Прикаспийские страны демонстрируют друг другу мускулы. Опасной эту игру делает иранский кризис и наличие неразрешенных споров между ними, сообщает "Немецкая волна".

По данным издания, на прошлой неделе Туркмения провела первые за время своей независимости военно-морские учения на Каспии. В них, по сообщениям российских СМИ, были задействованы как ВМФ, так и ВВС, и сухопутные силы, а также спецназ МНБ и подразделения МВД. Отрабатывались действия по отражению нападения условного противника, чьи диверсионные группы после обострения военно-политической обстановки в Прикаспийском регионе проникли на территорию, принадлежащую Туркмении, с целью выведения из строя военных объектов, захвата торговых судов, НПЗ и государственных учреждений.

По мнению экспертов, нейтральная Туркмения таким образом лишь подтвердила свое участие в милитаризации Каспия. "Этот процесс в последние годы активизировался", - считает координатор объединенной евразийской экспертной сети Jeen Наталья Харитонова. Она указывает, что весной 2012 года Казахстан спустил на воду первый ракетно-артиллерийский корабль собственного производства, в 2013 году Астана планирует пополнить каспийскую флотилию еще двумя подобными кораблями, но с более мощным вооружением.

Любопытно, что портал, ссылаясь на Харитонову, отмечает, что "высокими темпами и почти синхронно идет наращивание военных потенциалов на Каспии у Туркмении и Азербайджана. При этом после распада СССР ВМФ Азербайджана получил гораздо больше при дележе военной техники, нежели ВМФ Туркмении. Ашхабад укрепляет флот благодаря импорту (в основном с Украины, в счет поставок газа) и аренде у Ирана. Азербайджан же делает ставку на военно-техническое сотрудничество с Израилем".

В международных СМИ сообщалось о строительстве Израилем в Азербайджане в прошлом году завода по производству беспилотных летательных аппаратов. На нем уже выпускают беспилотники, ведущие наблюдение на участках возле спорных месторождений нефти с Туркменией и с Ираном, а также вдоль азербайджанско-иранской границы. Обслуживание этих аппаратов осуществляют как местные, так и израильские специалисты. По мнению Натальи Харитоновой, между Баку и Ашхабадом развернута настоящая гонка вооружений, а нынешние маневры Ашхабада - это ответ на крупномасштабные учения, проведенные Баку в апреле этого года. Также "Немецкая волна" цитирует главного редактора голландского интернет-издания Eurasia Energy Observer Андрея Тибольда, который согласен с тем, что маневры, проведенные Ашхабадом, - это ответ на то, что в целом происходит в регионе, и, в частности, на учения, проведенные Азербайджаном. "Отношения между этими странами в последнее время снова ухудшились. Это связано с переговорами по Транскаспийскому трубопроводу. Еврокомиссия старается достичь договора между Баку и Ашхабадом о строительстве этого трубопровода, но интереса ни со стороны Туркмении, ни со стороны Азербайджана не видно. А отсутствие результата, направленного на сближение интересов, усиливает их расхождение", - считает Андрей Тибольд. Однако, по его словам, планов начать военный конфликт из-за месторождений ни у Туркмении, ни у Азербайджана нет. Это ухудшило бы бизнес-климат в обеих странах.

"Мощным флотом на Каспии уже располагает Иран. И он продолжает наращивать на Каспии военно-морскую группировку, которой надлежит контролировать спорные участки моря. Как отметила в интервью DW Наталья Харитонова, в основном споры на Каспии и другие глубокие противоречия существуют между Тегераном и Баку. А дамоклов меч возможной военной операции Израиля и его западных союзников против Ирана добавляет градус напряженности происходящему в регионе. Тегеран не может исключать использования ВВС противника территории Азербайджана при операции против Ирана", - отмечается в статье.

О том, что иранский кризис делает обстановку на Каспии более напряженной, говорит и Андрей Тибольд. По его мнению, Туркмения старается показать, что она готова защищать свои интересы и территории в случае возникновения конфликта между Западом и Ираном. Тем более, что в этом конфликте Баку видится союзником Запада и может попытаться использовать это союзничество себе на пользу. В том числе для оказания давления на Туркмению при решении имеющихся спорных вопросов. "С другой стороны, сама Туркмения выступает потенциальным партнером НАТО по транспортному коридору грузов в Афганистан, и в случае возникновения конфликта трудно сказать, какие именно военные контрмеры примет Иран. Того, что они коснутся Туркмении, исключать нельзя", - отмечает эксперт по прикаспийскому региону.

Но наиболее крупную флотилию на Каспии имеет Россия, хотя ответственные российские военачальники заявляют об ее технической отсталости и о необходимости ее модернизации, говорит Наталья Харитонова. Тем не менее любое движение Москвы в сторону усиления позиций на Каспии вызывает особое беспокойство, но не столько у соседей, сколько на Западе, отмечает Андрей Тибольд. По его словам, исторически на Западе рассматривали Россию как угрозу, и этот подход сильно не изменился, в том числе по Каспию. "Объективно интересы Запада отличаются от интересов России и на Кавказе, и в этом регионе, столь богатом ресурсами. Но исторически это регион влияния России, и у нее есть право отстаивать там свои интересы. При этом объективно сейчас Россия как раз заинтересована в сохранении на Каспии стабильности", - считает эксперт из Амстердама.