ИА REGNUM беседует с Илзе Островской - известным латвийским политологом, доктором наук, директором программ Европоведения Балтийской международной академии. Тема беседы - политическая ситуация, сложившаяся в Латвии в настоящее время, и ее ближайшие перспективы.

ИА REGNUM: Если начать с наиболее животрепещущей на данный момент темы, то каково ваше отношению к референдуму по введению "нулевого варианта" по гражданству, подготовка к которому сейчас проходит в Латвии?

Я предлагаю взглянуть на ситуацию максимально трезвым взглядом - то есть, отвергнув стереотипы, царящие как в русскоязычной, так и в латышской прессе. И если мы так сделаем, то обнаружим два основных нюанса. Во-первых, это те самые неграждане, которых мне, честно говоря, жалко - ибо большинство из них не понимают, монетой в чьей разменной игре они стали. Во-вторых, это латышские партии, представители которых в душе восприняли известие о подготовке референдума за введение "нулевого варианта" по гражданству с огромной радостью. Это и в самом деле оказался лучший подарок для них, какой только можно было вообразить в преддверии приближающихся муниципальных выборов. Посудите сами. Государство наше сейчас находится в, мягко говоря, не лучшей социально-экономической ситуации. То есть, надо усердно работать над программами развития народного хозяйства, подъема уровня населения, возврата уехавших в трудовую иммиграцию, по крупицам завоевывать доверие электората - дело очень тяжелое и, в целом, неблагодарное. И тут правящим в Сейме партиям подсовывают шикарный повод сплотить вокруг себя избирателя - и без всяких детально проработанных экономических программ! Нужно только воззвать к электорату, сказать, что вновь встал вопрос о дальнейшем существовании наших национальных и культурных ценностей, о том, что необходимо их отстоять - и люди проголосуют как надо. Тем более, что латышскому избирателю ничего и доказывать не требуется. Представители титульной национальности почти ежедневно читают в газетах, видят по телевизору того же Линдермана и его единомышленников, разбрасывающихся патетическими лозунгами о том, что пора, дескать, поставить латышей на место, отвоевать для русских достойное место в Латвии и т.д. Видя и слыша такое, они чувствуют, что у них не остается другого выбора, как снова проголосовать за "Единство" или Национальный союз. Ну и как же представителям этих партий не воспринимать готовящийся референдум в качестве поистине царского подарка?! С точки зрения конспирологических спекуляций может показаться, что Линдерман и его партия являются тайным проектом правящих элит - уж больно хорошо они исполняют роль образцового "пугала".

ИА REGNUM: А если дойдет до референдума, то каким, на ваш взгляд, будет его результат?

Ну, шансов на победу инициаторов референдума нет никаких. Конечно, подобные мероприятия выполняют консолидационную роль по отношению к русской общине Латвии. Но тут главным фактором выступает простая численность - поскольку латышских граждан больше, то на подобного рода всенародных голосованиях их мнение всегда будет оставаться более веским. Поэтому, основные плюсы здесь достанутся латышским партиям - для электората которых подобные мероприятия играют точно такую же консолидационную роль. Сторонники референдума по негражданам указывают, что для победы на нем необходимо набрать куда меньше голосов, чем на прошлом голосовании за статус русского языка. Но в тот раз даже и интерес самой русской общины был куда большим, нежели сейчас - если судить по тому, какими темпами она собрала количество подписей, необходимых для инициации того референдума. Что ясно показывает, что даже сами русскоязычные считают вопрос о гражданстве далеко не самым важным и актуальным. Нет никаких оснований ожидать, что в ближайшем будущем их позиция по этой проблеме подвергнется резким и кардинальным изменениям.

ИА REGNUM: Как известно, на днях Нил Ушаков заявил, что отказывается поддерживать референдум по негражданам. Чем, по вашему мнению, объясняется данный поступок?

