У губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева 5 сентября своеобразный юбилей - 100 дней пребывания в должности. Несмотря на то, что в основном они пришлись на летние месяцы, когда политическая жизнь традиционно замирает, начало его руководства оказалось достаточно насыщенным. Своего рода экзаменом новому главе региона стали участие в решении проблем на ряде промышленных предприятиях региона, выставка и форум промышленности и инноваций "Иннопром-2012" и выставка "Оборона и Защита". Эксперты прокомментировали корреспонденту ИА REGNUM первые 100 дней правления Куйвашева.

К тому моменту, когда Куйвашев официально стал губернатором, Свердловская область уже была знакома ему далеко не понаслышке. Трагические события, связанные с аварией прежнего губернатора Александра Мишарина, повлекли за собой нестабильность в регионе. Куйвашеву удалось взять ситуацию под контроль, консолидировать элиты, снять напряженность и начать систематизировать задачи по успешному развитию региона. В связи с этим, его официальное назначение на пост главы региона было воспринято элитами положительно.

В ходе своей работы ему удалось привлечь к участию в проектах региональных "тяжеловесов" - Эдуарда Росселя и Аркадия Чернецкого. Он всячески демонстрирует открытость в общении как с оппозицией, так и со СМИ, а также готовность признавать и исправлять свои ошибки. Практически все местные СМИ рассказали о том, как Куйвашев извинился перед одним свердловским депутатом за несправедливые слова в его адрес. Он показывает, как слушает и слышит глав муниципалитетов и готов разбираться в их проблемах. Свою роль в этом играет и областное правительство, которое возглавил молодой, но, по мнению многих экспертов, перспективный и имеющий управленческий опыт Денис Паслер. Наконец, он демонстрирует свою близость к рядовым жителям Екатеринбурга и области: передвигается пешком, купил квартиру в ипотеку.

В администрации губернатора Свердловской области прошедшие 100 дней называют результативными для региона. При вступлении в должность Куйвашев не обещал "прожектов", он сразу нацелил регион на повышение эффективности. И за три месяца ему и его команде удалось наладить в этом плане эффективную работу.

Но, несмотря на всё это, эксперты оценивают его работу неоднозначно. Так, политолог Фёдор Крашенинников считает, что за первые 100 дней своего руководства Куйвашев ничем интересным себя не проявил. По его мнению, кадрового прорыва не произошло, у власти в основном остались прежние министры.

"Фигура председателя правительства довольно слабая и, по прошествии времени, выбор Куйвашева кажется все более спорным. Отдельная тема - непонятные инициативы, например, введение поста вице-губернатора. Сначала этой мере предлагалось одно объяснение - усиление главы администрации. Потом вдруг выяснилось, что пост срочно нужен Сергею Носову в качестве трамплина для участия в выборах мэра Нижнего Тагила. В итоге, осталось ощущение какой-то непродуманности и нелогичности таких решений. Назвать какие-то плюсы пока сложно, ничего нового в методах работы Куйвашева лично я не вижу. Пока он во всем следует в мишаринском фарватере, и это довольно грустно", - сказал политолог.

Он также отметил, что не видит у региона радужных перспектив: "Скорее всего, через несколько месяцев он сделает министрами своих людей, которые пока ходят в заместителях. Передел собственности уже кое-где начался, но я думаю, что он будет нарастать - все эти люди не просто так сюда приехали. Короче говоря, типичная ситуация. В целом надо сказать, что Куйвашев является типичным и заурядным губернатором-назначенцем, от которого ничего хорошего ждать не стоит".

Иного мнения по поводу подбора кадров придерживается депутат Законодательного собрания Свердловской области Евгений Артюх. По его словам, команда Куйвашева гармонично составлена из "старых" и "новых" людей, то есть революционной ломки-чистки не произошло. "Что считаю правильным и разумным. Наша область устала от бесконечных перемен, и заслуга Куйвашева в этой мягкой тактике. В рекордно короткие сроки подготовлен и проведен на высоком уровне "Иннопром". Принят ряд важных законов, включая изменения в Устав области, регулирующие порядок выборов губернатора. В области появился вице губернатор, чего никогда ранее не было. Идет процесс выстраивания на новой основе отношений с муниципалитетами. Ужесточается спрос, но и создаются новые возможности. В целом первые сто дней я бы охарактеризовал как период трудной, большой и системной работы по наладке системы имени Куйвашева-губернатора. На самый конец первой стодневки выпали трудовые конфликты на предприятиях области. Это и БАЗ, и АМУР, и "Красная шапочка". За всем этим - угроза социальной напряжённости и нестабильность. Пришедшая осень с повышающимися тарифами плюсом - всё это будет новым испытанием и проверкой на прочность нового губернатора. Думаю, что он справится, а мы, патриоты области, поможем ему в этом", - сказал депутат.

