Нина Штански: Взаимодействие России и ЕС в приднестровском урегулировании: от консультаций к координации

Гагра, 17 Сентября 2012, 22:08 — REGNUM  

Пресс-служба МИД Приднестровья передала 17 сентября в редакцию ИА REGNUM текст статьи министра иностранных дел ПМР Нины Штански, опубликованной в научном журнале "Проблемы национальной стратегии" - издании Российского института стратегических исследований. Материал посвящен отдельным аспектам политики России на приднестровском направлении. В статье рассмотрены различные подходы к оценке позиций России в урегулировании молдавско-приднестровского конфликта и проанализирована официальная политика России по приднестровскому вопросу. Особое внимание в статье уделяется проблеме налаживания Россией и Европейским союзом комплексного взаимодействия по урегулированию конфликта в Приднестровье. По мнению Нины Штански, оно должно основываться на массиве общих интересов и переводить сотрудничество с имевшей место ранее консультативной стадии на координационную. ИА REGNUM публикует текст статьи полностью.

Конфликт в Приднестровье является одним из "конфликтов идентичности" на территории бывшего СССР. Несмотря на усилия международного сообщества, он до сих пор не урегулирован и остается в "замороженном" состоянии. Этот застарелый конфликт влияет на развитие политических процессов в Юго-восточной Европе. Существует мнение о том, что проблема "замороженных конфликтов" обременительна для России и может являться серьезным фактором, влияющим на формирование ее внешнеполитических ориентиров в современных реалиях. [1] Дополнительный импульс к расширению академических и политических споров по данной проблематике придали признание Российской Федерацией государственного суверенитета Южной Осетии и Абхазии, а также широкая международная критика политики России в отношении этих государств. Так, в контексте участия России в конфликте на Кавказе в 2008 году в экспертных кругах стала более распространенной негативная оценка эффективности политики России в отношении замороженных конфликтов на постсоветском пространстве, и ее политики в отношении СНГ в целом. [2] Кроме того, выделение Россией Приднестровья из одного ряда с ранее непризнанными Южной Осетией и Абхазией также поставило перед исследователями дополнительные вопросы и расширило предметное поле проблематики конфликтов на постсоветском пространстве.

Статус России как посредника урегулирования конфликта был впервые закреплен Соглашением о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова от 21 июля 1992 г. Спустя три года, в июле 1995 года в ходе переговорного процесса конфликтующие стороны выразили стремление подкрепить и усилить статус посредников. [3] Россия на сегодняшний день является ключевым игроком урегулирования, что обусловлено целым рядом геополитических факторов, а также тем обстоятельством, что на территории Приднестровья проживает около 150 тысяч граждан России.

Цель данной статьи проанализировать разнообразные экспертные оценки роли России в урегулировании. В академических и политических кругах существует серьезный "разброс" подходов к оценке позиций России. Наиболее распространенным является подход, в рамках которого Приднестровье обозначается в качестве одного из важных полей, на котором ведутся политические игры вокруг национальных интересов России, ее участия в Европе как цивилизационном поле. [4]

Также распространенным является подход оценки российской политики в регионе конфликта с точки зрения ее стремления любым путем реализовать свои геополитические интересы. [5] Так, существует мнение о том, что приоритетным для России является сохранение своего военного присутствия в регионе для увеличения давления на страны СНГ и как противовес вытеснению России из системы европейской безопасности. [6]

Следует отметить, что целесообразность сохранения российского военного присутствия в регионе конфликта сегодня - предмет широких дискуссий, как на Западе, так и в России. В последнее время, когда активно обсуждается российско-германская идея о создании комитета Россия-ЕС по вопросам внешней политики и безопасности как один из шагов навстречу строительства новой архитектуры безопасности в Европе, наличие российских войск в Приднестровье называется экспертами в качестве одного из потенциальных предметов возможного торга, в результате которого в качестве компромисса российские войска могли бы быть подчинены совместному мандату ЕС-РФ. [7] Российский профессор А.Г. Задохин, считая упущенным момент, когда можно было поддержать Приднестровье, полагает, что необходимо договариваться с Европой относительно включения международных сил в миротворческое подразделение и решения вопроса демилитаризации этой территории. [8] Для Приднестровья же в условиях отсутствия действенной и согласованной системы гарантий со стороны внешних акторов, вовлеченных в урегулирование, осуществление на берегах Днестра миротворческих сил является единственной реальной гарантией мира и стабильности.

