В Сирии нужны перемены, но это совсем не значит, что перемены должны быть кровавыми. Об этом заявил президент России Владимир Путин в интервью телеканалу "Russia Today", сообщает пресс-служба главы государства.

Отвечая на вопрос о возможности пересмотра позиции по Сирии со стороны России, Путин отметил: "А почему только Россия должна переоценивать свою позицию? Может быть, и наши партнёры по переговорному процессу должны переоценить свою позицию? Ведь когда я вспоминаю то, что происходило в последние годы, и я хочу Вас вернуть к событиям последних лет, то далеко не все инициативы наших партнёров заканчивались так, как это им самим бы хотелось". В данном контексте глава государства напомнил о конфликте в Афганистане, куда зашли Соединённые Штаты. "Сейчас все думают о том, как унести оттуда ноги. Если мы и разговариваем о чём-то, это о том, чтобы помочь в транзите выхода людей и техники из Афганистана",- отметил он. "А что происходит в арабских странах? Да, произошли известные события, скажем, в Египте, в Ливии, в Тунисе, в Йемене. Там что, наступил порядок и полное благополучие? А в Ираке что происходит? В Ливии вообще до сих пор практически идёт вооружённая борьба между различными племенами. Я сейчас не буду говорить о том, как происходила смена власти. Это отдельная страница. Но нас что беспокоит? Я хочу это ещё раз сказать. Нас беспокоит, конечно, то, что сейчас происходит насилие в Сирии, но и не меньше беспокоит, что может быть после принятия соответствующих решений",- добавил он.

Как сказал Путин, "самым важным является сегодня прекратить насилие, заставить все стороны конфликта (и правительственную часть, и так называемых повстанцев, вооружённую оппозицию) сесть за стол переговоров, определить будущее, обеспечивающее безопасность всех участников внутриполитического процесса, и только после этого переходить к каким-то практическим шагам по поводу внутреннего устройства самой страны". "Мы прекрасно понимаем, что там нужны перемены, но это совсем не значит, что перемены должны быть кровавыми",- подчеркнул глава государства.

"Мы в Женеве предложили собраться нашим партнёрам по переговорному процессу. Все действительно собрались и выработали там дорожную карту того, что и как надо было бы делать для того, чтобы в Сирии наступило спокойствие и ситуация вышла бы на конструктивный путь развития. Практически все с нами согласились, мы ознакомили с этими результатами и сирийское правительство, но потом повстанцы, по сути, не захотели признавать этих решений, и многие наши партнёры по переговорному процессу также по-тихому съехали с этой позиции",- отметил он.

По мнению президента, "первое, что нужно сделать, - это нужно прекратить поставлять оружие в зону конфликта, а ведь это же продолжается". "Повторю ещё раз, не принимать решений, которые навязывают одной из сторон, не приемлемые для развития событий. Вот что нужно сделать. Ничего там особо сложного нет. У нас очень добрые отношения, слава богу, вообще с арабским миром, но нам не хочется погружаться во внутриисламские конфликты, принимать участие в выяснении отношений между суннитами и шиитами, алавитами и так далее. Мы с равным уважением относимся ко всем. У нас очень добрые отношения и с Саудовской Аравией, у меня личные добрые отношения всегда были с Хранителем двух исламских святынь, с другими странами. Но наша позиция продиктована только одним - желанием создать благоприятную обстановку для позитивного развития ситуации на многие годы вперёд",- подчеркнул он.

Говоря об отсутствии единой позиции ООН по вопросу Сирии, Путин заметил: "Если бы Организация Объединённых Наций, Совет Безопасности превратились в контору, которая бы штамповала решения одной из заинтересованных сторон, вот в этом случае она прекратила бы своё существование, как когда-то это сделала Лига Наций. А Совет Безопасности ООН и ООН в целом - это организация для поиска компромиссов. Это сложный процесс, но только в результате этой кропотливой работы нас может ждать успех".

Отметив, что "сегодня кто-то хочет использовать бойцов "Аль-Каиды" либо людей из других организаций, но с такими же крайними взглядами для достижения своих целей в Сирии", Путин заявил: "Это очень опасная и недальновидная политика. Но тогда нужно взять сейчас и открыть ворота Гуантанамо и оттуда всех узников Гуантанамо запустить в Сирию, пускай повоюют. Ведь на самом деле это то же самое. Просто не нужно забывать, что потом эти граждане нанесут удар своим благодетелям. А этим гражданам нельзя забывать, что для них будет создана другая тюрьма наподобие той, которая сейчас создана рядом с Кубой. Это, ещё раз хочу подчеркнуть, политика недальновидная. И, как правило, вот такой подход ведёт к очень тяжёлым последствиям".

Говоря о последних событиях на Ближнем Востоке, президент России подчеркнул: "Для меня совершенно очевидно, что эти события подготовлены самим ходом истории, развития этих государств. Руководители этих стран явно просмотрели необходимость перемен, не почувствовали тех тенденций, которые происходят в их собственных странах и в мире, и не произвели своевременно необходимых реформ. Это результат прежде всего такого состояния дел. Благо это или это приведёт к большим проблемам, пока трудно сказать". "То, что это происходило именно в такой малоцивилизованной форме, с таким уровнем насилия и не привело пока, во всяком случае, к созданию таких устойчивых политических структур, которые могли бы решить экономические и социальные проблемы в обществах тех стран, в которых эти события прошли", по словам Путина, "всё-таки вызывают большие опасения и большую тревогу по поводу того, как будут развиваться события". В конце концов, люди в этих странах, "которые устали от прежних режимов", как отметил он, "ожидают от новых правительств эффективного решения, прежде всего их социальных и экономических проблем". "Но если не будет политической стабильности, то эти проблемы решены быть не могут",- подытожил он.