"Пиковая дама" поселится от Ленобласти до африканской глубинки

Москва, 18 сентября 2012, 16:04 — REGNUM  Возможность приобщиться к искусству, пополнить ряды Академии юных театралов, получили дети из разных регионов страны - и близких к Санкт-Петербургу, и дальних, благодаря Интернет-проекту, предложенному Мариинским театром в сотрудничестве с музеями - большими и малыми. Как сообщил в беседе с корреспондентом ИА REGNUM в день открытия юбилейного, 230 сезона, 18 сентября, руководитель подразделения по развитию Мариинского театра и реализации инновационных программ Вячеслав Лупачёв (в Мариинском он начал работать задолго до появления Интернета - в 1972 году), театр давно использует возможности виртуального пространства.

Цель связанных с этим проектов - выход далеко за пределы петербургской сцены, возрождение интереса к оперному и балетному искусству.

ИА REGNUM: Как начинался проект?

Появившийся в 90-х годах XX века Интернет расширил диапазон возможностей, впервые Мариинский театр провёл онлайн-трансляцию оперы "Пиковая дама" на фестивале "Белые ночи". С тех пор осуществляются многочисленные проекты, связанные с распространением искусства актёров Мариинки за пределами Санкт-Петербурга.

ИА REGNUM: Когда это стало возможно технически?

В начале 2000-х у нас появилась студия, а три года назад - возможность транслировать в Интернете концерты и спектакли, правда, не все и не полностью - учитывая тонкости закона "Об авторских правах". Самым прогрессивным шагом стало появление нашего сайта. Мы создали собственное телевидение - правда, оно работает не в таком режиме, как обычное. Тем не менее, наши онлайн-трансляции позволяют в режиме реального времени и в записи, видеть и слышать то, что происходит на сцене Мариинского театра, предлагать Интернет-зрителям интервью и передачи о музыке.

ИА REGNUM: В других театрах мира такое практикуется?

Подобная практика уже существует у ряда европейских театров. Свою первую Интернет-трансляцию Мариинский театр провел в июне 1999 года. Тогда давали "Пиковую даму". В России, по крайней мере, в области культуры, технологии эти еще не использовались.

ИА REGNUM: Проект, естественно, продолжается?

Конечно, на 18 сентября намечено открытие Интернет-радио Mariinsky.fm (не на волнах FM - просто мы свое радио так назвали). В театре создан отдел медиавещания с сектором радио и телевидения. В общем, идём вперед. Практикуем как прямые трансляции, так и формат интервью.

ИА REGNUM: Продолжительна ли история Академии юных театралов?

Академии вот-вот исполнится три года. В обучение входит детский абонемент, который состоит из шести спектаклей. Он предполагает три цикла. Первый год адресован семилетним детям - приходят и дети помладше. Второй год - восьмилетним. И, наконец, третий год рассчитан на более подготовленного зрителя.

ИА REGNUM: Какие занятия предполагает первый год обучения?

Первые шесть абонементов рассчитаны на зрителей первого года обучения - концерты, спектакли под названием "Как создается опера" и "Волшебный мир оперы", "Как создаётся балет и волшебный мир балета". Пятое занятие - концерт в концертном зале и шестое - гала-концерт на основной сцене. Эти пять концертов идут в концертном зале. А шестой - гала-концерт. Он проходит на основной сцене. Причём концертная программа продолжительностью не более часа.

ИА REGNUM: Чему посвящен второй год?

Второй год предполагает шесть спектаклей - своего рода, дайджестов. Три оперных и три балетных. Например, "Сказка о Царе Солтане" - спектакль продолжительностью четыре с лишним часа, тяжеловат для восприятия ребенка. Мы за час рассказываем об опере, а на сцене идут основные фрагменты - таким образом, зритель получает первое представление о спектакле.

ИА REGNUM:И, наконец, третий...

Третий год составлен из пяти полноценных спектаклей на основной сцене и одного концерта. К этому дети подходят уже вполне подготовленными. Маэстро Гергиев (художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев - прим. ИА REGNUM) в этом году будет встречаться с юными зрителями третьего года обучения уже в зале и рассказывать о музыке. Далеко не каждый даже из интересующихся классической музыкой петербургских детей имеет возможность участвовать в таких занятиях.

ИА REGNUM: Вероятно, общение с детьми не ограничивается только залом...

Нами составлен вопросник, дети получают домашнее задание (ознакомиться с ним могут не только ребята, которые находятся в зале - вопросы печатаем в программках и вывешиваем на сайте) для более полного освоения предложенного им материала. Кто-то приносит рисунки или отвечает письменно. Наталья Леонидовна Энтерис организует обсуждение пройденного и в конце обучения ежегодно готовим выставку детских работ.

