Всемирный банк: Мы изучаем альтернативы проекту Рогунской ГЭС
Весь мир, 3 сентября, 2012, 13:43 — ИА Регнум.
Продолжает ли Банк поддерживать процесс проведения исследований по оценке проекта Рогунской ГЭС?
СД: Да, после визита технических экспертов Всемирного банка в Душанбе в июле текущего года, а также ряда обсуждений с правительством Таджикистана, Банк объявил о вступлении в силу Соглашения о дополнительном финансировании проекта по снижению энергетических потерь в Таджикистане. Это позволит проекту, начатому в 2005 году, и далее поддерживать усилия правительства Республики Таджикистан в сфере усовершенствования финансового управления и устойчивости энергетической отрасли, улучшения подотчетности за поступления от услуг по подаче электроэнергии и исследования возможностей экспорта энергоресурсов для долгосрочной устойчивости отрасли. Проект также поддержит продолжение проведения оценочных исследований по предлагаемому проекту Рогунской ГЭС. Мы хотим продолжать поддерживать процесс, который обеспечивает полное, беспристрастное исследование вопросов, касающихся предлагаемой плотины.
Что изучается в рамках оценочных исследований?
СД: Хочу подчеркнуть, что это сложный процесс. Если предлагаемая Рогунская ГЭС будет построена, то она станет самой высокой в мире плотиной. За годы, прошедшие с момента, когда было задумано строительство Рогунской ГЭС, произошли значительные изменения в развитии гидроэнергетики и науки о климате. Таджикистану необходимо применять современный международный опыт и стандарты по оценке предлагаемой плотины. Исследования по технико-экономическому обоснованию (ИТЭО) и Оценка экологического и социального воздействия (ОЭСВ) проводятся международными консалтинговыми компаниями, отобранными на конкурсной основе правительством Республики Таджикистан, и финансируются в рамках проекта Международной ассоциации развития при поддержке специалистов Всемирного банка. Проведение исследований было доверено двум международным компаниям: консорциуму компаний во главе с компанией "Coyne & Bellier" для проведения ИТЭО и компании "Poyry" для проведения ОЭСВ. Кроме того, Всемирным банком были созданы и финансируются две независимые Группы экспертов (ГЭ): Группа по инженерным вопросам и вопросам безопасности плотин и Группа по оценке экологического и социального воздействия. Роль этих групп заключается в обеспечении тщательного изучения и соблюдения международных стандартов качества, а также объективности и надежности исследований путем предоставления независимых рекомендаций и выводов. Группы экспертов состоят из признанных международных специалистов. Мы поддерживаем проведение такой тщательной оценки, потому что независимые и достоверные исследования всех аспектов Рогунской ГЭС имеют решающее значение для определения ее жизнеспособности, обеспечения общественной безопасности, а также оценки потенциального воздействия на территории ниже по течению. Эти прозрачные оценочные исследования также должны быть открытыми для международного контроля и консультаций с вовлечением всех прибрежных стран. Этот процесс занимает немало времени.
Каковы последующие шаги после завершения оценочных исследований?
СД: Ожидается, что оценочные исследования будут завершены в 2013 году и затем будут рассматриваться и обсуждаться с Группами экспертов и представителями прибрежных стран. Банк осуществляет контроль над данным процессом и призван помочь обеспечить конструктивный, основанный на фактах диалог между всеми прибрежными государствами о проекте и международном сотрудничестве в области энергетики и водных ресурсов в Центральной Азии. Важно уточнить, что финансируемые Банком оценочные исследования не будут решать вопрос о строительстве Рогунской ГЭС. И они не означают, что Банк будет финансировать предлагаемый проект в будущем. Множество других факторов, таких как международные соглашения и вопрос финансирования должны быть рассмотрены до того, как будет принято решение о будущем предлагаемого проекта Рогунской ГЭС.
Принял ли Всемирный банк какие-либо финансовые обязательства в поддержку строительства предлагаемой Рогунской ГЭС?
СД: Нет, оценочные исследования являются самостоятельным ранним вкладом в обеспечение надежного международного принятия решения по строительству Рогунской плотины. Они не являются обязательствами Всемирного банка по предлагаемому проекту Рогунской ГЭС. Наше намерение заключается в том, чтобы предоставить все возможные факты для принятия дальнейшего решения.
Почему проведение исследований задерживается?
СД: В процессе проведения исследований Всемирный банк выражал обеспокоенность по вопросам процесса и методологии проведения исследований. Мы уточнили с правительством Таджикистана нашу позицию по оценочным исследованиям и то, что необходимо для обеспечения их надежности и постоянной поддержки со стороны Всемирного банка. За последние несколько месяцев Правительство Таджикистана предприняло ряд действий для решения всех открытых вопросов, таким образом был согласован детальный ежемесячный план мониторинга. У нас было много совместных обсуждений, мы удовлетворены тем, что можем продолжать проведение исследований.
