Тема "Пусси" медленно и неуклонно, как волна, поднималась в международных средствах массовой информации, начиная с мая 2012 года, чтобы достичь своего апогея к середине августа. Казалось, она затопит все, и ей уже не схлынуть. Но вот на исходе августа и в начале сентября она вдруг раскатилась мелкими шариками идущих на убыль беспорядочных сообщений. Компания окончена? Последняя попытка реанимировать тему сейчас - это прозвучавшее предложение участницам хулиганской выходки принести публичные извинения перед телекамерами в телевизионной студии. Адвокаты сказали "нет". В понедельник ведущие СМИ Запада сообщили об этом, но уже без былой страсти. Интрига завершена, тема исчерпана до самого дна.

Ведь вспомнили даже это. 24 октября 2011 года имеющий репутацию безнадежного ловеласа Сильвио Берлускони предложил своей политической партии в Италии обновить себя через принятие нового "боевого" названия - "Go Pussy!" "Мы изменим название партии "Народ свободы", потому что люди больше не несут его в своих сердцах", - заявил 75-ти летний Берлускони тогда в парламенте. "Мы изучим любые предложения, - сказал он и продолжил, - Мне сказали имя, которое будет иметь огромный успех - это "Go Pussy!".

Предвидел ли умудренный итальянский политик, выдвинувший тогда этот "боевой брэнд", будущие страсти по "Pussy" в хозяйстве его "друга Владимира"? Тему эту уже обсудили на форумах. Ясно, что с "Go Pussy" Берлускони не все чисто, смекнули там, поскольку торговая марка "Pussy Riot" стоит миллион. То ли долларов, то ли евро, то ли фунтов, но именно миллион. Они об этом где-то уже слышали и читали. "Старый конь борозды не испортит", - рассуждали другие, но уже в Италии, говоря о возможности возвращения хозяина былой "Forza Italia" через "Go Pussy" в итальянскую политику. И вот тут на пути этого "Go Pussy" ложится несостоявшаяся мать то ли мнимого, то ли реального неродившегося дитя Берлускони. "Она тоже "Pussy", - рассуждают обыватели. Ведь три десятка женщин, включая известных актрис и недешевых проституток, претендуют на сомнительную честь участия в бунга-бунга вечеринках с Берлускони на вилле под Миланом. В России в Москве с "Go Pussy" все прозаичнее, беднее и грязнее. Ведь политическая бунга-бунга уже состоялась в помещении Зоологического музея.

Оргии и политика, политика и оргии - вот, что значит теперь клеймо "Pussy", когда вдруг вновь благодаря московскому инциденту вспомнили прощальную шутку старика Берлускони при удалении его навсегда из итальянской и европейской политики. Все это, конечно, политический анекдот на грани фола. Но, тем не менее, так все и было с воспоминанием о "Go Pussy".

Но вот о серьезном. 30 и 31 августа 2012 года в Санкт-Петербурге состоялась встреча рабочих групп депутатов Европейского парламента и российской Государственной думы. Главной темой обсуждения были: свобода слова, ограничение деятельности гражданских организаций. Об этом можно было спорить, посчитали евродепутаты. Это нужно было обсудить, думали они. Существенные опасения евродепутатов вызывает сейчас ситуация в России с правами человека, с делами гражданских организаций, с пользованием Интернета или с ограничением свободы слова. Евродепутатам понятны проблемы демократии, правового государства, свободы слова и базовых ценностей прав человека. Но вот, что интересно, тема Pussy Riot в Санкт-Петербурге оказалась побочной в обсуждении, быстро отошла на задний план и на второй день совсем не затрагивалась.

Нет нужды из "певиц" Pussy Riot делать героинь - борцов за права человека. Такой вывод сделали по итогам работы совещания представители делегации Европарламента. Депутаты Европарламента и Государственной Думы, как оказалось, сошлись во мнении, что скандальный перфоманс в Храме Христа Спасителя нельзя отнести к обычной оппозиционной деятельности. Депутаты Европарламента согласились, что заключение в качестве наказания за содеянное известным девицам нельзя квалифицировать как "политическое". Неприемлемым содеянное Pussy Riot показалось евродепутатам еще и потому, что имело значение заведомой провокации. Демонстрация в церковном храме должна была оскорбить чувства верующих. Европарламентарии согласились, что подобный "концерт" в Кельнском соборе, или в базилике святого Петра в Риме, или в соборе Парижской Богоматери стал бы всеевропейским скандалом. Итак, тема Pussy Riot на межпарламентской встрече в Санкт-Петербурге была закрыта, узницы не обрели статуса борцов за права человека. Политического измерения хулиганская выходка в храме Христа Спасителя не получила.

