"Ленфильм": Человечнее и ближе к зрителю?

Москва, 11 сентября 2012, 18:30 — REGNUM  Судьба "Ленфильма" должна решиться в ближайшее время - это сегодня, 11 сентября, пообещал министр культуры России Владимир Мединский на общественных слушаниях по двум концепциям развития студии, состоявшихся в студиях РИА-Новости в Москве и в Санкт-Петербурге. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, на слушаниях были обнародованы и данные аудиторской проверки студии, проведенной по инициативе Минкульта РФ по договору с Росимуществом одной из аудиторских компаний.

В долгах под дырявой крышей

О результатах проверки текущей ситуации на "Ленфильме" по итогам 2011 года и первому полугодию 2012-го доложил советник министра культуры РФ Андрей Аристархов. Студия осуществляет профильную деятельность - то есть кинопроизводство и непрофильную - сдает в аренду помещения. За аренду помещений "Ленфильм" в 2011 году заработал 243 млн рублей, в первом полугодии 2012 года - 81, 5 млн рублей. Убыточность профильной деятельности частично погашается за счет аренды. Кредиторская задолженность "Ленфильма" за первое полугодие 2012 года составляет 76 млн рублей, дебиторская за тот же период - 26 млн. За 2011 год с "Ленфильма" взыскали по решению арбитражных судов 5 млн рублей, за первое полугодие 2012-го принято решение взыскать 20 млн и на стадии рассмотрения дела на общую сумму 16 млн рублей.

Комитет по культуре Смольного тоже подал иск на "Ленфильм" на 15 млн рублей - за срыв сроков сдачи картины "Моя бабушка - ведьма". Однако, как подчеркнул Аристархов, "конфликт может быть урегулирован". Основная причина плачевного состояния финансов студии - низкий спрос на профильные услуги при высоких затратах. Число сотрудников по сравнению с прошлым годом сократилось на 10%, их сейчас 248, но фонд оплаты труда вырос на 25%, при этом средняя зарплата ниже всякой критики - 14,5 тыс рублей в месяц на человека.

Аудиторы отмечают, что в ряде помещений "Ленфильма" на Каменноостровском проспекте нет горячей воды, почти все они нуждаются в ремонте. Текут крыши, частично отсутствует асфальт, нет отопления в гаражах и павильонах на другой площадке "Ленфильма" - территории около 10 га в Сосновой поляне в Красносельском районе города. Требует дооснащения звукотехнический комплекс, устарел морально и технически кинотехнический центр, в 23 из 46 гримерных нет горячей воды, нет фото и видео павильонов, было около 300 единиц специализированного транспорта, сейчас нет ни одной. И т.д и т.п. Но, в целом, система принятия решений и структура управления соответствуют целям и задачам киностудии.

Сокуров: Создавать с чистого листа и на "живых руинах"

Прежде чем были озвучены обе концепции, слово предоставили кинорежиссеру Александру Сокурову, члену Общественного совета при киностудии, последовательно отстаивавшего интересы "Ленфильма", написавшего вместе с кинорежиссером Алексеем Германом-старшим письмо Владимиру Путину о судьбе студии, лично встречавшегося в октябре 2011 года с Путиным по поводу судьбы студии. Сокуров напомнил сегодня, что "только общественное сопротивление позволило избежать приватизации "Ленфильма".

"Мы отстаиваем наш завод, наше предприятие, тех, кто в блокаду сохранил "Ленфильм", традиции блестящих ленфильмовских режиссеров, - подчеркнул Сокуров. - Наши действия - единственная форма нравственного поведения".

Александр Сокуров заявил, что необходимо пересмотреть состав совета директоров студии - он должен быть обновлен полностью, чтобы "начать работу с чистого листа". Он отметил, что Министерство культуры России фактически лишено возможности влиять на жизнь "Ленфильма" - вектор надо менять. Сокуров высказался за то, чтобы студия стала мощным производственным и образовательным центром национального масштаба, создавать который придется на "живых руинах".

"Студия должна быть разделена на департаменты, связанные между собою и работающие под управлением директора, художественного руководителя и художественного совета, а крыша от дождя - это обновленный совет директоров", - сказал Сокуров. Департаменты должны быть самые разные - национального кино, мультипликации (им бы могла руководить известный режиссер Ирина Евтеева), департамент по работе с дебютантами - Константин Лопушанский и Сергей Овчаров могли бы работать в этом направлении. Надо создать интернет-департамент, объединить под крылом "Ленфильма" студию научного кино и документального кино. "Надо создавать филиалы "Ленфильма по всей России - небольшие кинотеатры, бюро по связям с регионами, бывать в школах и вузах, отбирать тех, кто способен к визуальным искусствам, - сказал Сокуров. - Как бы ни ненавидели авторское кино, его надо поддерживать".