Какую озабоченность выражал Банк, какие предполагаются действия по предотвращению возможных задержек в проведении исследований?
СД: Наш основной принцип заключается в том, что поддержка Всемирного банка должна осуществляться в интересах народа Таджикистана. Средства, которые и так ограничены, будут потрачены напрасно, а также общественная безопасность может подвергнуться риску, в случае если до начала строительства любого проекта не будут досконально изучены его технические, экономические и социальные параметры. В процессе оценочных исследований мы стремились сосредоточиться на том, что поможет Таджикистану более всего; чтобы это сделать, техническим группам требовалось достичь соглашения по обмену информацией, по срокам предоставления результатов, по объему и характеру дополнительных инженерно-геологических изысканий, а также по методологиям определения ключевых технических критериев дизайна проекта. В то же время правительство издало обязательные для исполнения предписания ограничить все действия на площадке Рогунской ГЭС до общих ремонтно-восстановительных работ с целью обеспечения безопасности объекта до тех пор, пока исследования не будут завершены. Правительство также заверило Банк, что любые возможные сокращения рабочей силы на площадке Рогунской ГЭС будут осуществляться в соответствии с трудовым законодательством Таджикистана и с упором на перераспределение рабочих по другим строительным объектам. Теперь мы уверены в том, что мероприятия на строительной площадке Рогунской ГЭС будут следовать графику и процессу, согласованному с технической командой Всемирного банка. Иначе могут возникнуть дальнейшие задержки. Регулярные посещения технических экспертов Всемирного банка и ежемесячные отчеты о текущем положении дел от правительства Таджикистана помогут нам отслеживать этот процесс. Мы должны обеспечить соответствие процесса оценки международно-признанным нормам и процедурам.
Рассматривает ли Банк решения, альтернативные предлагаемому проекту Рогунской ГЭС?
Да, наша главная забота - помочь Таджикистану решить проблему нехватки энергии в зимний период путем применения наиболее устойчивого из возможных способов. Мы изучаем широкий круг альтернативных решений и вскоре опубликуем результаты этих исследований. Мы считаем, что этот анализ является важным элементом в процессе принятия решения по Рогунской ГЭС. Деятельность Всемирного банка в энергетическом секторе Таджикистана обширна и направлена на решение сложностей. Мы помогаем решать проблему нехватки энергии в зимний период для удовлетворения насущных потребностей населения и в то же время инвестируем в развитие энергетического сектора в долгосрочной перспективе. Мы поддерживаем исследование по изучению вопросов восстановления и управления заиливанием Нурекской ГЭС, потому что знаем, что повышение эффективности этого объекта принесет некоторое облегчение перегруженной энергической системе Таджикистана. Мы помогаем укрепить финансовое управление и оперативный потенциал энергетической компании "Барки Тоджик" и предоставляем консультативную поддержку правительству Таджикистана для подготовки механизмов экспорта электроэнергии, таких как инициатива развития Регионального рынка электроэнергии в Центральной Азии и Южной Азии (Проект CASA-1000).
Проект CASA-1000 каким-то образом связан с проектом Рогунской ГЭС?
СД: Нет, проекты CASA-1000 и Рогунской ГЭС не связаны между собой. Сегодня в летние месяцы существует достаточно электроэнергии в таджикской и киргизской энергетических системах на передачу энергии по линиям электропередачи CASA-1000. Нет необходимости добавлять новые источники электроэнергии, чтобы обеспечить жизнеспособность проекта CASA. Тем не менее зимний дефицит электроэнергии в Таджикистане и Киргизии должны восполняться другими способами. Всемирный банк поддерживает проект CASA-1000, поскольку он является первым важным шагом в электроэнергетическом региональном рынке Центральная Азия - Южная Азия (CASAREM). Он будет поддерживать торговлю чистой электроэнергии в объеме до 1300 МВт между двумя регионами, и мы считаем, что этот проект может служить преобразующим для регионов Центральной и Южной Азии.
Так как Вы являетесь новым Региональным директором по странам Центральной Азии, каковы Ваши наблюдения о важности энергетических и водных ресурсов?
СД: Региональный диалог и сотрудничество очень важны. Учитывая изменения климата, рост населения и настоятельную необходимость вывести людей из бедности, существует острая необходимость в координации международных энергетических и водных ресурсов. Речь идет об орошении сельскохозяйственных культур, гидроэнергетики для выработки электроэнергии и достижения экономического роста, а также о питьевой воде для удовлетворения основных потребностей человека. Мы считаем важным для нашей планеты, чтобы мы все были лучше информированы о разумном использовании ценных ресурсов в 21веке. Банк должен показать пример передовой практики по обмену информацией и обеспечения участия всех прибрежных государств в процессе. Именно в таких вопросах мы видим себя как институт с богатым опытом: в обеспечении открытости, прозрачности и достоверности оценочных исследований, например, как для проекта Рогунской ГЭС. Для нас это значит учитывать долгосрочный подход в решении энергетических и водных проблем, стоящих перед странами мира.