Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока переживают сегодня непростой и очень сложный, а некоторые группы критический этап в своей истории. Часто звучат тезисы о том, что эти народы находятся на грани исчезновения. О том, насколько обоснованы эти опасения рассказал на конференции "История освоения Арктики: от прошлого к будущему" вице-президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибирии, Дальнего Востока РФ Родион Суляндзига.

"Степень опасности для этнического будущего этих народов в целом очень высока и критична, но далеко не однозначна. В этом отношении их можно условно разделить на три группы, - сказал он и продложел, - К первой, которая, безусловно, находится у самой опасной черты, относятся ороки, орочи, негидальцы, энцы, алеуты. Низкая численность - а их всего несколько сотен человек, - высокий уровень ассимиляции, дисперсное расселение могут привести к окончательному их растворению в окружающем населении. Скорее всего, это и произойдет в ближайшие десятилетия. Собственно говоря, орочей, негидальцев, энцев как этнических систем уже не существует. Есть несколько локальных групп с такими этнонимами, которые идентифицируют себя не столько со своей этнической общностью, сколько с общностью всех малочисленных народов региона.

Ко второй группе можно отнести долган, эскимосов, селькупов, нивхов, ульчей, удэгейцев, саами, ительменов, нганасан, юкагиров, кето, телеутов и чуванцев. В силу относительно большей численности (от одной до 3-4 тыс. чел.) их положение не столь безнадежно. Хотя они и находятся в "зоне риска", было бы неверным подводить под их существованием некую черту в ближайшее время. Правда, внутри этой группы также есть народы, этническое будущее которых не внушает особого оптимизма. Это относится, прежде всего, к юкагирам и чуванцам.

Третью группу составляют достаточно крупные этносы, такие как эвенки, эвены, чукчи, ненцы, нанайцы, коряки, ханты, манси, шорцы. Несмотря на кризисную социально-экономическую ситуацию в районах их проживания, ухудшающиеся демографические показатели, снижение уровня и качества жизни, все они отличаются устойчивым этническим самосознанием, достаточным образовательным уровнем, пользуются своим языком, обладают собственными этнокультурными институтами и в целом имеют определенные возможности к саморазвитию. Главное для них в современных условиях - поиск новых критериев самоидентификации. Этим народам еще предстоит найти оптимальную модель своего будущего".

Вместе с тем, Родион Суляндзига отметил, что для большинства народов Севера все-таки характерно устойчивое этническое самосознание. Растет политическая активность, историческая память о своем прошлом, интерес к творческому осмыслению культурного опыта предшествующих поколений, стремление к этническому самоопределению. "Все это дает основания и шанс полагать, что у большинства северных этносов впереди еще долгая история, - сказал эксперт. - Но история этих народов будет напрямую зависеть от активности и сознания самих народов, от политики государства в отношении коренных народов, от их роли и месте в системе общегосударственных отношений, от степени интеграции их отношений с другими окружающими народами и средой.

Низкая продолжительность жизни, высокая детская смертность, заболеваемость алкоголизмом и туберкулезом, безработица, суицид - вот неполный перечень показателей, по которым коренные народы Севера "лидируют" среди других народов России. Интенсивная миграция на Север в связи с его промышленным освоением пришлого населения породила новые серьезные проблемы, которых не было в начале века - ассимиляцию и аккультурацию аборигенов".

По мнению эксперта, в особо тяжелом положении оказался традиционный хозяйственный комплекс. Борьба с кочеванием, отрыв детей от семьи нарушили вековую преемственность, привели к резкой нехватке кадров в традиционных отраслях с одной стороны и неспособностью большинства молодых людей приспособиться к современным условиям жизни с другой. Целые поколения оказались на обочине и вне активной жизни. Интенсивное промышленное освоение без учета пониженной устойчивости и продуктивности северных биосистем стало серьезным фактором ухудшения и сокращения жизненного пространства для народов Севера.

"Новая Россия, признав неверную ориентацию советской национальной политики на Севере и в целом, к сожалению, не сумела предложить в этом отношении ничего нового. Более того, если советская политика была по-своему логичной и последовательно проводилась в жизнь, то в настоящее время все ограничивается декларациями о возрождении и развитии народов Севера. Что можно и нужно сделать для того, чтобы новое столетие не стало последним в их тысячелетней истории?" - Вопрошает вице-президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибирии, Дальнего Востока РФ.

"Коренные малочисленные народы Севера Российской Федерации - это народы, находящиеся в этно-демографическом равновесии с кормящим ландшафтом и вследствие этого очень неустойчивые к внешним воздействиям. - подчеркнул он. - Это предполагает необходимость государственных мер, направленных как на сохранение их природной среды обитания ("кормящих" ландшафтов), так и на достижение устойчивого этно-демографического и социального развития этих народов.

Исходя из особенностей этнических систем малочисленных народов, первостепенными представляются следующие меры:

1) Безусловный отказ от политики тотального государственного патернализма. Народам Севера надо самим решать степень государственного, экономического и культурного вмешательства в их жизнь.

2) Отказ от государственной опеки совсем не означает устранения государства от решения проблем малочисленных народов Севера. Наоборот, государство обязано взять на себя обеспечение нормального функционирования экономической, социальной, транспортной инфраструктуры в районах проживания народов Севера, выступить гарантом при согласовании интересов коренного населения и компаний, ведущих эксплуатацию природных ресурсов на землях аборигенов, обеспечивать мониторинг и охрану окружающей среды в зонах промышленного освоения.

3) Сохранение и поддержание еще существующих кочевых популяций народов Севера. Для этого необходимо разработать программу развития и поддержки кочевого образа жизни при полном отказе от какого-либо принуждения. Необходимо создать условия, при которых традиционная деятельность даст реальную возможность достойного существования. Особенно важно восстановить исторически сложившуюся систему расселения рыбаков и охотников в небольших, но социально обустроенных поселках, создать в них малокомплектные школы. Все это позволит обеспечить нормальное воспроизводство населения, выживание традиционной культуры.

4) Скорейшее завершение работы по выделению территорий традиционного природопользования. Главной проблемой при определении жизненного пространства для народов Севера является безусловное обеспечение статуса этих территорий от многочисленных внешних посягательств. Все, что сделано в этом отношении к настоящему времени, фактически не работает, ТТП значатся лишь на картах и схемах, большинство из них выделены по остаточному принципу, что не способствует достижению целей, ради которых они создавались.

5) Традиционные отрасли хозяйства народов Севера необходимо выделить в особый сектор экономики со своими органами управления и правом на государственные субсидии по аналогии с сельским хозяйством. Нужен государственный заказ на продукцию промыслово-оленеводческого хозяйства, соответствующие механизмы кредитования, льготного налогообложения, ценовой политики, стимулирующих развитие традиционных отраслей.

6) Неотложных мер требует социально-демографическая политика, направленная на повышение рождаемости и стимулирование многодетности в семьях коренных народов, охрану здоровья, искоренение пьянства и алкоголизма, ставших сегодня важнейшим фактором демографического кризиса.

7) Особую важность приобретает политический аспект развития народов Севера - создание органов местного самоуправления, достойное представительство малочисленных народов в органах законодательной и исполнительной власти на всех уровнях. Федеральная власть должна гарантировать права аборигенов Севера и создать единое национальное правовое поле, не исключая региональное законодательство.

Суммируя все вышеперечисленные меры, однозначно можно сказать, что государство должно разработать программу срочных мер, направленную на выравнивание уровня жизненных показателей северных народов с общероссийскими и программу долгосрочного действия с передачей самим народам функций самоуправления".