Последние события в Латвии, к сожалению, демонстрируют нежелание латышской этнократии искать приемлемые пути развития и сосуществования двух государствообразующих общин республики. Властями взят курс на построение мононационального государства - латышской Латвии. Отношения между общинами зашли в тупик. И всем необходимо срочно искать выход из этого тупика. На землях, входящих сегодня в состав Латвии, русские сумели сами себе обеспечить относительно комфортный уровень жизни. Экономически русская община самодостаточна - это с неудовольствием признает и латышская сторона, а легитимных политических или военных возможностей для ликвидации или кардинального сокращения численности русской общины в современных условиях у правящей этнократии нет. Следовательно, встает вопрос о необходимости приведения в соответствие политического, административного и территориального устройства государства с учетом этнокультурного состава населения.

Поскольку латыши на двухобщинное государство категорически не согласны, то наиболее предпочтительным выходом из сложившейся ситуации может стать цивилизованный развод, который не позволит довести дело до острого противостояния, а возможно и кровопролития, а напротив, позволит испытать обеим общинам огромное облегчение. Как практически это может произойти в Риге и ее окрестностях, где проживает 55% населения с родным русским языком и 45% с латышским? Рига, с географической точки зрения, удобно делится на две примерно равные части - на латышскую и русскую соответственно. Условно, их можно назвать Западная и Восточная Рига. Для наглядности, на карте показан пример такого разделения. Основная граница проходит по главной водной магистрали города Западной Двине (Даугаве), причем Старый город с основными историческими памятниками и туристическими объектами в пределах Городского канала, будет свободной зоной доступа для туристов и горожан обеих берегов Двины. Так как восточная часть города застроена намного плотнее, имеет большее количество жилых микрорайонов и располагает значительно более развитой инфраструктурой, поэтому к западной части для баланса следует отнести Юрмалу, включая Слоку и Каугури и далее с границей, проходящей по Бабитскому озеру. Восточная часть должна была бы заканчиваться в Царникаве с границей по реке Гауя. В остальных местах, где нет естественных водных преград, граница должна проходить вдоль Рижской кольцевой дороги. Так легче будет держать границу и потребуется меньше возводить заградительных сооружений. Какая часть кому отойдет - непринципиально. Население в течение года без особых проблем перегруппируется согласно принятому делению по этнокультурному признаку. Русская часть города становится независимым государством, самостоятельным субъектом международного права со своим правительством и органами управления. Русская Рига будет самостоятельным городом-государством, входящим в Евросоюз и имеющий тесные связи с РФ. Но в НАТО эта часть Риги входить не будет, поскольку русские сегодня не видят для себя угрозы с Востока. Гарантами ее безопасности, по идеи, должны стать как страны НАТО, так и Балтийский флот РФ базирующийся в Калининграде и который в случае возникновения чрезвычайных ситуаций сможет оперативно прикрывать город с моря.

Новым властям вполне будет по плечу при целевой финансовой поддержке Евросоюза и РФ отстроить в русской части города еще один микрорайон. Он быстро заполнится русскими семьями, которые пожелают переехать из малых городов центральной и западной части Латвии, в которых русская община не столь многочисленна. Можно предположить, что подавляющее большинство русского населения периферии будет не против переезда в ту часть столицы, где будет русская власть, русские школы, русский государственный язык. Восточные районы страны в этом контексте оставляем за скобками - там всегда был особый регион, отличный от остальной Латвии. Поэтому Латгалия - это разговор отдельный.

Одновременно последуют обязательные политические и административные решения в русской части города - это, прежде всего, присуждение местного гражданства всем жителям Латвии, пожелавшим его получить, а также всем кто покинул Ригу за последние двадцать лет. Функционировать в русской части будут преимущественно русские школы с преподаванием исключительно на русском языке, в латышской - только латышские. Произойдет возрождение и становление мощного русского университета имени Келдыша или другого русского ученого родившегося и выросшего там же в Риге. В западной части города он может разместиться на месте бывшего РАУСа, в восточной на месте ГВФа или Рижской киностудии. Английскому языку будет предоставлен специальный статус - языка международного общения. Все это активизирует экспорт образования.