Я это воспринимаю, как очень грамотный ход с его стороны. Все-таки Ушаков является опытным политиком, он прекрасно чувствует любое изменение обстановки и то, что оно способно принести лично ему. Референдум - это удар по позициям Ушакова на выборах, однозначно. Конечно, все помнят, как год назад, когда шла подготовка к всенародному голосованию о языке, мэр Риги выступил в поддержку тех, кто хотел добиться для русского государственного статуса. Но если бы он этого не сделал, то его партия "Центр согласия" могла бы полностью растерять доверие своего электората. Ведь тогда еще слишком памятной была политика почти безграничных уступок, готовность пойти на которые "Центр согласия" демонстрировал ради вхождения в правящую коалицию после внеочередных парламентских выборов. Однако, данные уступки оказались бесполезными - в коалицию ЦС все равно не взяли, а вот у их избирателей, что называется, "остался осадочек"... В итоге, когда дело дошло до референдума, накал страстей оказался настолько велик, что если бы руководство "Центра согласия" отказалось поддержать "языкоборцев", то заработало бы себе репутацию трусов и предателей. Тогда значительная часть избирателей могла бы перекинуться к Жданок, Линдерману и иже с ними. Словом, ситуация поставила "цээсовцев" в самое скверное положение, какое только можно представить. Они поддержали референдум - и сохранили свое реноме у избирателей. Но за это им пришлось расстаться со всякими надеждами на вхождение в коалицию в обозримом будущем. Нилу Ушакову не хочется, чтобы подобная история повторилась на уровне муниципалитета Риги, поскольку он, как любой нормальный политик, желает победить на выборах в июне 2013-го и сохранить за собой пост мэра. Впрочем, даже вне зависимости от его отношения к референдуму о негражданах, данная акция существенно подрывает его позиции. Судя по его рейтингам, Ушаков, как мэр, вполне устраивает рижан. Но подготовка к референдуму может вновь настолько накалить ситуацию, что люди пойдут голосовать за кандидатов не за их качества, как управленцев и хозяйственников, а в зависимости от их принадлежности к той или иной национально-политической силе. И если латышские партии сумеют определиться со сколько-нибудь сильным единым кандидатом, то, Нил Ушаков, более чем вероятно, в следующем году перестанет быть рижским градоначальником.

ИА REGNUM: То есть, вы расцениваете прошлогодний отказ взять "Центр согласия" в правящую коалицию негативно?

Я всегда придерживалась мнения, что обе общины можно сблизить на основании реальной власти. Если бы латыши убедились, что русскоговорящие депутаты, если допустить их в правящую коалицию, не так страшны, как их малюют, то это весьма способствовало бы спаду межнационального напряжения. В свою очередь, и сами эти депутаты, оказавшись причастны к рычагам реальной государственной власти, осознали бы, что это большая ответственность, несовместимая с той безответственной популистской болтовней, которую они себе могли позволить по статусу "вечных оппозиционеров". Русские политики излечились бы от психологии типа "не мое государство", "не моя власть" и "моя хата с краю" - что и было бы началом реальной интеграции. Очень жаль, что год назад ЦС так и не взяли в коалицию, хотя до этого оставалось совсем немного. Если бы только представители Партии реформ Затлерса оказались тогда более консолидированными... Теперь же, как я уже говорила, шанс на вхождение русских во власть безвозвратно упущен - в силу этого безответственного языкового референдума. Но ирония судьбы в том, что если бы "Центр согласия" был в коалиции, то данного референдума просто не состоялось! У ЦС не было бы причин поддерживать это мероприятие, его позиции были бы сильны и большинство его избирателей, возможно, даже не отправились бы голосовать.

ИА REGNUM: А как вы расцениваете перспективы Линдермана и возглавляемой им политической силы?

