Судебная реформа и реформа полиции обсуждалась 14 сентября в Москве кандидатами в Совет по правам человека при президенте РФ и членами Совета, сообщает корреспондент ИА REGNUM. Главный эксперт-консультант АНО "ЮРИКС" по научно-правовой деятельности Анита Соболева сообщила, что, "во-первых, есть проблема избирательности правовых норм". "Во-вторых, сегодня приходится говорить о том, о чём в советские времена не приходилось говорить - суды не соблюдают норм материального права, не говоря уже о процессуальном, а это делает невозможной работу любого юриста", - сказала Соболева. "Появилось лукавство со стороны правовой системы, когда мы вернулись к практике - был бы человек, а статья найдётся. У нас есть подгонка статьи под определённого человека, а не под деяния. Как, например, привлечение оппозиционеров за нецензурную брань, в то время как пьяниц в метро никто не привлекает за ругань. Эта статья у нас явно "сидит" в законодательстве для использования в нужный момент", - полагает она.

Кроме того, Соболева сообщила, что также "образовалось теневое законодательство, напоминающее дореволюционную "царскую охранку"". Она проиллюстрировала это на примере использования нормативных актов, "которые не зарегистрированы в Минюсте и не опубликованы". "Это приказы МВД. Это стало совершенно очевидно, когда на основе таких документов человек был включён в базу данных розыска, а в соответствии с этим человека останавливали на каждой станции, когда он ехал до Самары. Кстати, неизвестно как из этой базы человека исключить. Только если человек узнал, что он находится в этой базе, он вообще может узнать на основании каких материалов его туда включили", - сказала Соболева.

Напомним, что важнейшей предпосылкой судебной реформы в России было признание суверенитета Российской Федерации, объявление ее демократическим правовым государством, функционирование которого основано на принципе разделения властей (п. 13 Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990г.). Основополагающие идеи Концепции судебной реформы были зафиксированы в Конституции Российской Федерации 1993 года и ряде российских законов, принимавшихся в 1991 году и последующие годы.