Важность приднестровского фактора в контексте военно-стратегического значения этого региона отмечают и в связи с операциями НАТО в Косово, а именно относительно к проблемам раннего предупреждения о готовящейся агрессии и сбора электронной разведывательной информации. [9] Многие исследователи обращают внимание на значимость для России Приднестровья как военного плацдарма, владея которым Россия может оказывать значительное военно-политическое влияние на всю Восточную Европу. [10] Так, например, российский исследователь Б.Ф. Мартынов указывает на то, что военное присутствие России в зоне конфликта удерживает поглощение Приднестровья Молдовой, лишая ее дополнительных стимулов для присоединения к Румынии и последующего вступления обеих в НАТО. [11] Схожее мнение высказывает российский историк Н.Г.Федулова, которая при этом отмечает, что последствием расширения зоны НАТО на Восток за счет СНГ чревато ослаблением общих международно-политических позиций России. [12] О политике России в Приднестровье как системе легитимных шагов в ответ на расширение геополитического влияния в регионе Запада, а также Румынии, увеличивающей свое присутствие в Молдове, также пишет В.Н. Матяш. [13] Кроме того, эксперты отмечают важность нахождения российских военных в Приднестровье и в контексте наличия военных баз НАТО в Румынии и Болгарии, а также в связи с размещением элементов системы ПРО в Румынии. [14]

Следует отметить, что Приднестровье обозначено как зона особых стратегических интересов России, в ряде официальных документов, в частности, в заявлениях и постановлениях Государственной Думы Российской Федерации (ГД РФ). [15] Кроме того, в 1997 году в рекомендациях ГД РФ Правительству и Президенту России также констатировалась международная правосубъектность Приднестровской Молдавской Республики с предложением заключить международный договор между Российской Федерацией и Приднестровской Молдавской Республикой, что, по сути, являлось бы выражением юридического признания правосубъектности. [16] По результатам проведенного в Приднестровье в 2006 году всенародного референдума, когда более 97% жителей Приднестровья, в том числе граждан России, высказались за независимость Приднестровья, ГД РФ приняла Заявление о том, что Российская Федерация должна выстраивать свою политику с учетом свободного волеизъявления народа Приднестровья. [17]

Между тем, официальная политика России по приднестровскому вопросу остается последовательной и неизменной. В одном из последних заявлений министра иностранных дел РФ, сделанном по результатам встречи с молдавским коллегой Ю.Лянкэ, С.Лавров отметил: "Конечную цель мы видим примерно одинаковую - это особый статус Приднестровья в рамках единого государства и в рамках территориальной целостности Республики Молдова". [18] Нахождение формулы решения конфликта при соблюдении принципа территориальной целостности Республики Молдова - это постулат, который на разных этапах процесса по урегулированию конфликта не только декларировался представителями РФ, но и находил отражение в скрепленных подписями сторон и стран-гарантов документах переговорного процесса.

