В столице Татарстана состоялось заседание Казанского экспертного клуба РИСИ на тему "Иранское влияние в Урало-Поволжье в постсоветский период", прошедшее в формате круглого стола.

Председатель Совета улемов Российской ассоциации исламского согласия Фарид Салман отметил, что интерес у Ирана к мусульманам России начал появляться во второй половине 1990-х годов. Активными лоббистами иранских интересов в России татарский богослов считает генерального директора российского информационного агентства "Иран.ру" Раджаба Сафарова, президента российского общества "Ахлю Бейт" Мусу Курбанова, сопредседателя Совета муфтиев России Нафигуллу Аширова и председателя Исламского комитета России Гейдара Джемаля. "Правда, Аширов и Джемаль пытаются усидеть на нескольких стульях, поддерживая не только Иран, но и талибов Афганистана с ваххабитами Саудовской Аравии", - отметил мусульманский деятель.

По словам Салмана, иранский и арабский (иракско-ливанский) варианты шиизма отличаются радикализмом, в то время как азербайджанский шиизм, пропагандируемый главой Управления мусульман Кавказа Аллахшукюром Паша-заде, является более умеренным, выступает за сближение с суннизмом и уважительное отношение к другим конфессиям. Популяризацией шиизма в России занимается Фонд исследований исламской культуры, существующий в Санкт-Петербурге с 2007 года и издающий на русском языке сочинения иранских авторов.

Научный сотрудник Приволжского центра региональных этнорелигиозных исследований РИСИ Василий Иванов сообщил, что ранее члены "Хезболлы" были среди студентов Казанского медицинского университета из Ливана, это признавал ректорат вуза в 1998 году. По его словам, иранские спецслужбы в Казани ведут активную работу среди не только азербайджанской диаспоры, но и среди афганской, которая в Татарстане представлена пуштунами и хазарейцами - потомками шиитизированных монголов, осевших в Афганистане. Преподаватель Самарского государственного университета Евгения Гусева рассказала о шиитах ее региона. В Чапаевске (пригород Самары) местные азербайджанцы построили шиитскую мечеть, которая имеет автономный статус, не входя в подчинение Духовному управлению мусульман Самарской области.

Руководитель Приволжского центра региональных этнорелигиозных исследований РИСИ Раис Сулейманов выступил с докладом "Религиозно-политическое присутствие Ирана в Татарстане в постсоветский период". Рассказав о деятельности иранского консульства в Казани, существующего с 2007 года, эксперт отметил, что иранцы активно стараются внести в общественно-политический дискурс региона антиизраильские настроения, пропагандируя идеи исламской революции. "Однако это им не удается, потому что антисемитизм, за исключением некоторых совершенно неадекватных персонажей, в массе своей среди татар не распространен, поэтому иранские дипломаты больше отдают предпочтения гуманитарным проектам: в области культуры, науки и образования", - заявил Сулейманов.

Шиитский фактор представлен в деятельности Исы Аскерова, духовного лидера азербайджанцев Татарстана и таджиков, учившихся в Иране, и посещающих мечетей "Нур" и "Анас" в Чистополе. Больше все опасений у Сулейманова вызывает планируемый приезд 500 иранских студентов на учебу в Казанский федеральный университет: "Приезжает не пять и не пятьдесят, а 500 религиозно мотивированных учащихся, за деятельностью которых никто следить не будет".

По словам эксперта, управление международных связей университета не знает даже, где проживают иностранные студенты - в общежитии или на частных квартирах, чем они занимаются в свободное время, участвуют ли в религиозных мероприятиях. "Если от нескольких десятков ливанских студентов Казанского медуниверситета, учившихся в 1990-е годы, нам достался арабский проповедник Камаль аль-Зант, чьи религиозные книги были признаны ДУМ Татарстана не соответствующими традиционному для татар исламу, то что будет, когда в Казани станут жить полтысячи иранцев?" - задается вопросом Сулейманов.