Честно говоря, я сильно сомневаюсь в том, что партии Линдермана суждены какие-либо серьезные достижения на политическом поле. Вряд ли им "светит" успех более существенный, чем то, что они имеют сейчас. Максимум, на что они могут рассчитывать - так это занять весьма узкую нишу ЗаПЧЕЛ образца конца 2000-х. Линдермановцы пытаются опереться на более радикальную часть избирателей, но этот сегмент электората весьма специфичен. Когда он увидит, что политики, которым он в какой-то момент поверил, ограничиваются одними лозунгами, не имея сил воплотить их на практике, то вполне способен развенчать былых кумиров. Именно в этом, в частности, заключается причина бесславного конца ЗаПЧЕЛ. С другой стороны, как я уже говорила, Линдерман объективно необходим правящим партиям, осуществляющим с его помощью консолидацию национального электората. Именно поэтому я не думаю, что когда-нибудь власть захочет последовать раздающимся в интернете советам, "поступить как Путин", арестовавший, а потом выдворивший Линдермана из пределов своего государства. Но и на значительный успех на выборах рассчитывать Линдерману не приходится. Но вот тому же Нилу Ушакову он вполне способен "подложить свинью". В 2009 году Ушаков победил на выборах в результате того, что латышский электорат оказался серьезно расколот. Тогда Сандра Калниете решила создать отдельную партию - позже она вошла в "Единство" - и выставить отдельную кандидатуру на выборах мэра Риги. А ныне роль Калниете, но уже с противоположной стороны фронта, может сыграть Линдерман.

ИА REGNUM: Сейчас некоторые часто сравнивают Линдермана и Райвиса Дзинтарса - дескать, и тот и другой ориентируются на наиболее национально настроенную часть электората. В связи с этим, как вы расцениваете перспективы Национального союза?

Что касается них, то, опять же, я не думаю, что они смогут серьезно увеличить тот уровень влияния и популярности, что имеется у них в настоящее время. Дзинтарс и его окружение - люди, в основном, еще достаточно молодые. И, как показывает практика, способны наделать больших ошибок - что для политиков серьезного уровня грозит обернуться фатальными последствиями. Именно они ведь два года назад запустили эту волну межнационального противостояния - когда стали собирать подписи за организацию референдума по полному искоренению русского языка в школах нацменьшинств. Как правило, когда политик предпринимает столь серьезный шаг, он должен, во-первых, досконально просчитать все его последствия, а во-вторых, твердо знать, что он способен довести его до конца - чтобы не выглядеть пустозвоном даже в глазах собственных избирателей. Однако, Дзинтарс, создается впечатление, начал это свое мероприятие чисто наудачу, в надежде на "авось". Очевидно, предполагалось быстро набрать очков у элетората за счет чисто популистских действий, а там - будь что будет. В итоге, и подписей на закрытие русских школ они не собрали, да еще и подсказали оппонентам способ, которым можно воспользоваться для того, чтобы раскачать основы государства. Более того, некоторые решили, что раз латыши не поддержали закрытие русских школ, то они не станут и сопротивляться введению русского, как второго государственного. То есть, за языковой референдум русскоязычное население должно, в какой-то мере, благодарить именно Дзинтарса и его партию! Еще одна-две такие ошибки - и на радужные перспективы Visu Latvijai! можно будет не рассчитывать.

ИА REGNUM: Что нужно сделать для того, чтобы сгладить нынешнюю волну межнационального противостояния?

Для этого необходимо, чтобы уровень в жизни в стране существенно поднялся. Националистические идеи, как правило, становятся больше всего популярны в обстановке нищеты и отсутствия перспектив для широких слоев населения. Но тут получается заколдованный круг, ибо для того, чтобы добиться подъема жизненного уровня, нужно оставить межнациональные распри и согласованно работать на благо страны. Конечно, многое зависит от того, удастся ли обеспечить приток капитала в Латвию, и я не могу сказать, что в этом отношении совсем ничего не делается. Государство начинает вводить благоприятный налоговый режим для международных холдинговых компаний - что может поставить нашу республику в один ряд с такими низконалоговыми брэндами Европы, как Кипр, Мальта, Нидерланды и Люксембург. Уже сейчас к нам устремились капиталы богатых вкладчиков из пост-СССР, переводимые ими с Кипра. Это значит, что в мозгах некоторых наших политиков, наконец-то, зашевелились правильные мысли.

