На прошедшем в Архангельске Соловецком форуме научный ассистент Стокгольмского института исследования проблем мира Екатерина Клименко представляла доклад об арктической стратегии России в контексте внешней политики безопасности в Евразийском регионе. О том, как в последние годы Россия изменила подход ко взаимодействию с арктическими странами, с ней побеседовал корреспондент ИА REGNUM.

ИА REGNUM: Екатерина Павловна, сферой ваших научных интересов является внешняя политика России. Какой на ваш взгляд была внешняя политика России в арктическом регионе в последние годы?

Западные страны воспринимали и еще продолжают воспринимать Россию как агрессора, хотя это уже не так. Еще в 2008 году политика России в Арктике была довольно жесткой. Экспедиция Артура Чилингарова на дно Северного Ледовитого океана была очень негативно воспринята на Западе. И даже после этой экспедиции Путин и его приближенные говорили о повторном завоевании Арктики, говорили что-то вроде "Арктика - наша, и если кто-то захочет завоевать ее, мы ответим силой". Но в 2010 году на форуме Путин сказал, что в Арктике нет проблем, требующих военного решения. И с этих пор риторика изменилась.

ИА REGNUM: В чем это выражалось?

Это отражалось и в принятии арктической стратегии России, и в выступлениях главы Министерства иностранных дел РФ Сергея Лаврова. Лидеры России переключились на сотрудничество в Арктике. Уже не было жестких формулировок, были мягкие заявления о поддержке сотрудничества в Арктике. Российская элита попыталась создать другой имидж России в Арктике, переориентировать его на корпоративное сотрудничество.

ИА REGNUM: Ваш доклад был посвящен причинам этих изменений. К каким выводам вы пришли?

Мы проанализировали, с чем же связаны такие перемены. В основном мы обратились к анализу общей внешней политики России, тому, через какие фазы она прошла, и какие были мотивировки для осуществления внешней политики. И наш основной вывод заключается в том, что те правовые институты, которые существуют в Арктике, ориентированы в пользу России. Например, Конвенция ООН по морскому праву способствует тому, что Россия может закрепить за собой свои территории в правовом русле. Ей не нужен ни конфликт, ни соперничество с другими странами. На данный момент правовая основа, существующая в арктическом регионе, очень способствует тому, чтобы российская политика в Арктике развивалась именно в русле сотрудничества. На мой взгляд, Россия следует достаточно прагматичным путем в Арктике.

Россия включилась в работу международных институтов, например, таких как Арктический совет. Россия все-таки заключила договор с Норвегией после сорока лет споров. То есть сейчас России нужно закрепить правовой статус для того, чтобы обеспечить инвестиции в данный регион. Для инвестиций всегда нужен стабильный правовой режим, что и пытается Российская федерация сейчас осуществить.