Молдавский суд отказывается рассматривать иск об отмене преподавания в Молдавии "Истории румын"

Москва, 12 сентября 2012, 02:05 — REGNUM  Ассоциация историков и политологов Pro-Moldova 11 сентября повторно оспорила в судебном порядке приказ Министерства просвещения Молдавии о введении в школьную программу предмета "История румын". Как передает корреспондент ИА REGNUM, об этом сообщил глава ассоциации Сергей Назария.

Он сообщил, что Апелляционная палата Кишинева ранее отказалась рассматривать данный иск, и теперь жалоба на данное решение Апелляционной палаты подан в Высшую судебную палату. В случае отказа и в данной инстанции, историки и политологи намерены обратиться в Европейский суд по правам человека.

В качестве компромиссного варианта разрешения ситуации Назария предлагает предоставить ученикам возможность выбирать, какой курс истории изучать - "Историю Молдавии" или "Историю румын".

Справка ИА REGNUM: Минпросвещения Молдавии приняло решение с 1 сентября 2012 года переименовать изучаемый в школах Молдавии курс истории из "Истории" в "Историю румын и всемирную историю". Напомним, "История румын" преподавалась в Молдавии в 1990 - 2006 гг., после чего курс "Истории румын" был заменен на "Интегрированную историю". В 2002 году Комитет министров Совета Европы, проанализировав курс "Истории румын", выступил с рекомендациями исключить его из школьной программы, назвав его "ксенофобским", "разъединяющим общество" и "оскорбляющим национальные меньшинства". "Нынешние методы преподавания-изучения "Истории румын"... отражают националистическое отношение, и, тем самым, неуважение к истории других этнических и религиозных групп Молдавии. Эти методы будут и впредь создавать проблемы, поскольку препятствуют пониманию и толерантности", - отмечалось в документе. Однако в июне 2011 года в молдавских и румынских СМИ появилась информация о том, что предмет "История румын" будет возвращен в школьные программы, а Бухарест профинансирует издание соответствующих учебников. Тем не менее, из-за протестов представителей гражданского общества и ряда историков, по решению Минобразования, в текущем учебном году в школах страны преподается предмет "История", в рамках которого 50% составляет всемирная история, 45% - национальная история, и 5% - местная история соответствующих городов и сел.

Румынская идентичность исторически вторична по отношению к молдавской. Понятия "румыны", "румынский народ" и "румынский язык", созданный трансильванскими лингвистами на латинице, были изобретены в конце XVIII века. Молдавская же письменность существует на кириллице с XVI века. В то же время, согласно сегодняшней официальной позиции Румынии, разделяемой также бессарабскими сторонниками румыноунионизма, Республика Молдова является "вторым румынским государством", молдаване - "румынами", молдавский язык - "румынским". При этом, согласно данным переписи 2004 года, обнародованным Национальным бюро статистики Молдавии, румынами себя назвали 2,2% жителей Молдавии, молдаванами - 75,8%, 78,4% молдаван родным языком указали молдавский язык, 18,8% - румынский. Молдавский и румынский языки, несмотря на ряд региональных отличий, выражающихся в том числе в использовании кириллицы либо латиницы, представляют один и тот же язык, а вопрос идентичности является политическим маркером для населения РМ. Между тем, сама постановка Бухарестом вопроса о молдавских и украинских "румынах" искусственна, поскольку, помимо того, что румынская идентичность исторически вторична по отношению к молдавской, формирование румын как нации происходило на части территории современной Румынии - в Валахии и Молдавии - во второй половине XIX века, когда Бессарабия уже была в составе Российской империи, а Буковина - в составе Австро-Венгрии. Однако факты оккупации этих территорий с 1918 по 1940 гг. и с 1941 по 1944 гг. до сих пор служат для Бухареста поводом объявлять молдавское население этих территорий "румынами" и претендовать на ту или иную степень своего влияния и присутствия в регионе.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.