Что касается ведущих СМИ Запада, то после пика истерии, совпавшим в первой половине августа 2012 года с подготовкой вынесения приговора на процессе в Москве, после 20 августа в них пошли отдельные публикации, идущие в диссонанс с предшествующим общим настроением.

Оснований для конструктивной критики у западных оппонентов было только два: 1) в случае с Pussy Riot якобы подавлялась свобода слова и 2) приговор несоразмерен содеянному. Оба эти аргумента легко разбивались рациональным мышлением. При этом еще вспомнили, что законодательство западных стран также предусматривает уголовное преследование за хулиганство в храмах.

Дело в том, что политическое искусство имеет плохую репутацию у интеллектуалов на Западе. У них есть две веские причины полагать подобным образом: политическая и эстетическая. Активисты часто утверждают, что политическое искусство чаще всего не может найти адекватной аудитории, чтобы вдохновить ее на реальные изменения. А ценители искусства справедливо утверждают, что главной жертвой политического искусства становится эстетика. Эти установки и сыграли, в конечном итоге, на Западе против акции в Храме Христа Спасителя. Интеллектуалам довольно скоро стало ясно, что психоз означает, что с аудиторией "искусства" Pussy Riot дело обстоит не должным образом. Также и эстетическая сторона перфоманса после некоторого размышления была поставлена под сомнение именно из-за ее политической составляющей. Падение темы Pussy Riot было гарантировано, в конечном итоге, из-за устойчивого интеллектуального стереотипа. Поэтому вполне закономерно, что критика Pussy Riot на старте на Западе пошла под знаком интеллектуальной индивидуальности автора. Это довольно типичное направление критики Pussy Riot в Европе.

Но существует и другая более традиционная составляющая в неприятии инцидента в Храме Христа Спасителя на Западе. При первом рассмотрении не трудно было заметить, что европейские страны в основе своей с разной типовой христианской культурой по-разному реагировали на московский инцидент. Нынешний финансовый кризис в Европе выявил существование разлома, между протестантским Севером и католическим Югом. Страны с католической культурой оказались первыми на краю кризиса. Подобное членение в культурном плане вновь подтвердил московский эпизод с Pussy Riot. Страны с католической культурой повели себя сдержанней в истерии вокруг "девочек-панков" в России. Заметьте, что сейчас в августе 2012 года германские последователи Pussy Riot провели акцию солидарности с ними именно в католическом соборе в Кельне, а не в какой-нибудь лютеранской кирхе.

В направлении критики московского инцидента с позиции европейской традиции весьма типична статья в британской Daily Mail ирландца Марка Дули "Действительно ли я единственная персона, которая полагает, что Pussy Riot следует сидеть в тюрьме?". Автор начинает свои рассуждения со ссылки на высказывание выходца из глубоко протестантской семьи канцлера Германии Ангелы Меркель. Меркель по поводу приговора участникам группы Pussy Riot высказалась в том смысле, что он не соответствует европейским ценностям. Марк Дули в связи с этим недоумевает. А соответствует ли европейским ценностям кощунство и святотатство? - задает он вопрос. Разумеется, с точки зрения Дули, нет. Однако мы помним, как в Европе для сокрушения традиционного религиозного сознания и утверждения в ХVI-ХVII веках протестантской этики широко использовались именно кощунство и святотатство. В практическом плане это выражалось в разгроме церквей, уничтожении их внутреннего убранства, издевательстве над священниками, надругательстве над мощами святых и т. д. Именно ответом на разгул кощунства стала контрреформация, как естественное чувство в ответ на надругательство над святынями, главной из которых была Мать - Богородица. Ярость контрреформации опиралась на оскорбленное народное сознание.

Далее Дули в названной статье оспаривает и утверждение ирландской поп-певицы О'Коннор, сказавшей про Pussy Riot, что "эти леди демонстрируют духовное руководство во времена великого кризиса и что это работа настоящих художников". Но разве работа настоящего художника не связана с возвышенным? - опять задает вопрос Дули. И что это за род "духовного руководства"? - сомневается он. И опять ирландский философ уходит от понимания исторического конфликта вокруг кощунства в Европе. "Духовное руководство" эпохи реформации в Европе - бывшего великим культурным кризисом и предполагало десакрализацию именно искусства.

