Экспансия Норвегии в Арктику в XX и XXI веке не имеет аналогов. Об этом сказал на на конференции "История изучения и освоения Арктики - от прошлого к будущему" в Архангельске главный редактор журнала "Арктика и Север", профессор Юрий Лукин. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, эксперт пояснил, что, используя тактику "мягкой силы", Норвегия совершенно мирным путем увеличивает свои территории и ставит перед собой новые цели.

"Первым крупным успехом Норвегии в 1920 году стал остров Шпицберген. Второе крупное приобретение Норвегии - это остров Ян-Маен, который находятся между Гренландским и Норвежским морями", - перечислил Юрий Лукин. Ян-Маен расположен примерно в 600 километрах к северу от Исландии, в 500 километрах к востоку от Гренландии и в 1000 километрах к западу от Норвегии, и все-таки с 1929 года остров является ее государственной территорией. Несмотря на то, что большого интереса он не представляет - пустынный вулканический остров, частично покрытый мхом и травой, - это все-таки фактическое расширение границ.

Следующее приобретение Норвегии - это территория Баренцева моря и Северного Ледовитого океана, отданная Россией в сентябре 2010 года при подписании договора "О разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане".

"Давайте смотреть в лицо фактам: Штокмановский проект "накрылся". Норвегия вышла из этого проекта, как и предсказывали при заключении этого договора", - подчеркнул эксперт, напомнив тем самым надежды российской стороны проекта на то, что после подписания договора норвежцы поделятся с "Газпромом" технологиями по освоению арктических месторождений.

"И что Норвегия делает сейчас? Она самостоятельно развивает исследования в Арктике. С помощью своей спутниковой системы она имеет возможность наблюдать, что происходит в Архангельской области, Мурманскую область, Северный флот. А мы в этом отстаем - у нас такая система появится только не раньше 2016 года. Всем абсолютно ясно, что кроме явных целей Норвегия ставит перед собой и иные - скрытые - цели, и она это публично признает. Это я оставляю без комментариев, так как всем понятно, что это за цели", - заключил Юрий Лукин.