Дизайнерские овраги и фонтаны: в чувашском селе - культурная революция

Чебоксары, 20 сентября 2012, 11:31 — REGNUM  Село Старые Айбеси в Алатырском районе Чувашии переживает настоящую культурную революцию, при этом её зачинщики - жители села, под которых подстраивается местная власть. Овраги здесь превращаются в коллективную арт-площадку, где примерить на себе роль эко-дизайнера может любой житель. Кроме того, село переживает парковый бум, появляются фонтаны и аллеи. Дальше - больше: в планах - создание музея под открытым небом. Можно сказать, что это своего рода образец гражданского общества в отдельно взятом чувашском селе, которое ещё год назад причислялось к глухим из-за отсутствия транспортной артерии, передаёт корреспондент ИА REGNUM.

Сегодня жители села Старые Айбеси могут похвастаться сразу двумя фонтанами и почти десятком парков и аллей. Очередной фонтан забил недавно возле сельской модельной библиотеки. Здесь же сельчане хотят создать музей под открытым "Крестьянский двор". Как сообщил ИА REGNUM глава Староайбесинского сельского поселения Василий Казанцев, это будет мини-этнопарк с чувашской избой и деревенской утварью.

В этом же году жители поселения по своему почину обустроили детский парк с качелями и горками, а также разбили парк в овраге, некогда заваленном мусором. Это не первый овраг в селе, который пережил дизайнерскую переделку. Местные жители выгребли из них копившиеся годами отходы, соорудили из местного природного камня "Альпийскую горку", из жердей оборудовали цветники, спуск в овраг также выложили из жердей, русла ручейков обрамили плетеными заборчиками, посадили цветы, поставили самодельные скамейки. В ход пошли пеньки, автомобильные шины, лоза. Сельчане объясняют, что "хочется жить красиво и культурно", подчёркивая, что "чистота и порядок больше зависят не от денег, а от силы истинной любви к родной земле, от уважения собственного человеческого достоинства". "Нужно создать такие условия, чтобы была обеспечена ухоженность и вокруг отдельного дома, и всей улицы, и мест отдыха населения, и территорий предприятий. Чтобы каждый житель гордился своей деревней, своим селом", - говорят староайбесинцы.

В этой народной инициативе есть лепта и бюджетного финансирования. По словам Василия Казанцева, средств, выделенных в бюджете поселения на благоустройство, хватило на тротуарную плитку у парка Парка в честь погибших односельчан в годы Великой Отечественной войны и Молодежного парка. "Остальное делаем своими руками, у меня есть пилорама, там нарезали штакетник на ограду. Краска спонсорская, она хоть и просроченная, зато на всё хватило", - сказал глава поселения. За цветниками сельчанки ухаживают сами: выращивают рассаду, пропалывают сорняки.

Парковый бум в Старых Айбесях начался в 2010 году, когда по инициативе немногочисленной сельской интеллигенции и при железной воле главы поселения были открыты парк в честь основателей села Старые Айбеси, в честь 300-летия Старых Айбесь и в честь Вараксарской женской трудовой общины, основанной чувашским просветителем Иваном Яковлевым. Затем появились Аллея добра, парк Парка, "Родовая поляна", где каждое семейство села "застолбило" свое место, другие места отдыха.

Новый толчок "культурной революции" в Старых Айбесях получила год назад, после открытия новой асфальтовой дороги (через Канаш и Батырево в сторону Мордовии). В результате ранее тупиковое и потому глухое село получило доступ к цивилизации. Сегодня здесь строятся новые красивые дома, ремонтируются старые. В этом году поселение участвует в смотре-конкурсе на лучшее озеленение и благоустройство населенного пункта.

Тяготит староайбесинцев только одна проблема: на селе в 350 дворов нет своего клуба. Есть народный театр, фольклорный ансамбль, а "очага культуры" не имеется. Местные работники "высокого и прекрасного" ютятся в комнате местной школы. "Мы, наверное, единственное в Чувашии поселение, у которого нет здания клуба", - вздыхают жители села.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.