Автор из Daily Mail задает вопрос, является ли деяние Pussy Riot в Храме порывом к свободе делать, говорить и думать все, что человек желает, и отвечает - нет. Но здесь вместо сакральной традиционной логики контрреформации он обращается к рациональному канону либерализма, ссылаясь на догмат, что свобода, наносящая вред другим людям должна быть устранена из общественной жизни.

Дули подозревает, что в итоге акции Pussy Riot оскорбленными почувствовали себя не только верующие Русской православной церкви, но в большинстве своем люди, верящие просто в святое возвышенное и сакральное. Здесь Дули не задается давним европейским вопросом, а христиане ли русские? Он идет на выстраивание понятной современной мультикультуральной модели, в которой в европейский контекст встроен ислам. Дули задается вопросом, как повели бы себя западные политики, комментаторы в СМИ и художники в том случае, если бы Pussy Riot провели свою акцию в мечети? Неужели они бы их поддержали? И здесь британский автор выражает сомнение. Но тогда, рассуждает он, почему критиков ислама они не поддерживают с аналогичным рвением? Где те "истинные художники" - храбрые мусульманские женщины, не согласные с некоторыми аспектами своей веры? - задает вопрос он. Почему они не показывает духовное лидерство во времена великого кризиса? Но здесь Дули почему-то забывает многолетнюю историю с Салманом Рушди. Хотя, заметим мы, Рушди кощунством занимался на ниве внешне пристойной литературной деятельности. Он не плясал в мечетях. Но, может быть, именно жесткий отпор тогда в случае с Рушди, подтвержденный потом историей с датскими карикатурами на пророка, и положил предел культурной провокации Запада по отношению к исламу? Мир ислама предложил неправовой ответ на нее.

Как бы там ни было, но автор статьи считает реакцию мира Запада на московский эпизод именно свидетельством эпохи морального лицемерия. Он задает вопрос, почему тогда люди на Западе столь невосприимчивы к атакам на христианство? Почему святотатство в случае с Pussy Riot выступает защитником свободы слова и гражданских прав? Марк Дули не видит в своем мире никакого сочувствия оскорбленным. Однако заметим мы, современное отношение к христианским конфессиям на Западе все-таки адресно. В этом нетрудно убедиться, если рассмотреть в этом отношении продукцию Голливуда в США. По отношению к римскому папе в ней допустима, например, мягкая насмешка.

Как бы там ни было, но согласно убеждению журналиста из Daily Mail, ни церковь, ни мечеть не могут быть местом какого-либо протеста по простой причине, что это - священная земля, на которой верующие, как они считают, обретают контакт с Творцом. Это пространство не следует использовать для бессмысленного поклонения осквернению. Либералы, которые стали нечувствительны к священному, могут насмехаться над этим предложением. Но для тех, кто до сих пор считают некоторые места священными, ничто не может компенсировать даже малейшее нарушение. В результате Марк Дули не может понять людей, использующих священное пространство в политических целях. По его мнению, это не "духовное руководство", но, во всяком случае, посягательство на духовную святыню. Но разве в эпоху реформации кафедры храмов и алтари не использовались именно для политической агитации? Однако в этом своем фундаментальном выводе ирландец Дули, сам того не подозревая, воспроизводит логику народной контрреформации в Европе, которая в свое время выступила против подобной практики.

В современной российской политической публицистике уже отмечен факт связи современной атаки на Русскую православную церковь с многолетней целенаправленной работой Запада по развитию протестантского религиозного сознания в России. В этом отношении акция Pussy Riot в Храме Христа Спасителя внешне напоминала эксцессы эпохи Реформации в Европе. Эпизод стал не только политической, но и культурно-религиозной провокацией раскола общества, поскольку квази-реформация в России должна была неминуемо породить квази-контрреформацию. Последовавшие сейчас рассуждения о "православных дружинах" подтверждают логику провокаторов. К расколу общества белоленточной зимы 2011-2012 года летом 2012 года нам пытаются добавить еще и квази-религиозный конфликт по европейской исторической модели. Напомним, что эпоха опустошительных религиозных войн в Европе в ХVI-ХVII веках продолжалась 150 лет. А все начиналось у европейцев тогда с оскорбления чувств верующих во храмах.

Сергей Артемьев - культуролог (Москва)