Высоко оценивает работу губернатора по проведению "Иннопрома" подготовке заявки на проведение в Екатеринбурге международной выставки "ЭКСПО-2020", и глава Полевского городского округа Дмитрий Филиппов: "Здесь не было места собственным амбициям и желанию отделиться от предыдущей команды управленцев, главное - польза для области". Доволен он главой региона и как мэр: "Как глава муниципалитета, я обращаю внимание на то, что Евгений Владимирович сразу стал активно принимать участие в решении местных проблем. Серьезное внимание было уделено транспортной инфраструктуре, восстановлению дорог. Из областного бюджета на условиях софинансирования выделяются средства, благодаря чему в Полевском городском округе в летний период стало возможным проведение ремонтов дорог и дворовых территорий. На расширенном заседании Совета Глав губернатор еще раз акцентировал внимание на том, что на территориях должно строиться доступное жилье, улучшаться качество образования и медицинских услуг. Эту работу необходимо продолжать, очень хорошо, что областное руководство задает эти приоритеты", - подчеркнул чиновник.

Не все эксперты положительно восприняли создание реабилитационного центра "Урал без наркотиков", инициированное Куйвашевым. В частности, директор одного из PR-агентств Ольга Позднякова отметила, что её настораживает появление слишком политизированных проектов такого рода. "Хорошая идея откровенно является средством борьбы областной власти с одной единственной персоной (с Евгением Ройзманом - прим. ИА REGNUM). Не хотелось бы, чтобы значимые социальные проекты использовались в таких форматах. Если было желание показать, что власть может решать проблемы общества без разных фондов, то нельзя было использовать столь явное калькирование. А так вызвали только смех и критику. Это жирный минус и однозначное снижение авторитета", - подчеркнула эксперт. В то же время она отметила, что команда губернатора хорошо сработала по нескольким громким проектам, которые достались Куйвашеву в наследство от Мишарина. "Сливки собраны, но их еще надо будет отработать. По результатам наших опросов жители разных городов области хвалят губернатора, хотя не могут сказать, чем именно он им нравится. Пока что мы не увидели ничего, что стало бы отличительной чертой Евгения Куйвашева. Новые назначения в Правительстве еще сложно оценивать, время покажет, насколько они правильные и чем вызваны: только желанием поставить своего человека на ключевые точки или действительно объективной оценкой способностей", - сказала Позднякова.

Как отмечает директор уральского отделения Института гуманитарно-политических исследований Максим Стародубцев, Куйвашев, став губернатором, с одной стороны получил определенный репутационный бонус, заменив предшественника, оказавшегося непопулярным, а, с другой, приобретя статус "губернатора надежды", возложил на себя определенные обязанности их оправдать. "Причем, как видится лично мне, основной целью его появления в нынешней должности Кремль предположил приведение области к покорности Москве, в чем, судя по протестной активности на Среднем Урале, власть углядела насущную необходимость. Личные экономические интересы, в отличие от Росселя или Мишарина, у Куйвашева в Свердловской области углядеть сложно. Нет у него и своего собственного хозяйственного ресурса. По крайней мере, настолько весомого, чтобы формировать экономическую повестку перед Кремлем. Таким образом, парадигмой задачи, с одной стороны, "представлять интересы", а, с другой - формировать имидж самостоятельной фигуры "на будущее", и определяется его роль, которой, честно говоря, позавидовать сложно. Ибо "подмостки" (в виде Свердловской области), на которых ее предстоит играть, не из простых. Что довольно быстро стало очевидным. Чего только стоит скандал с Ройзманом, где губернаторский "политотдел", скорее всего, допустил грубый промах: теперь усилия областной администрации по решению проблем реабилитации наркозависимых в общественном сознании видятся не как самостоятельный социальный проект, а, всего лишь, как давление на популярного политика за счет бюджета. Причем - с, мягко говоря, неясным прогнозом. Аналогичный Мишаринскому промах сделан и в отношениях со свердловской общественностью. Контакт с ней не найден. Пример тому - сугубо административно-ритуальное формирование Общественной палаты (и так-то сомнительного образования, а при образе ее комплектования - внушающего отторжение)", - отметил Стародубцев.

В связи с этим общее впечатление о "100 днях губернатора Куйвашева" у него сложилось как о работе политического кризис-менеджера, что в нынешней ситуации вряд ли оправдано. "Ну не настолько влиятельна оппозиция, чтобы делать приоритетом политические задачи взамен, на мой взгляд, решения куда более насущных социально-экономических проблем. Откладывание которых (или потворство "простым решениям") как раз и чревато настоящими социальными потрясениями. Которые протестами, в сущности, полностью системной, нынешней оппозиции лишь обозначены. Загонять пробудившийся общественный потенциал критичного отношения к ситуации, в том числе, эту, якобы, "оппозицию" в подполье, недальновидно. Ее наоборот, нужно вовлекать в процессы общегосударственного строительства, не перемалывая в каких-либо "народных фронтах", сохраняя её особость и способность формировать альтернативные предложения. Впрочем, эти претензии стоит адресовать скорее более высоким сферам, для которых Евгений Владимирович является лишь исполнителем", - резюмировал Стародубцев.