В 2007 году МИДом РФ был широко освещен Обзор внешней политики РФ, который, как указано в самом документе, был призван отразить, по возможности, максимально широкий спектр взглядов, существующих в российском общественном мнении, внести вклад в общенациональную дискуссию по внешнеполитическим вопросам, способствовать сохранению в обществе широкого согласия в этой области. [19] В разделе, касающемся вопросов постсоветского пространства было указано: "Россия, оставаясь приверженной политическому урегулированию приднестровского конфликта при соблюдении территориальной целостности Молдавии и на основе выработки особого, надежно гарантированного статуса Приднестровья, выступает в переговорном процессе за сохранение механизмов обеспечения стабильности в регионе, включая действующую миротворческую операцию, а также бережное отношение ко всему фонду идей урегулирования. Важнейшим элементом долгосрочного урегулирования является закрепление конституционного статуса Молдавии как нейтрального государства". [20] В Приднестровье такая позиция, объявленная авторами Обзора, как выражение общественного мнения РФ, вызвала широкий и неоднозначный резонанс. Однако, в связи с косовским вопросом и заявлением официальных лиц России об универсальности подходов к вопросам самоопределения народов, приднестровская дипломатия, в том числе на межпарламентском уровне активизировала попытки призвать Россию к признанию Приднестровья.

21 марта 2008 года по рекомендациям Слушаний, проведенных в ГД РФ 13 марта того же года по проблеме непризнанных республик, ГД РФ приняла Заявление, в котором вновь заявила, что после одностороннего провозглашения независимости Косово для России возникла необходимость корректировать свою политику в отношении Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья, исходя из волеизъявления проживающего там населения. [21] Также в Заявлении отмечалось, что Абхазия, Южная Осетия и Приднестровье, построившие за годы своей фактической независимости демократические государства со всеми атрибутами власти, имеют гораздо больше оснований претендовать на международное признание, чем Косово. Однако, резолютивная часть данного Заявления содержала предложения к президенту и правительству РФ о рассмотрении вопроса о целесообразности признания независимости Абхазии и Южной Осетии. Несмотря на упоминание о Приднестровье в начале документа наряду с Абхазией и Южной Осетией, в его заключении, обращенном к президенту и правительству Российской Федерации, о Приднестровье упоминания нет. Нет речи не только о признании, но и о каком-либо новом формате взаимоотношений. Следует отметить, что, как и в Обзоре внешней политики, среди аргументов парламентариев вопрос о нейтральном государственном статусе Молдовы был одним из ключевых. В частности, относительно невключения Приднестровья в один ряд с претендующими на независимость Абхазией и Южной Осетией, отмечалось заявление президента Молдовы о намерении официально закрепить обязательство по невступлению Молдовы в НАТО и о выходе данного государства из ГУАМ.

Такое положение дел дало достаточно оснований представителям академических кругов оценивать политику России в регионе молдавско-приднестровского конфликта с позиций ее геополитического интереса, включающего нерасширение НАТО за счет Молдовы и ослабление позиций ГУАМ как организации - регионального лидера.

Оглядка на НАТО может рассматриваться как определяющая в принятии решений по Приднестровью, так как возможное признание независимости Абхазии и Южной Осетии в вышеназванном заявлении ГД РФ напрямую увязывалось со вступлением Грузии в НАТО. Сегодня к власти в Молдове пришли политические силы, ориентированные на европейскую интеграцию (правящий альянс АЕИ - Альянс "За европейскую интеграцию"). Существует мнение о том, что это своего рода победа ЕС в борьбе с Россией за влияние в регионе. Так, украинский политолог В.Кулик свидетельством тому считает содействие ЕС созданию либерально-демократической коалиции в Молдове и увеличение в несколько раз технической и финансовой помощи Молдове со стороны ЕС и международных доноров с момента прихода к власти альянса "За европейскую интеграцию" летом 2009 года. [22] Следует учитывать также фактор наличия раскола внутри молдавских элит относительно вопроса интеграции Молдовы в Румынию, как потенциальной возможности посредством такого объединения интегрироваться и в ЕС. Позиция ЕС относительно его расширения в ближайшие годы за счет таких соседей, как Украина и Молдова, сегодня, в условиях преодоления последствий всемирного финансового кризиса, как никогда прозрачна. ЕС дал понять, что не заинтересован в таком расширении и готов сотрудничать с этими странами в рамках заключенных Программ.