Член Общественного совета киностудии, режиссер, продюсер и композитор Андрей Сигле, говоря о концепции Общественного совета, сообщил, что цель ее - создание современного кинематографического центра полного цикла от проекта до проката. Но студия должна иметь профильную направленность - сильная сторона ленинградской школы именно в авторском интеллектуальном кино, в детских и исторических фильмах. Сигле озвучил уже известную цифру - 2 млрд рублей, об этой же сумме на "подъем" "Ленфильма" говорил Путину и Сокуров еще осенью 2011 года. Эти средства можно взять на 10 лет в кредит за 2% годовых при субсидировании государством процентной ставки, при этом Сигле рассчитывает на возврат "Золотой коллекции" "Ленфильма", которая ныне принадлежит Госфильмофонду, если ее вернуть, то она тоже сможет приносить студии деньги - до 140 млн рублей ежегодно.

Планово на студии можно производить 15 кинокартин и 4 сериала в год. При самом пессимистичном прогнозе - 9 картин и 4 сериала, причем обязательно 3-4 картины - собственного производства, Через три - четыре года, по словам Сигле, можно достичь 100% выручки от производства на студии.

Концепция №2 - ребрендинг за полтора миллиарда

Концепцию Совета директоров представили Эдуард Пичугин и Сергей Снежкин, но перед этим был показан студенческий фильм о судьбе студии - ее славном прошлом и тяжелом настоящем, о светлом будущем не получилось увидеть - модератор из-за недостатка времени прервала показ. Но участники слушаний успели услышать фразу о том, что те люди, которые в свое время поставили "Ленфильму" морально устаревшее звукотехническое оборудование "под видом нового теперь требуют от государства 2 млрд рублей на ее возрождение".

Концепция же Совета директоров "тянет" на полтора миллиарда рублей, но при этом, как сказал Снежкин, предусматривает "возвращение киностудии, как главной киностудии страны и новый образ "Ленфильма", его ребрендинг". Студия будет развиваться по трем моделям бизнес модель работы студийного комплекса и модель работы студии как продюсерского центра, а третья - это интеграция в культурную среду Санкт-Петербурга. Средства на "вытаскивание" студии тоже берутся в кредит. Снежкин довольно подробно говорил, какие фирмы можно привлечь для поставки оборудования.

"Ленфильм" - это не заповедник

В петербургской студии РИА-Новостей находилась председатель Общественного совета "Ленфильма" Светлана Кармалита, но ее выступление было показано в записи - оно было подготовлено заранее. Кармалита заявила, что, отмечая схожесть двух концепций, значительная часть членов Общественного совета поддерживает концепцию Совета директоров: "В ней меньше лозунгов, больше дела, она интегрирована в культуру Санкт-Петербурга".

По словам Кармалиты, основные расхождения ряда членов Общественного Совета с Сокуровым и Сигле в идеологической составляющей первой концепции: "Мы не можем ее принять за узость восприятия современного состояния кинематографа. Опора на авторское, детское и историческое кино не позволит студии адекватно существовать в современном кинематографическом мире". "Ленфильм" должен быть живой студией, а не заповедником, концепция Совета директоров человечнее и ближе к зрителю".

В студии РИА-Новости в Москве Сокуров закрыл лицо руками.

Обсуждения были краткими, Андрею Сигле практически не давали слова и только с подачи министра Мединского он смог говорить. Прежде всего, Сигле обратился к Пичугину за разъяснениями по фрагменту документального студенческого фильма о студии, где прозвучала фраза о поставках некачественного оборудования. "Это моя фирма поставляла оборудование, я буду отстаивать свою честь в суде", - сказал Сигле.

Практически все присутствующие склонялись к тому, что вторая концепция лучше проработана. Когда видеомост со студией в московской редакции РИА-Новости завершился, в петербургской редакции Светлана Кармалита подтвердила ситуацию раскола в Общественном совете "Ленфильма": "Мы сказали Сигле - Андрей не рвись, мы поддержи Совет директоров, помоги им. Он рассмеялся. Мы считаем, что дирекцию надо оставлять, посмотреть, как она сможет работать не в условиях умирания. Или должен быть Северо-Запад, где существует большая киностудия "Ленфильм", которая создает артхаусное, детское и историческое кино и королем ходит по фестивалям - так надо это видеть?"

В скором времени Общественный совет соберется снова, а пока снова получилась пьеса с открытым финалом.

Галина Артеменко

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.