Осквернение православного поклонного креста в селе Топучая Шебалинского района Республики Алтай не являлось акцией протеста в связи с приговором участницам панк-группы Pussy Riot. В настоящее время правоохранительные органы рассматривают несколько версий; основной является версия о том, что акт вандализма совершили жители Горного Алтая, недовольные установкой поклонных крестов в регионе, сообщил ИА REGNUM источник в правоохранительных органах.

Поклонный крест в Топучей был установлен в мае этого года

Напомним, в ночь на 4 сентября неизвестные злоумышленники повалили поклонный крест в Топучей и нанесли по нему несколько ударов топором. Этот поклонный крест был возведен 26 мая в рамках мероприятий, посвященных 90-летию Чуйского тракта. Тракт связывает не только Россию и Монголию, но и ряд сибирских регионов - Республику Алтай, Алтайский край, Новосибирскую область. Дорога на месте современного тракта существовала издавна, в преданиях она называется Вечной, но до начала XX века это была труднопроходимая вьючная тропа. 26 мая 1922 года ВЦИК РСФСР своим постановлением признал Чуйский тракт дорогой государственного значения, и с тех пор началось его активное строительство. Наиболее активная фаза пришлась на 30-е годы, когда Чуйский тракт строили заключенные "Сиблага".

Незадолго до установки креста представители православной церкви проводили сход в Топучей и заручились поддержкой местных жителей в своем начинании. Сход проводился неспроста - дело в том, что в последние годы в Горном Алтае активизировалась кампания против установки поклонных крестов и строительства православных храмов. Активистами этой кампании выступают радикальные приверженцы местных языческих культов.

В публичное пространство конфликт между православными и язычниками вышел полтора года назад, когда группа интеллигенции обратилась к спикеру Госсобрания Республики Алтай Ивану Белекову с требованием законодательно запретить установку крестов в "сакральных местах". В обращении подчеркивалось, что "повсеместная установка крестов означает неуважение верования коренного населения - алтайцев".

"Меня как коренного жителя республики раздражают установленные на священных местах символы распятия Христа, - заявила один из авторов обращения, доктор филологических наук Нина Киндикова. - Душа болит, когда я вижу кресты на берегах Катуни или на слиянии рек Майма и Улала. Не могу относиться равнодушно к крестам, которые расположены не только на островке у села Ая, но и на месте археологических раскопок в высокогорном плоскогорье Укок".

Заявления Киндиковой вызвали большой резонанс: часть населения горячо ее поддержала, часть - в основном православные, осудили ее высказывания.

"Православная традиция утверждает, что нечистый, коварный дух, дух-губитель боится креста, - сказал благочинный Республики Алтай Георгий Балакин. - Православные святыни вряд ли могут быть препятствием для других культов, для какого-то другого восприятия. Если кто-то это воспринимает так болезненно, то нужно, наверное, в себе причину искать". Он также отметил, что установка крестов всегда согласовывалась с органами власти.

В то же время известный местный общественный деятель Владимир Сабин счел обращение Киндиковой "безобидным и взвешенным, своевременным". "Крест - это символ веры великого русского народа. Эта вера с XVI века стала религией всех северных алтайцев, теленгитов Улагана, - писал Сабин на одном из местных сайтов. - И нельзя с ним обращаться так, как сейчас. Не рано ли на границах республики ставить кресты? Не лучше ли на границе с другими государствами поставить герб России, чем, например, жалкий деревянный крестик на фоне величественной природы Укока? Не есть ли это святотатство? Не будет ли со временем переименован Чуйский тракт в погост длиною в 500 км с крестами, памятниками, цепями, венками на деревьях и камнях вдоль дороги?".

Один из лидеров национальной организации "Эне Тил" Владимир Кыдыев в письме епископу Барнаульскому и Алтайскому Максиму отмечал, что объединение рассматривает намерение строить православные святыни "как недружественные акты по отношению ко всему коренному народу Алтая".

Именно на этом фоне в ходе обсуждения возможности строительства поклонного креста в Топучей часть агрессивно настроенных по отношению к православию интернет-комментаторов допускала, например, такие высказывания: "Достали уже эти кресты, всякие там часовни, нашелся бы хоть один смельчак, который сжег бы все это чуждое нам строение и символы". Нужно отметить, что в 2006 году такие "смельчаки" на Алтае действительно находились: они сожгли православный храм в селе Балыктуюль.

Инициаторы строительства поклонного креста и часовни в Топучей не ожидали неприятностей, поскольку жители села единогласно поддержали инициативу. Сейчас глава поселения Галина Романова говорит, что местные жители крайне удручены случившимся и переживают из-за обрушившейся на село дурной славы.

"Это происшествие вряд ли скажется на наших дальнейших планах по строительству часовни", - сказал ИА REGNUM один из участников инициативной группы по празднованию юбилея Чуйского тракта, директор ООО "Круиз" Александр Терещенко.

"С точки зрения морали такой поступок нельзя оценить как какой-либо протест, так как действия были произведены тайно, ночью, - говорит благочинный Горно-Алтайского округа Барнаульской епархии Георгий Балакин. - Малодушие людей, не способных открыто высказывать свое мнение, не уважающих память о людях, построивших тракт, оскорбляющих чувства верующих, не может получить одобрение".

В настоящее время, как сообщили ИА REGNUM в пресс-службе республиканского МВД, решение о возбуждении уголовного дела еще не принято, ведется проверка обстоятельств произошедшего.

Глава региона Александр Бердников заявил, что "мерзавцы, устроившие провокацию, будут найдены и наказаны в соответствии с российским законодательством". "В нашей республике сложились добрые отношения между представителями всех конфессий и народов, поэтому любые попытки устроить провокации будут жестко и беспощадно пресекаться", - добавил он.