Сегодня на фоне активно развивающегося российско-европейского "энергетического" диалога также очевидно нежелание ЕС вступать в конфронтацию с РФ. Реализация же Россией существенных шагов в направлении разрешения молдавско-приднестровского конфликта позволила бы существенно повысить ее имидж на мировой арене. В этом контексте успех урегулирования в регионе, который называют полем напряженности в отношениях между Россией, Украиной и Румынией, может быть серьезным фактором в развитии российско-европейского сотрудничества. После событий 2008 года признание Россией двух непризнанных республик оценивалось российскими экспертами как укрепление позиций России в качестве "независимого полюса" в многополярном мире, когда ее политика перестает быть западноцентричной, и все шаги больше не будут рассматриваться сквозь призму того, как они скажутся на отношениях с Европой и США. [23] Сегодня же в фокусе внимания экспертов и политиков попытка налаживания Россией и Европейским Союзом такого комплексного взаимодействия, которое основывалось бы на массиве общих интересов и переводило бы сотрудничество с имевшей место ранее консультативной стадии, на координационную, при которой задействованные в урегулировании Россия и ЕС не только обмениваются информацией, но и пытаются согласовывать свои позиции во избежание конфронтации или политики "параллельных действий". В случае совместного успеха, выработанная модель урегулирования могла бы быть положена в основу некоего общего и, возможно, универсального подхода к урегулированию конфликтов. Так, в интервью радиостанции "Эхо Москвы" министр иностранных дел РФ С.Лавров подчеркнул, что в инициативе по договору о европейской безопасности, в разделе об урегулировании конфликтов, заложены принципы, на основе которых хотелось бы, чтобы все подходили к любому конфликту - уважение имеющихся договоренностей, переговорных и миротворческих форматов. [24]

Произошедшая в 2011 году "перезагрузка" переговорного процесса может стать точкой отсчета нового этапа в процессе урегулирования конфликта в Приднестровье. Однако представляется важным учитывать, что в фокусе внимания акторов, участвующих в процессе урегулирования в качестве гарантов и посредников, на протяжении последних нескольких лет основными вопросами все еще являются не выработка гарантийных механизмов и системы гарантий, а стабилизация, действенность и функционирование переговорного формата, идеи трансформации которого сегодня все еще весьма популярны.

Примечания:

[1] См., например: Федулова Н.Г. Влияние России в странах СНГ гуманитарные аспекты / Н.Г. Федулова // Мировая экономика и международные отношения. -2007. - №5. - С. 80.

[2] Мельвиль А.Ю. Потенциал международного влияния и эффективность внешней политики России (2008 - начало 2009 гг.) / А.Ю. Мельвиль, М.В. Ильин, Б.И. Макаренко и др.; Научно-координационный совет по международным исследованиям МГИМО (У) МИД России. - М.: МГИМО-Университет, 2009. - С. 5.

[3] Принятым Соглашением о поддержании мира и гарантиях безопасности между Республикой Молдова и Приднестровьем стороны обратились к Российской Федерации, Украине и ОБСЕ с просьбой стать гарантами данного соглашения. Российская Федерация и Украина выразили свою готовность выступить в процессе урегулирования в качестве государств-гарантов в соответствующем Совместном заявлении, подписанном в Москве 19 января 1996 года президентами этих стран. Статус России и Украины как стран-гарантов и посредников, а ОБСЕ как посредника "в достижении прочной и всеобъемлющей нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем" был закреплен также в Московском меморандуме "Об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем" от 8 мая 1997 г., а также в ходе Одесской встречи 20 марта 1998 г. и встречи в Киеве 16 июля 1999 г.

[4] См., например: Девятков А. В. Приднестровский вопрос в политической практике России и Запада / А. В. Девятков // Известия Уральского государственного университета. - 2010. - № 3(79). - С. 111-118; Нарочницкая Н. Приднестровье - ключ к восточноевропейскому региону /Н.Нарочницкая // [Электронный ресурс]: сайт интернет-газеты "Столетие". - Режим доступа: http://www.stoletie.ru/tekuschiiy_moment/nataliya_narochnickaya_pridnestrove__kljuch_k_vostochnoevropeskomu_regionu.htm.

