Можно только приветствовать тот факт, что Британская компания BP останется в России, даже если продаст свою долю в ТНК-ВР. Такую точку зрения корреспонденту ИА REGNUM высказал ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов.

Напомним, вечером 18 сентября состоялась встреча президента России Владимира Путина, главы "Роснефти" Игоря Сечина и представителей руководства ВР Карла-Хенрика Сванберга и Роберта Дадли. В ходе встречи отмечалось, что британская компания по-прежнему заинтересована в сотрудничестве с Россией, и переговоры о возможном выходе из ТНК-ВР (озвученном ранее) не означают намерения ВР уйти с российского рынка.

"Понятно, что с приобретением доли BP Роснефть может укрепиться в числе лидеров российского нефтяного рынка, но по каким именно позициям это произойдёт, сказать нельзя. Потому что не известна ни схема "развода" ТНК и BP, ни то, как все активы объединённой компании были распределены между акционерами, - отметил Дмитрий Баранов. - То есть, грубо говоря, кому что принадлежало. Собственно от этого зависит и сумма всей сделки, и дальнейшее существование новой компании - ТНК-Роснефть. И, кстати говоря, размер пакетов акционеров в дальнейшей деятельности компании имеет не столь уже первостепенное значение, потому что в первую очередь, компании должны будут договориться о стратегии развития, найти общие подходы к управлению и производственной деятельности компании, разделить расходы между собой и сделать многое другое. Понятно, что многие вопросы должны решаться в соответствии с долями акционеров, но достижение согласия по ключевым параметрам развития объединённой компании гораздо важнее".

"То, что BP остаётся работать на российском рынке, можно только приветствовать. Это позволит поддерживать конкуренцию на рынке углеводородов, заставит российские компании быть более эффективными, увеличит инвестиционную привлекательность нефтегазового сектора, - констатировал аналитик. - Главное, чтобы правила игры для всех участников отрасли были одинаковыми, то есть ни излишней строгости, ни излишнего попустительства в отношении BP российские власти не должны допускать, только работа на общих основаниях, как все. Так как обсуждение возможных вариантов по формату добычи углеводородов на шельфе продолжается и ситуация постоянно меняется, не исключено, что и BP сможет принять участие в освоении арктического шельфа. Учитывая, что на шельфе морей Тихого океана уже работают иностранные компании, было бы логично допустить их и на арктический шельф. Вообще, что касается практического освоения арктического шельфа, то привлекать к освоению шельфа "частников", причём не только российских, но и иностранных, считаю не только желательным, но даже обязательным делом. Как потому, что у всех работающих в России компаний должен быть равный доступ к природным богатствам страны, так и потому, что это повысит конкуренцию в отрасли".

"Кроме того, в этом случае, освоение шельфа обойдётся для государства, а значит для всех налогоплательщиков дешевле, освоение месторождений пойдёт быстрее, будет более комплексным ("частники" будут стараться извлечь всё до последней капли), и стоимость добычи барреля/кубометра в этом случае будет дешевле для каждой компании, так как некоторые расходы могут быть поделены между всеми участниками освоения шельфа", - резюмировал Баранов.

"Говоря о том, что компания ВР заинтересована в сотрудничестве с Россией, британская компания имеет в виду, прежде всего сотрудничество в освоении арктического шельфа, - в свою очередь, отметили содиректор аналитического отдела "Инвесткафе" Григорий Бирг и аналитик "Инвесткафе" Юлия Войтович. Ранее ВР уже пыталась создать совместное предприятие с Роснефтью по разработке арктических месторождений, однако сделка была заблокирована консорциумом AAR, напомнили эксперты. Таким образом, после возможного выхода из ТНК-ВР британская компания сможет вновь заняться реализацией данных проектов, полагают они.

"Также британскую компанию могут заинтересовать перспективные месторождения в Восточной Сибири, разработкой которых сейчас активно начали заниматься российские компании. Проекты в Восточной Сибири перспективны в плане ресурсов, а также рынков сбыта, основными из которых являются страны Азиатско-Тихоокеанского региона, - добавили эксперты. - Британская компания со своей стороны может быть интересна российским компаниям как обладатель технологий для разработки сложных месторождений. Так, Роснефть уже имеет опыт сотрудничества на российском шельфе с компаниями Exxon, Eni и Statoil. Госкомпании потенциально может быть интересно сотрудничество с компанией ВР в отношении разработки участков Магадан-2 и Магадан-3 в Охотском море, Южно-Русский в Печорском море и Медынско-Варандейский в Баренцевом море".