому родителям беспокоиться не нужно. Постараемся, чтобы тем, кто придет в школу впервые, здесь понравилось".

Целый ряд материалов началу учебного года посвятила и республиканская газета "Вести республики". Под заголовком "Путь возрождения Чечни - это образование" газета опубликовала интервью с министром образования Лемой Дадаевым. Вот некоторые цифры, которые в своем интервью привел министр: - из 462 школ республики в результате военных действий было разрушено 325, 70 из них - почти полностью; в мае 2000-го года в Чечне не работали ни вузы, ни техникумы, ни колледжи; - в данное время министерство образования руководит 17-ю районными отделами образования, в республике функционирует 455 общеобразовательных школ, 28 вечерних школ, 35 детских садов, 71 учреждение дополнительного образования, 4 специальных школы-интерната, 12 учреждений начального профессионального образования, 7 средних специальных учебных заведений, 3 вуза, Чеченский институт повышения квалификации и Институт проблем образования; - по итогам 2003 учебного года в 455 общеобразовательных школах республики обучалось 193660 учащихся; - в том же году численность выпускников составила из 9-х классов - 12124 человека, их 11-х классов - 7829.

Вышел первый номер независимой общественно-политической газеты "Чеченское общество" (редактор Тамерлан Алиев). Материал "Три дня до отпуска Кадыров использовал с максимальной пользой" (автор Казбек Цураев) посвящен теме выборов. Говоря о первых пиаровских шагах Ахмада Кадырова, автор пишет: "Во-первых, он обвинил федеральные войска в похищениях людей, заявив о существовании в Чечне "эскадронов смерти", во-вторых, распорядился создать рабочую группу по восстановлению трех районов республики. И, в-третьих, Кадыров в письме спикеру Госдумы Геннадию Селезневу, подписанном им еще 29 августа, просил на заседании парламента поставить вопрос о продлении амнистии еще на три месяца". Теме выборов также посвящен и материал под заголовком "Их осталось десять" (имеются в виду кандидаты в президенты Чечни). Он сопровождается снимком Ахмада Кадырова, Хусейна Джабраилова, Асламбека Аслаханова и Малика Сайдуллаева с подписью "Президентская мозаика: собери и выбери". Вскоре после выхода газеты в свет, правда, "мозаика" потеряла актуальность - три из четырех изображенных кандидатов по разным причинам выбыли из президентской гонки.