[5] См., например: King С. Post-Soviet Moldova: A Borderland in Transition. - London: Royal Institute of International Affairs, 1995; Немецкий политолог Флориан Кюхлер: "Приднестровье может стать разменной монетой в споре ЕС и России" / [Электронный ресурс]: сайт информационно-аналитического портала постсоветского пространства Материк.ру. - Режим доступа: http://www.materik.ru/pda/rubric/detail.php?ID=7904&SECTION_ID=10

[6] Девятков А.В. Политика России в отношении Приднестровской Молдавской Республики (1992-2009 гг.) Антропология советскости: философский анализ: автореферат дис. канд. ист. наук: 07.00.15 / ТГУ. Нижний Новгород, 2010.

[7] Такое мнение было озвучено Директором программы "Россия-Евразия" Германского совета по внешней политике А.Рар (см. Терехов А. Приднестровский гамбит Ангелы Меркель // Независимая газета 22.06.2010

[8] Задохин А.Г. Стенограмма круглого стола "Национальные интересы России в Молдавии и Приднестровье" [Электронный ресурс]: сайт портала "Религия и СМИ". - Режим доступа: http://www.religare.ru/2_15156.html (дата обращения 22.08.2011)

[9] Мартынов Б.Ф. Суверенитет развития и проблемы "неудавшихся" государств / Б.Ф. Мартынов // Мир после Косово: Россия, СНГ, Латинская Америка / Отв. Ред.: Мартынов Б.Ф. - М.: ИЛА РАН, С.69.

[10] Харитонова Н.И. Приднестровский конфликт и проблема непризнанных государств на постсоветском пространстве в конце XX - начале XXI вв.: дис. канд. ист. наук: 07.00.00, 07.00.03 / МГУ им. М.В. Ломоносова. - М., 2008. С.216.

[11] Мартынов Б.Ф. Указ. соч. С.69.

[12] Федулова Н.Г. "Замороженные" конфликты в СНГ и позиция России / Н.Г. Федулова // Мировая экономика и международные отношения. -2008. -№1. С.67.

[13] Матяш В.Н. Матяш В.Н. Приднестровский конфликт: проблемы и перспективы урегулирования. -М.: Дипломатическая академия МИД России, 2002, с.17.

[14] См., например: Енiн Е.В. Приднiстровське врегулювання на тлi Украiни / Е.В. Енiн // Зовнiшнi справи. - 2008. - №8. - С.35-38.

[15] Подробней см., например: О некоторых вопросах сотрудничества Российской Федерации с Приднестровьем: Постановление ГД ФС РФ от 13 ноября 1996 года №799-II ГД [Электронный ресурс]: сайт "Законодательство России". - Режим доступа: http://www.bestpravo.ru/fed1996/data02/tex12922.htm; Об обращении Верховного Совета Приднестровья: Постановлением ГД ФС РФ от 17 ноября 1995 года N 1334-I ГД [Электронный ресурс]: сайт "Правотека". - Режим доступа: http://www.pravoteka.ru/pst/163/81140.html; Выводы и рекомендации по итогам открытых парламентских слушаний "Россия-Молдова-Приднестровье. Стратегические интересы России" [Электронный ресурс]: сайт "Государственная Дума ФС РФ 1996-1999". - Режим доступа: http://duma2.garant.ru/analit/1997/os97/05-02.htm

[16] Выводы и рекомендации по итогам открытых парламентских слушаний "Россия-Молдова-Приднестровье. Стратегические интересы России". Там же.

