Когда США транспортируют в Афганистан грузы военного назначения по территории Средней Азии, кто получает за это деньги? Это довольно простой вопрос, но спустя несколько лет после создания Северной сети поставок мы по-прежнему ничего об этом не знаем. Пентагон привлекает к транспортировке своих грузов и техники по Средней Азии частные компании, но что это за частные компании? Сколько им за это платят? В Узбекистане еще два года назад задавали эти вопросы, на которые до сих пор не получили ответа. Об этом в своем блоге на базе портала EurasiaNet заявляет американский журналист, специалист по Средней Азии Джошуа Кучера.

Он напоминает, что в результате расследования по делу о темных контрактных поставках для авиабазы "Манас" в Киргизии выяснилось, что обогащались на этом бизнесе родственники двух президентов республики, сменившихся на руководящем посту. Расследование привело к повышению прозрачности контрактных поставок для базы "Манас". Однако, как отмечает политолог Института "Открытое Общество" Джефф Голдштейн, Белый дом и Пентагон активно стараются заблокировать меры, которые бы могли пролить свет на вопрос о том, кто получает деньги в связи с эксплуатацией Северной сети поставок.

По данным Голдштейна, "американские власти, надо отдать им должное, извлекли соответствующие уроки и, среди прочего, создали веб-сайт, предоставляющий общественности основную информацию обо всех контрактах, связанных с центром "Манас". К сожалению, они не сделали того же самого в отношении еще более крупных контрактов, связанных с работой Северной сети поставок (ССП), по которой грузы, идущие транзитом по территории Казахстана, Таджикистана и Узбекистана, поступают войскам США в Афганистане. Учитывая коррумпированность правящих режимов всех трех означенных государств (которые в последнем Индексе восприятия коррупции организации Transparency International занимают соответственно 120, 152 и 177 позиции в списке из 183 стран), местное население не может не думать, что какая-то часть этих денег оседает в карманах ключевых фигур правящих режимов. Так что в интересах самих США повысить прозрачность процесса заключения контрактов по Северной сети поставок, как это было сделано в отношении базы "Манас".

"Сделав же следующий логический шаг, США следовало бы всерьез заняться проблемой коррупции в связи с эксплуатацией ССП. В прошлом году, когда Конгресс под нажимом со стороны администрации Обамы дал добро на возобновление помощи правительству Узбекистана - несмотря на нерешенные в республике проблемы в области соблюдения прав человека, давно вызывавшие нарекания, - Конгресс потребовал от исполнительной ветви власти предоставления регулярных отчетов о том, нет ли признаков того, что эта самая помощь или финансирование по линии ССП способствует дальнейшему углублению коррупции в Узбекистане. Недавно администрация представила первый подобный отчет, правда, под грифом "секретно", закрыв доступ к нему общественности. Чтобы заверить американских налогоплательщиков, что их денежки не выбрасываются на ветер, а граждан Узбекистана - в том, что США не финансируют исподтишка узбекских руководителей, их родственников и приближенных, все последующие версии этого документа следует рассекретить. Пентагон должен ясно дать понять подрядчикам по ССП, что все будет тщательно изучаться, а нарушения Закона о даче взяток чиновникам за рубежом, в случае наличия таковых, будут строго преследоваться. Более того, США следует еще раз подчеркнуть правительствам стран региона, что ССП следует воспринимать как проект, отвечающий взаимным стратегическим интересам, а не как дойную корову" - уверен политолог.

В свою очередь, Кучера отмечает: "если партнеры США по ССП не воспринимают этот проект как отвечающий их стратегическим интересам, то США вряд ли могут что-то с этим поделать. Если они видят в нем дойную корову, ничего не попишешь - но если бы мы знали, в чей карман идут деньги, это либо успокоило бы скептиков, полагающих, что эти деньги способствуют обогащению президентских семей, либо показало бы всем, что капиталы действительно поступают в карман представителей президентских семей, и заставило бы Америку оздоровить означенный процесс. Пока процесс заключения контрактов остается непрозрачным, трудно не думать, что США есть, что скрывать".