ИА REGNUM: Каково ваше мнение о нынешних руководителях государства - премьер-министре и президенте?

Помню, за полгода как г-н Домбровскис стал премьером, наш коллектив пригласил его для того, чтобы поинтересоваться мнением европарламентария от Латвии насчет способов преодоления тогда только обрушившегося на государство жестокого экономического кризиса. Дескать, какие действия вы предприняли бы, г-н Домбровскис, если бы стали премьер-министром? Этот вопрос мы задавали ему несколько раз, однако однозначного ответа не получили. Однако, через шесть месяцев Домбровскис действительно возглавил правительство и, как видите, руководит им до сих пор, поставив рекорд пребывания на данном посту среди латвийских премьеров. Это прекрасно свидетельствует о главном свойстве его характера - чрезвычайной осторожности, осмотрительности, внимательности, стремлении избегать рискованных действий. Данное качество в нем, потерявшем родителей в раннем детстве, воспитывалось в течение всей его жизни. Опять же, когда мы тогда заключили с ним договор о том, что он прочитает курс лекций, Домбровскис поинтересовался, будут ли выплачены налоги с тех денег, которые пойдут ему в качестве оплаты? Уверяю вас, мало кто сейчас отличается подобной щепетильностью! Просто, будучи политиком, Домбровскис не желает давать своим оппонентам хоть малейший повод для того, чтобы обвинить его в какой-либо нечистоплотности. Что ж, видимо именно такой человек в нынешнее суровое время и является наиболее полезным для Латвии в кресле премьера. Ведь сейчас главное, чтобы Кабинет министров не "напортачил", не стал в каких-либо формах повторять политику своих предшественников. Вспомните печально знаменитый лозунг "педаль газа в пол до отказа!", в свое время выдвинутый предыдущими правительствами, и обернувшийся для Латвии печальными последствиями... Вообще, хорошей чертой нынешнего Кабинета министров является то, что он начал привлекать к работе в разных отраслях технократов, специалистов соответствующего профиля - а не только политических выдвиженцев, как ранее. В этом я усматриваю несомненное положительное влияние Домбровскиса.

Что касается президента... Лично мне не нравится, когда человек начинает говорить, но его мысль убегает куда-то и он не заканчивает предложение. Это именно то, что свойственно Андрису Берзиньшу. У него было немало промахов... И тем не менее, у него нынче достаточно высокий рейтинг и иногда ему удается сделать весьма удачные шаги - что, вероятно, объясняется наличием толковых советников в его окружении. В частности, хотя русскоязычная пресса и изругала нещадно Берзиньша за это, но я считаю одной из толковых его инициатив предложение о примирении ветеранов Второй мировой войны с обоих сторон. Действительно, пусть каждая сторона вспоминает своих павших - главное, чтобы не выставлять тех или иных не только победителями или проигравшими, закладывая тем самым основу для нового конфликта. Напоминание президента о том, что руководство СССР в 50-е годы специальным постановлением сняло приравнивание латышских легионеров к эсесовцам, очень понравилось латышам, поскольку соответствует их представлениям о справедливости. В целом же, президент может казаться довольно флегматичным человеком - но, с точки зрения латышского менталитета, это воспринимается в качестве положительного качества.

ИА REGNUM: А как вы оцениваете качество нынешней оппозиции? Да и в целом, качество партий в Сейме?

