Эксперт: Развитие портовой инфраструктуры делает Каспий природным транспортным хабом

Москва, 13 сентября 2012, 10:07 — REGNUM  

Развитие портовой инфраструктуры делает Каспий природным транспортным хабом. Об этом в ходе международной конференции "Парадигмы международного сотрудничества на Каспии: энергетика, экология, модернизация, безопасность", которая проходит в эти дни в Актау (Казахстан), заявил азербайджанский эксперт Ильгар Велизаде. ИА REGNUM публикует доклад эксперта полностью.

Каспийское море, в дополнении ко всем своим уникальным свойствам, обладает еще одним практически неисчерпаемым ресурсом - ресурсом развития. В настоящее время оно выступает не только в качестве огромной сырьевой базы для прибрежных стран, причем имеется ввиду не только наличие в его пределах значительных гидрокарбонатных месторождений, но и уникальных биоресурсов, это также - большой природный транспортный хаб, который соединяет такие субрегионы Евразийского континента как Средняя Азия и Средний Восток, Юго-Восточная Европа и Юго-Западная Азия.

На мой взгляд, именно это свойство Каспийского моря - объединять прибрежные страны и народы будет определять политический и экономический векторы развития этого региона на столетия вперед. Кстати говоря о созидательном потенциале Каспия хорошо знали и эффективно пользовались им, наши предки, что прекрасно доказал в своей фундаментальной монографии "Тысячелетие вокруг Каспия" выдающийся советский историк Лев Гумилев. Есть понимание о необходимости превратить Каспий в море сотрудничества и у нынешних правительств стран каспийской пятерки.

Ярким примером этому могут служить осуществление странами проектов по развитию их прибрежных регионов. В частности сегодня все мы являемся свидетелями того, какими быстрыми темпами ведутся работы по переоснащению существующих на Каспии портов. На эти цели выделяются большие материальные, трудовые и финансовые ресурсы.

Так, уже несколько лет в Азербайджане ведется строительство нового международного морского порта Алят. Предусматривается, что уже 2014 году он будет сдан в эксплуатацию. Стоимость проекта составляет $400 млн., а мощность 11,6 млн. тонн в год. На территории порта также предусмотрено создание свободной экономической зоны.

Астраханский морской транспортный узел в России в ближайшей перспективе также ожидают серьезные перемены. Он станет центром морских портов России в Каспийском бассейне. Централизация, которая сегодня осуществляется, позволит усилить портовые мощности и увеличить грузооборот консолидированного морского порта имеются ввиду порты Астрахань и Оля. Недавно было принято решение создать федеральное государственное учреждение "Администрация морских портов Каспийского бассейна". Новая структура будет координировать деятельность морского транспортного узла на Каспии. Его филиалы появятся в городах Оля и Махачкала. Что касается Махачкалинского торгового порта, то предусматривается, что его перевалочная мощность будет увеличена до 15 млн тонн в год не позднее 2020г.

В целом, как предполагается развитие инфраструктуры азербайджанских, российских, казахстанских, туркменских и иранских портов на Каспии будет способствовать расширению торговли прикаспийских государств со странами Западной Европы. Нелишне отметить, что каспийские морские порты являются важным составным звеном международной транспортной магистрали "Север-Юг", в которой Ирану отводится важная роль.

В планах Ирана есть намерение построить порты Чамхале, Кияшехре и Чабуксере в прикаспийском городе Ленгеруд. Ведутся работы по увеличению потенциала погрузочных и разгрузочных мощностей порта Энзели. Предусматривается доведение его мощности до 11 миллионов тонн. К слову сказать, на сегодня на побережье Каспия функционируют пять иранских портов - Энзели, Ноушахр, Амирабад, Гяз и Нека. Ведутся работы по развитию порта Астара.

Масштабная реконструкция ожидает порт Туркменбаши в Туркменистане. В связи с возрастающим значением маршрута Европа-Кавказ-Средняя Азия роль Туркменбашинского морского порта значительно возрастает. Поэтому намечено построить на территории порта дополнительные причалы, создать судоремонтное предприятие и логистический центр. Также будут дополнительно приобретены танкеры, паромы типа "Ро-Пакс", пассажирские суда.

И, наконец, Казахстан. В гостеприимном Актау, чей порт обслуживает треть объема грузооборота на Каспии, вот уже более десятилетия ведется поэтапная модернизация, что делает этот порт одним из самых современных на Каспии. В ближайшей перспективе порт Актау намерен создать центр обслуживания клиентов и диверсифицировать грузоперевозки, повышая качество оказываемых услуг.

Здесь следует заметить, что помимо порта Актау и его филиала в пос. Баутино, морская портовая инфраструктура Казахстана представлена речным портом Атырау, а в перспективе будут развиваться также порты Курык и Сартас.

Конечно, в одном докладе трудно охватить подробно весь спектр осуществляемых работ, но даже сказанное позволяет говорить о том, что в ближайшие годы экономический потенциал региона значительно возрастет. Вместе с этим у стран региона повышается мотивация для более активного взаимодействия, для повышения степени координации и экономической кооперации.

В то же время есть и немало причин, сдерживающих сотрудничество. К ним следует отнести: моноструктуру экономик стран региона (все пять государств по сути являются сырьевыми), часто несогласованность внешнеторговой деятельности (неодинаковые таможенные пошлины, высокие транспортные расходы, ограничивающие торговые связи), недостаточно благоприятные условия для взаимного доступа промышленного, торгового, инновационного, финансового и страхового капитала, несовершенство национальных законодательств, высокий уровень коррупции и серьезные экологические проблемы, зачастую вызванные интенсивной нефтегазодобычей последних десятилетий.

В то же время для преодоления этих противоречий политики, эксперты стран региона неоднократно призывали и призывают активизировать усилия для развития экономической зоны вокруг Каспия.

Обращает на себя внимание то, что часто товары транспортируются в обход Каспийского моря, таким образом, Прикаспийские страны теряют так необходимые средства. Неопределенность правового статуса Каспия также создает проблемы для экономического развития этой территории. Высказываются идеи относительно того, что давно назрела необходимость создания Организации Каспийского экономического сотрудничества, Каспийского банка развития, поскольку данный регион - это мощнейший экономический узел, обладающий колоссальным потенциалом для развития.

Тем не менее осуществление этих проектов требует наличие согласованного подхода к проблеме, а следовательно интенсификации межкаспийского диалога.

Уверен, что недалек тот день когда мы станем очевидцами решения этих проблем, что продиктовано необходимостью развития. Развития, которое обеспечивается лишь взаимовыгодным сотрудничеством, мотивация в котором постоянно повышается.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.