Судьба законопроекта о криминализации отрицания признанных геноцидов, так спешно принятого Сенатом Франции и так резко отклоненного Конституционным советом этой страны, все еще остается неясной. Поддерживаемый Николя Саркози законопроект, который, согласно обещаниям сменившего его на посту главы государства Франсуа Олланда, должен был подвергнуться редактированию и вновь быть внесенным на рассмотрение Национального собрания Франции, сегодня висит в воздухе.

Между прочим, с этим законопроектом не все так очевидно, как кажется на первый взгляд. Конечно, все знают, что Франция - родина прав человека, мировой апологет идейно-политического плюрализма, поборник справедливости, локомотив состава межнационального, межэтнического и прочего равенства... Но почему-то законопроект о криминализации отрицания геноцидов, в том числе Геноцида армян, всплыл как раз накануне президентских выборов в этой стране. Он поддерживался армянской общиной Франции, а это свыше 500 тыс. человек (то есть голосов избирателей на выборах президента страны). По "совершенно непонятным" причинам он был внесен на рассмотрение параллельно все более резким заявлениям Анкары о том, что в Турции устали ждать каких-либо действенных шагов со стороны Евросоюза, направленных на сближение с этой самой Турцией. Турецкие лоббисты обошли чуть ли не все двери французского политического истеблишмента, уговаривая, прося, угрожая и требуя помешать законопроекту обзавестись подписью главы государства - и у них это получилось.

Французский Минюст, в свою очередь, проявил "юридическую безграмотность", признав законопроект соответствующим всем правовым нормам, действующим во Франции, однако Конституционный совет "поправил" коллег из правительства, указав им на немаловажное обстоятельство: видите ли, уже действующий во Франции закон о наказании за отрицание Холокоста ничему не противоречит, а отрицать Геноцид армян можно. Более того, законопроект о введении уголовной ответственности за отрицание признанных Францией геноцидов (а их, собственно, два - холокост и Геноцид армян) "противоречит свободе слова", - так решили члены Конституционного совета.

Любопытно, что такого же мнения придерживается премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган. "Это расистский законопроект, разрушающий европейские ценности", - заявил он 24 января, на следующий день после ратификации законопроекта Сенатом Франции. МИД Турции тоже не остался в стороне: "Мы решительно осуждаем это решение, которое представляет собой... пример безответственности", - заявили в турецком внешнеполитическом ведомстве. Тему продолжил президент Турции Абдулла Гюль, который ближе к концу февраля поздравил французов со спасением авторитета своей страны. "Решением Конституционного совета Франция спасла свой авторитет", - заявил он.

Возможно, это турецко-французская логика, а поскольку Франция - одна из наиболее развитых стран на планете Земля, всем менее развитым остается лишь дорасти до понимания такого рода причинно-следственной связи. В любом случае, пока армяне Франции ждут рождения нового законопроекта, без ответа остается следующий вопрос: если допустить, что сам смысл закона - наказать тех, кто выразит сомнение в достоверности признанных в республике геноцидов - противоречит свободе слова, не принимается Конституционным советом Франции, то что за законопроект должен быть представлен в будущем? Французские мастера логики на этот счет молчат.

Если посмотреть на вопрос с другой стороны, он предстает в более ясном свете. В Турции после принятия столь ненавистного местным чиновникам законопроекта о криминализации признанных геноцидов Сенатом Франции поднялась в буквальном смысле истерия, начиная от государственных санкций в отношении Парижа и заканчивая отказом от пользования продукцией французского автопрома. Однако стоило Конституционному совету отклонить законопроект, как отношения резко потеплели. Первым томагавк войны зарыл министр иностранных дел Франции Лоран Фабиус, заявив о необходимости "учесть решение Совета относительно законопроекта". Пока Эрдоган на саммите по экологическим вопросам в Рио-де-Жанейро подбирал нужные слова, приглашая Олланда в Турцию, 27 июня министр иностранных дел Турции Ахмед Давудоглу посетил с визитом Париж, в рамках которого заявил об отмене всех санкций, введенных ранее в отношении Франции. Гармоничная идиллия, а может идиллическая гармония, достойная всяческих похвал.

Следует отметить, что не только Турция проявила рвение в вопросе устранения неприятностей с французами. Тот же Франсуа Олланд, занявший еще не успевшее остыть после Николя Саркози место, не первым, но вторым делом бросился расхлебывать "кашу", заваренную с Турцией предшественником. Не удивительно, что ему это тоже удалось. Резкая турецкая риторика в адрес французов сменилась на лестные отзывы и похвалу Парижа, санкции были отменены, критика сменилась на довольное одобрение. Теперь между Анкарой и Парижем фаза нежных лобзаний, а армяне Франции предпочитают не смотреть на эту эротику, обратив взор в будущее, где в тумане и при плохом освещении маячит тень нового законопроекта. "Олланд обещал!", - помнят они... Николя Саркози тоже много чего обещал. Но довел дело до крайних сроков и уложиться в них не успел. А может и не хотел.

Мы не допускаем мысли, что весь этот сценарий был проработан заранее. Более того, абсолютно очевидно, что Николя Саркози ждал, когда же Конституционный совет признает законопроект соответствующим конституции. Он буквально держал наготове ручку, тренировался, как бы поставить подпись покрасивее... Он был в шоке решением Совета. Конечно, во всем виновато нелепое стечение обстоятельств, не более того, а разговоры о том, что "армянскую карту" в очередной раз использовали в качестве мелкого козыря, не соответствуют действительности. По крайней мере, это утверждение актуально до следующих президентских выборов (а быть может выборов в парламент, органы местного самоуправления и прочие инстанции, где голоса нужны) на "родине прав человека". Еще одним косвенным, но однозначно весомым обстоятельством в пользу идеи о том, что "армянская карта" так и не легла на стол, является конец политической карьеры Саркози - козырь не сработал. По крайней мере, для "Сарко", как именуют его во Франции - из князей в грязи, так сказать, и безвозвратно.

Сегодня нет никаких сомнений в том, что нынешний президент Франции Франсуа Олланд на пару с главой МИД этой страны Лораном Фабиусом не побоятся турецких происков и будут ратовать за историческую справедливость, отстаивание прав армян и просто человеческую честность. Экономика для развитых стран всегда отходит на второй план, когда речь заходит об общечеловеческих ценностях, правах человека, исторической справедливости. Разве нет?

Напомним, 22 декабря 2011 г. законопроект о криминализации отрицания признанных страной геноцидов, в том числе Геноцида армян, был принят Национальным собранием Франции, 23 января 2012 г. ратифицирован Сенатом Франции. После этого 72 французских сенатора подписали обращение в Конституционный совет Франции с требованием изучить законопроект на предмет соответствия Конституции страны. 28 февраля 2012 г. Конституционный совет отклонил законопроект, сочтя его не соответствующим Основному закону Франции. В тот же день Франсуа Олланд, бывший тогда еще кандидатом в президенты Франции, пообещал возобновить процесс принятия закона о признанных геноцидах в случае своего избрания на должность главы государства.

Эмиль Бабаян (Ереван)