1 июля, в соответствии с Указом президента России, начал работу новый правоохранительный орган - Государственный комитет РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. О его задачах корреспонденту ИА REGNUM рассказал начальник Главного управления Госнаркоконтроля России по Дальневосточному федеральному округу генерал-лейтенант полиции Виктор Пархоменко.

- Создание нового самостоятельного, наделенного немалыми правами и обязанностями правоохранительного органа, обусловлено самой жизнью. О том, что наркомания представляет огромную опасность, много говорить вряд ли стоит. Но приходится констатировать, что для нашей страны эта опасность стремительно нарастает. Главная из причин этого, конечно же, - сложное социально-экономическое положение в стране, обнищание немалой части населения. Прозрачность государственных границ, при всем благе этого обстоятельства, тоже сыграло свою роль. Да и развал Советского Союза... Сейчас очень легко проникнуть из Афганистана и других наркопроизводящих стран в бывшие советские республики Средней Азии, а приехать из них в Россию - вообще нет проблем. И никакие таможни не в состоянии достаточно эффективно проконтролировать провозимые грузы.

В итоге число потребляющих наркотики в нашей стране огромно, и продолжает расти, а деятельность организованной преступности, наживающейся на наркобизнесе, уже всерьез угрожает национальной безопасности России. И совершенно очевидно, что остановить этот губительный процесс - задача государственной важности. От качества ее решения зависят и демографическая ситуация, и экономическое положение, и, в конечном счете, жизнь страны.

Незаконный оборот наркотиков - это огромная машина, в распоряжении которой огромные деньги. Наркобизнес сращивается с властными структурами, влиятельными финансовыми кругами, правоохранительными органами. И вся эта "связка", кроме названного выше вреда, подрывает авторитет государственной власти.

- Виктор Иванович, какова ситуация с незаконным оборотом наркотиков в Дальневосточном федеральном округе?

- Очень тревожная. И она обостряется. В ДФО самый высокий по сравнению с другими федеральными округами уровень наркопреступности (все данные - за 2002 г) - 234 на 100 тыс. населения (средний по России - 166). Наиболее высокий уровень в ЕАО - 398, Приморском (303) и Хабаровском (271) краях, Амурской области (227). Количество изъятых из незаконного оборота наркотиков (далее - НОН) в абсолютных величинах составило около 9 т. В ДФО зарегистрировано более 150 тыс. человек с психическими и поведенческими расстройствам, связанными с употреблением наркотиков, причем более 25 тыс. из них составляют женщины. Всего же в округе зарегистрировано без малого 41,5 тыс. больных наркоманией. Доля лиц, употребляющих наркотики в возрасте 10-12 лет, в нашем регионе составляет более 21 %. Подразделениями МВД-УВД субъектов округа и ДВ УВД на транспорте раскрыты 13 925 преступлений в сфере НОН. Выявлены 233 подпольные лаборатории, производящие наркотические средства, психотропные и сильнодействующие вещества. Но надо отдавать себе отчет в том, что названные цифры не дают всей полноты тревожной картины.

При этом совершенно понятно, что названные цифры - лишь видимая часть айсберга. Данный вид преступной деятельности латентен: здесь никто не заинтересован в огласке - ни производители зелья, ни сбытчики, ни потерпевшие, каковыми являются потребители. И глубоко страдающие родственники наркоманов в большинстве случаев предпочитают скрывать от правоохранительных органов, что их дети, внуки стали жертвами губительного пристрастия.

С ростом числа лиц, потребляющих наркотики инъекционным способом, связана увеличивающаяся заболеваемость ВИЧ-инфекцией. По данным Хабаровского НИИ эпидемиологии и микробиологии, в целом по округу насчитывается 5 465 ВИЧ-инфицированных, из которых без малого четыре тысячи - наркоманы.

Красноречив тот факт, что цена на наркотики уже длительное время не растет, остается относительно низкой. То есть, наркотики доступны, и преступный рынок насыщен ими.