[17] Об итогах референдума в Приднестровье 17 сентября 2006 года: Заявление ГД ФС РФ от 6 октября 2006 года [Электронный ресурс]: официальный сайт Государственной Думы ФС РФ. - Режим доступа: http://www.duma.gov.ru/international/statements/statement-42/index.php?sphrase_id=131928

[18] Сергей Лавров: Россия и Евросоюз жизненно заинтересованы в сотрудничестве // [Электронный ресурс]: сайт Общероссийского союза общественных объединений "Российская нация". - Режим доступа: http://www.rosnation.ru/index.php?D=37&goto=183 (дата обращения 09.05.2011)

[19] Обзор внешней политики РФ [Электронный ресурс]: официальный сайт МИД РФ. - Режим доступа: http://www.mid.ru/brp_4.nsf/sps/3647DA97748A106BC32572AB002AC4DD (дата обращения 09.05.2011)

[20] Обзор внешней политики РФ. Указ. Соч.

[21] О политике Российской Федерации в отношении Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья: Заявление ГД ФС РФ от 21 марта 2008 года [Электронный ресурс]: официальный сайт Государственной Думы ФС РФ. - Режим доступа: http://www.duma.gov.ru/international/statements/statement-20/index.php?sphrase_id=131929

[22] Кулик В. Приднестровье: урегулировать нельзя законсервировать/ В.Кулик// "Зеркало недели. Украина". - №5. -11 февраля 2011 [Электронный ресурс]: официальный сайт издания "Зеркало недели". -Режим доступа: http://zn.ua/articles/75326#article

[23] См., например: Лукьянов Ф. Конец преемственности /Ф. Лукьянов // [Электронный ресурс]: сайт Газета.ру. -Режим доступа: http://www.gazeta.ru/column/lukyanov/2830550.shtml

[24] Сергей Лавров: Россия и Евросоюз жизненно заинтересованы в сотрудничестве // [Электронный ресурс]: сайт Общероссийского союза общественных объединений "Российская нация". - Режим доступа: http://www.rosnation.ru/index.php?D=37&goto=183

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
08.12.16
В Молдавии установят бюст короля «Великой Румынии»
NB!
08.12.16
Япония должна признать итоги войны
NB!
08.12.16
Последняя игра ЦСКА под руководством Слуцкого — провал
NB!
08.12.16
Жадность фраера погубит: похоронят ли Порошенко откровения его соратника?
NB!
07.12.16
«Меркель будет решать проблему, которую сама же и создала»
NB!
07.12.16
Guardian: «Ради сделки с Россией по Сирии Трамп принесет Украину в жертву»
NB!
07.12.16
«Заморозка» накопительной части пенсии на три года прошла II чтение Госдумы
NB!
07.12.16
Восстанавливаются пенсионные права осужденных и реабилитированных граждан
NB!
07.12.16
Приостановка компенсаций советских вкладов Сбербанка продлевается
NB!
07.12.16
«Севастополь ждет от нового губернатора решения социальных проблем»
NB!
07.12.16
Госдума повысила МРОТ на 300 рублей
NB!
07.12.16
Законопроект о фонде долевого строительства внесен в Госдуму
NB!
07.12.16
Госдума устанавливает единый порядок индексации соцвыплат с 2018 года
NB!
07.12.16
В Ингушетии задержаны сотрудники Центра по противодействию экстремизму
NB!
07.12.16
Радио REGNUM: второй выпуск за 7 декабря
NB!
07.12.16
Министр — екатеринбуржцам: Скинемся на метро
NB!
07.12.16
Киев пытается уйти от обсуждения политической повестки — Грызлов
NB!
07.12.16
Проект федерального бюджета на 2017-2019 годы прошел II чтение Госдумы
NB!
07.12.16
«Теневой» мусор Подмосковья: сколько теряет область на криминальных схемах?
NB!
07.12.16
Ирландский суд снял арест со счетов Ходорковского на €100 млн
NB!
07.12.16
Песков: Путин лично принял решение о сокращении нефтедобычи
NB!
07.12.16
AC: Борьба США с терроризмом — полностью неэффективна