В восточной части, видимо, придется восстанавливать закрытый в 70-х годах аэропорт "Румбула", ну, а в западной необходимо будет построить собственный пассажирский и грузовой порт, благо место имеется. Снабжение водой и система канализации этих частей города уже сегодня осуществляется в автономном режиме. Электроэнергия будет приобретаться по существующим тарифам согласно потребностям в каждой части города на Рижской гидроэлектростанции и нескольких ТЭЦ. При необходимости дополнительная электроэнергия будет поставляться из-за рубежа.

Выход к морю, и выгодное географическое положение позволит русскому городу быстро выйти из искусственной изоляции с востоком и ликвидировать финансовые путы запада, сделав его "русским Сингапуром". Наряду с сохранением безвизового въезда в страны ЕС, будет упразднен визовый режим с Россией и другими членами Таможенного союза. Стоимость жилья в русской части города постепенно будет расти, стимулируя новое строительство. Связи с восточным соседом выйдут на качественно новый уровень, что привлечет дополнительные инвестиции и будет способствовать промышленному и научному росту, дальнейшему развитию логистики. Отсутствие политической конфронтации с Россией позволит возобновить транзит и перевалку грузов в необходимых объемах для восточных соседей. Безвизовое сообщение с РФ и странами Евросоюза позволит успешно развиваться туристической отрасли. Количество туристов из России увеличится в разы.

Либеральное законодательство и льготное налогообложение даст новый толчок банковскому сектору и внедрению передовых форм предпринимательства. Лучшие научные и технические кадры, владеющие русским и английским языком, будут стремиться в Ригу, с ее развитой инфраструктурой и набирающей оборот экономикой. Начнется процесс возвращения уехавшей русской интеллигенции и научно-технических кадров. Статусу главного русского оффшора для новой свободной Риги может поспособствовать и кризисная ситуация на Кипре, которая может увенчаться полным коллапсом банковского сектора этого островного государства. К тому же, на Кипре размещается английская военная база и русский капитал по этой причине не может там себя чувствовать в полной безопасности.

После раздела Риги русские прекратят протестовать против того, что латыши постоянно вмешиваются в их внутренние вопросы, навязывают принудительную ассимиляцию, и вообще, руководят ими во вред. А латыши будут избавлены от постоянного соприкосновения с огромной массой русского населения и смогут осуществить свою заветную мечту - построить латышскую Латвию без оглядки на мощную русскую общину. На международной арене такой цивилизованный выход из положения найдет широкое понимание и поддержку на основе международного права наций на самоопределение. За последние десятилетия это движение активно набирает обороты.

Сегодня население Риги официально составляет около 700 тысяч. Примерно 400 тысяч человек - это русские и те, кто считает русский язык родным. Все вышеперечисленные процедуры приведут к увеличению русского населения в свободной части города до 600 тысяч, а общая численность населения города в течение года выйдет на 900 тысячную отметку, что сделает Ригу крупнейшим городом на Балтике после Санкт-Петербурга.

К сожалению, судя по сложившейся практике при принятии решений и отсутствии компромиссов у местной этнократии, а также учитывая влияние на эти решения так называемой "тримды" (латышской эмиграции состоящей зачастую из бывших пособников Третьего Рейха и их потомков) с ее навязчивыми реваншистскими настроениями, можно констатировать, что позитивные изменения в жизни русской общины в Латвии смогут произойти только в двух случаях. Или путем проведения плебисцита - принятие решений по самоорганизации общины путем голосования согласно принятым в Европе международным законам или после крайнего обострения межобщинного противостояния и самоотверженной борьбы за свои права русской общины. Но вероятней всего, это произойдет только тогда, когда для урегулирования конфликта потребуется международное вмешательство. Когда Запад уже не сможет закрывать глаза на вопиющие нарушения, происходящие на подконтрольной Евросоюзу территории, а России придется принимать адекватные меры по поддержанию порядка и защиты мирного населения у собственных рубежей. Если начнутся этнические чистки, Москва не сможет бездействовать. И, вероятно, эти меры российскому руководству придется предпринимать не столько из-за заботы о русском населении, сколько в основном исходя, из нежелания обострять внутри российскую обстановку, которой смогут воспользоваться в своих интересах политические силы в самой России, используя русский вопрос. Кроме этого, активная позиция великого восточного соседа может быть продиктована собственными внешнеполитическими интересами. И данный повод может оказаться как нельзя кстати.

Геннадий Еленин - политолог