Если уж быть абсолютно последовательными, то следует признать, что оппозиция, как таковая, у нас в стране на самом деле отсутствует. Власть всегда означает контроль над какими-либо ресурсами. Якобы "оппозиционный" "Центр согласия" контролирует обширные территории - значительную часть Латгалии, не говоря уже о столичном самоуправлении. Под властью "оппозиционного" Союза "зеленых" и крестьян в какой-то мере (через Лембергса) находятся Вентспилс и ряд других муниципалитетов. А когда разные политические силы обладают значительными ресурсами, между ними всегда завязываются закулисные, скажем так, "бартерные" отношения - благодаря чему у нас и происходит взаимопроникновение "правящих" и "оппозиционеров". Поэтому наши политические силы, носящие гордое имя оппозиционеров, прямыми обязанностями настоящей оппозиции - то есть, контролем за действиями власти - почти не занимаются. Вместо этого происходят "сходки", в ходе которых осуществляется разного рода "бартер". Вот и все, собственно... Возможно, такая ситуация сложилась в силу "диктатуры партийных списков", при которой избиратель может голосовать только за тех, кого ему предлагают лидеры и спонсоры партий, у которых сверху донизу все "схвачено". Наверх пропускают абсолютно послушных и преданных, конкурентов-сопартийцев стараются "топить" на старте. Молодежные организации при партиях заводятся только затем, чтобы в преддверии выборов не надо было платить за разнос листовок по почтовым ящикам. В результате, у нас сейчас политики себя дискредитировали - что коалиция, что оппозиция. Нередко приходится слышать от умных, интеллигентных, образованных людей, что в политику они не пойдут ни под каким видом - именно поскольку они сами не хотят оказаться дискредитированными. В связи с этим, я весьма положительно отношусь к идее реформирования нашей избирательной системы - чтобы депутатов можно было выбирать не только по спискам, но и как "одномандатников" от конкретных территориальных округов. Подобные перемены оздоровили бы нашу политику. Другое дело, что рассуждать об этом можно сугубо теоретически, так как наша политэлита сделает все возможное, дабы не допустить проведения подобной реформы.

ИА REGNUM: Что можно сказать, спустя уже год с лишним, о результатах досрочного отзыва X Сейма? Оправдал он себя?

Главным положительным результатом этого шага стало то, что из власти ушли, или в значительнейшей степени ее лишились, самые одиозные олигархи, запятнавшие себя участием в различных "схемах" и конвертировавшие политическое влияние в экономическую выгоду - Айнар Шлесерс, Андрис Шкеле и Айвар Лембергс. Конечно, они были не одни такие в рядах нашей политэлиты, но, во всяком случае, именно Шлесерс, Шкеле и Лембергс занимались этим наиболее беззастенчиво. И они не стеснялись демонстрировать свои богатства напоказ - а в нашей небогатой стране такое воспринимается достаточно негативно. Когда-то я сказала Шкеле, после того, как он публично похвастался своими двадцатью шестью миллионами на векселях: "Вы знаете, в любом обществе самыми незащищенными его представителями являются очень бедные и очень богатые. Вы сделали большую ошибку". Как потом оказалось, что слишком многие боятся и ненавидят таких, как Шкеле и Шлесерс. Что и было продемонстрировано в прошлом году, когда их партии оказались выброшены из парламента, потерпели сокрушительное поражение на выборах и упали в прах, из которого им уже не суждено подняться.

ИА REGNUM: А какая проблема является сейчас главной для Латвийской Республики?

Это демография. От нас уезжает слишком много народа и слишком мало приезжает. В случае, если отток населения продолжится теми же темпами, что и до сих пор - по 23 тысячи человек в среднем в год, только по официальным данным - то Латвия к 2030-му утратит полмиллиона жителей. А если из года в год этот показатель будет возрастать, то потери окажутся еще более тяжелыми. Поэтому, нужно постоянно думать об уехавших соотечественниках и о том, как их можно вернуть. Кроме того, следовало бы уделить более пристальное внимание контролю иммиграции, особенно нелегальной - ведь в 2011-м году, по сравнению с 2010-м, количество только пойманных нелегалов в Латвии выросло на 137%. Нам надо осознавать, что приезжие могут помочь латвийской экономике, если ими грамотно распорядиться. Ведь 120 тысяч наших собственных трудовых эмигрантов, готовых вернуться в страну, если им будет гарантирована зарплата от 800 латов в месяц, ситуацию еще не спасут. Поэтому, 300-500 тысяч приезжих к 2030 году могут стать реальностью, с которой необходимо считаться. И просчитывать возможные социальные риски, равно как и меры по ограничению этого потока в случае, если безработица не будет превышать небольшой уровень, нужно уже сейчас.