Я осознанно не называю число потребителей наркотиков: это бессмысленно. Их учет ведут медики, но там цифры еще менее соответствуют действительности, т.к. в основном учитываются те, кто добровольно пришел лечиться. А какова картина на самом деле - кто это может знать?

- А почему мы "впереди России всей"?

- У нас ситуация осложняется значительной сырьевой наркобазой - на территории округа по самым скромным определениям имеется более двух тысяч гектаров дикорастущей конопли. Кроме того, в последние годы конопля активно культивируется гражданами на огородах, приусадебных участках и даже на дачных. Конопля же, как известно, является сырьем для широко потребляемого на нашей территории наркотика - гашиша.

А потребление гашиша - первый шаг к почти неизбежному переходу к более "тяжелому" виду наркотиков. Именно поэтому у нас пользуются высоким спросом доставляемые из республик Средней Азии и ряда других стран опий и героин.

Особая "головная боль" многих стран - производство наркотиков на территории Афганистана. По данным ООН, там производится до 75% наркотиков, доставляемых через Центральную Азию в страны Европы и США. В прошлом году в этой стране было произведено 3,4 тыс. т опиума, из которого изготовляется героин. По данным миссии ООН в Афганистане, урожай смертоносного зелья в нынешнем году составит более 4 тыс. т.

В прошлом году доходы афганского наркобизнеса составили по самым скромным оценкам 1,2 млрд долларов, что примерно равно объему всей иностранной помощи Афганистану.

Говорю об этом потому, что афганские наркотики попадают и в наш регион... И анализ оперативных и статистических данных подтверждает, что на территории округа продолжают складываться и активно действовать преступные группировки, занимающиеся организацией производства, каналов поставок и сети сбыта наркотиков (в том числе этнические - азербайджанские, таджикские, цыганские), и имеющие устойчивые межрегиональные и международные связи.

- И что же, до сих пор на них нет достаточно эффективной управы?

- С "управой" - вопрос сложный. Состояние многих промышленных и сельскохозяйственных предприятий в нашем регионе ныне оставляет желать много лучшего. А людям жить надо...

Эти обстоятельства активно и эффективно используют наркодельцы.

Возвращаясь к вопросу об огромных массивах дикорастущей и культивируемой на приусадебных участках конопли, невольно хочется употребить название известной в смысле наркотиков латиноамериканской страны Колумбии. Если называть вещи своими именами, то уместно сравнение с в прямом смысле слова наркокартелями. Но, конечно же, действующими в значительно более скромных масштабах. Есть у нас свои наркобароны. На плантациях конопли весь сезон ее произрастания и кустарной обработки на них в поте лица работают местные жители.

Здесь жесткая иерархия и дисциплина. Родственники наркобарона и особо приближенные люди строго контролируют различные участки "дела": сбор конопли, ее переработку, курьерскую службу, сеть сбыта, сбор денег. И осуществляют вооруженную охрану.

Работающие на наркодельцов люди получают, в общем-то, скромную плату, но все же позволяющую жить. И они боятся потерять источник дохода. А, кроме того, они знают, что откровенность с правоохранительными органами может кончиться плохо и для них, и для их близких.

Действующий ныне Уголовный кодекс предусматривает достаточно суровые наказания за преступления в сфере НОН. По некоторым статьям предусматриваются сроки лишения свободы в 12-15 лет с конфискацией имущества. Но...

Доходы наркодельцов, как отмечалось выше, очень высоки. А действительность наша, к сожалению, пока такова, что они зачастую имеют возможность откупаться, нанимать к себе на службу даже сотрудников правоохранительных органов, и избегать ответственности. Пока что реально попадают за решетку единицы преступников, и весьма редко.

Я мог бы привести конкретные примеры, но по ряду причин это преждевременно.

- Все настолько безнадежно?

- Для того и создан Государственный комитет РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, чтобы поставить заслон наркоагрессии.

Перед нами ставятся задачи не только пресекать незаконную деятельность производителей и сбытчиков зелья, но и обеспечивать регулирующие и правоохранительные функции государства в сфере легального оборота наркотиков: у нас производятся различные медикаменты, в т.ч. - и наркосодержащие.