ИА REGNUM: Лучшие академики как-нибудь поощряются?

В первый год работы таким обучением был охвачен исключительно Санкт-Петербург, но проект продолжается, и компьютерные технологии позволяют идти дальше. Каждый ребенок в конце обучения получает диплом Академии юных театралов Мариинского театра. Дети, особенно активно и правильно отвечавшие на вопросы получают Почетный диплом. (Откуда только не поступают ответы - от ближайшей Ленобласти до Польши, Германии и даже Африки!) Ребёнку это важно и родители им гордятся. Взрослые обычно вспоминают, как их в театр водили мамы или бабушки. А нынешние дети еще и диплом будут демонстрировать.

ИА REGNUM: Что-то еще предлагается выпускникам Академии?

После трех лет обучения у проекта есть продолжение под названием "Театр всей семьей". Дети уже подготовлены и становятся настоящими театралами. Я считаю, это очень хорошей традицией - таким образом, вносим свою лепту в развитие российской культуры. К слову, полезны и уроки, которые преподает юным солистам Мариинского театра Лариса Гергиева.

ИА REGNUM: Каким образом построены занятия, которые ведет Валерий Гергиев?

Ответ отчасти содержится в самом названии: "Мир театра и музыки с Валерием Гергиевым". Он рассказывает о музыке (Моцарта, Вагнера, Верди, Глинки, Прокофьева), демонстрирует инструменты, а в антракте отвечает на вопросы детей из разных городов России. Нами практикуются, например, интерактивные беседы в онлайн-режиме с уральскими детьми. Аналогичная программа, но связанная с балетом при участии прима-балерины Ульяны Лопаткиеной, организована для детей Ханты-Мансийска. Проект положительно воспринят во многих субъектах РФ - в том числе, городах, которые находятся не слишком далеко от Санкт-Петербурга - например, Пикалево в Ленобласти и в отдалённой Югре.

ИА REGNUM: Это можно назвать видеомостами?

Пожалуй. Подписываются соглашения с регионами, руководителями культурных учреждений - например, Карелии или Якутии. Виртуальное пространство открывает новые возможности. Мы начали организационную работу в разных уголках страны по созданию "Клуба друзей театра" в Интернете. В основном ориентируемся на самую отзывчивую - детскую и юношескую аудиторию. Благодаря этому можно находиться очень далеко от театра, но иметь возможность общения с выдающимися музыкантами, оперными певцами, артистами балета. В начале сентября этот проект был представлен в Новгородской области. Презентация в рамках проекта "Высокие технологии для высокого искусства", предполагающие онлайн трансляцию, дистанционную работу с детьми и взрослыми в регионе, состоялась в Музее истории города Боровичи и Боровичского края.

ИА REGNUM: Немало отдаленных населенных пунктов и в Ленобласти. Существуют ли какие-либо договоренности с ближайшими соседями Санкт-Петербурга?

В конце прошлого сезона мы подготовили некий плацдарм для Ленинградской области, и есть договоренность с председателем комитета по культуре Ленобласти Владимиром Богушем о том, что будем работать над совместной программой. Только в Ленинградской области действует 51 музей, 32 из них - в ведении региона. У нас намечена встреча с губернатором Ленобласти Александром Дрозденко. Он - человек прогрессивный, обращает внимание на развитие культурных проектов в регионе.

ИА REGNUM: Каким образом складывалось сотрудничество с новгородскими музеями?

Давно сложились дружеские отношения с генеральным директором Новгородского государственного объединённого музея-заповедника Натальей Григорьевой. Как-то мы вместе готовили открытое выступление в Новгородском кремле. Предложили идею Академии юных театралов, она заинтересовалась. Проявила искренний интерес к проекту и заведующая Боровическим филиалом, располагающим 40 тысячами единиц хранения, Ирина Столбова. Она считает, что сотрудничество четырех филиалов Новгородского музея-заповедника с Мариинским театром позволит детям и взрослым, не выезжая из небольшого города, войти в мир искусства. Необходимое для просмотра спектаклей оборудование там уже установлено.

ИА REGNUM: Что музеям необходимо для того, чтобы приступить к осуществлению проекта?

Принцип один: это технически просто, не очень дорого, в духовном плане - неоценимо. Проект легко поддается тиражированию. Требуется минимальное количество аппаратуры, Интернета, экран, проектор и, безусловно, не помешает авторитетная консультация нашего компьютерного гения Евгения Барбашина. Он - выпускник факультета прикладной математики Санкт-Петербургского государственного университета уже в 20-летнем возрасте возглавил компьютерный отдел театра. У нас часто шутят, что этот незаменимый для высоких технологий для высокого искусства человек буквально родился в театре.

Беседовала Евгения Дылева

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.