Перед правоохранительным органом впервые ставятся такие задачи, как координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ в указанной области, создание единого банка данных, взаимодействие и информационный обмен с компетентными органами иностранных государств, представление интересов России в международных организациях и другие.

Госкомитет будет головной структурой в названной области, и ему также предстоит координировать деятельность других "силовых" структур, участвующих в борьбе с наркобизнесом, - ФСБ, МВД, ГТК.

А вообще перед Госкомитетом поставлена задача бороться с другим, более высоким уровнем угрозы: не только пресекать деятельность мелких наркодиллеров (хотя и им будет уделяться должное внимание), а, прежде всего, сломать механизм наркобизнеса.

Что касается задач нашего Главного управления по ДВФО то его основными задачами является координация деятельности территориальных органов Госнарконтроля России, органов исполнительной власти субъектов РФ, входящих в федеральный округ, в области контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров, противодействия их незаконному обороту. Будем заниматься также организацией работы по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и предварительному расследованию преступлений международного и межрегионального характера, отнесенных законодательством РФ к подследственности органов Госнаркоконтроля.

К слову сказать, в создании самостоятельной службы, призванной бороться с незаконным оборотом наркотиков, мы не первопроходцы: аналогичные структуры давно существуют во многих странах. Скажем, в США ныне действует Управление по контролю за соблюдением законов о наркотиках (DEA), созданное в 1973 г. при министерстве юстиции. Но у него были предшественники. С 1915 г. борьбой с незаконным оборотом наркотиков занималось Бюро по государственным доходам. Затем служба неоднократно реформировалась, переподчинялась, выделялась в самостоятельную структуру, обретя, в конце концов, названные выше форму и статус.

- Не устарел смысл фразы "Кадры решают все". Как обстоит дела с кадрами в новой правоохранительной структуре?

- Сейчас продолжается активная работа по кадровому комплектованию нашего Главного управления и соответствующих управлений субъектов ДВФО. Ряд подразделений и служб упраздненной налоговой полиции оставлены в Госкомитете. Это организационно-аналитические подразделения, служба физической защиты, дежурные части, кадровая, медицинская и ряд других служб.

Часть сотрудников оперативно-розыскной и следственной служб переводятся во вновь созданную Федеральную службу по экономическим и налоговым преступлениям МВД РФ. Но часть из них остаются в нашем Госкомитете. И это оправданно - они вполне способны использовать свой опыт и знания в деле наркоконтроля.

Важным обстоятельством в решении кадровой проблемы является то, что к нам приходят сотрудники подразделений по противодействию незаконному обороту наркотиков МВД. Их опыт и знания, наработки, осведомленность в конкретной ситуации на той или иной территории, их база данных будут весьма ценными для успешного включения в работу других сотрудников.

- Как быть с теми, кто уже перешагнул роковую черту и попал в стойкую зависимость от наркотиков?

- Не так давно в Уголовном кодексе была 62-я статья, в соответствии с которой предусматривалась возможность принудительного лечения от алкоголизма и наркомании в лечебно-трудовых профилакториях. Сейчас от наркомании лечат в других условиях. Однако возможности нашей медицины пока явно не соответствуют потребностям. Недостаточно специалистов соответствующей квалификации, дорогостоящих медицинских препаратов, и многого другого. Все это требует немалых средств и усилий, и, несомненно, специальной государственной заботы.

И еще одно. Необходима широкая и целенаправленная профилактическая работа. Для этого тоже нужны подготовленные специалисты, заинтересованные люди, - а, значит, и средства, и продуманная программа деятельности, и немалые усилия. Опасность наркомании необходимо осознать всем. Пока что достаточно полно ее ощутили в основном лишь родственники жертв пагубного пристрастия, медики, да сотрудники правоохранительных органов. А очень многие считают губительную угрозу наркомании чем-то далеким, что никогда их семей не коснется. Увы, увы...

И промедление с принятием экстренных и эффективных мер в борьбе с наркобизнесом вполне может иметь крайне негативные последствия.