Аманда Пол: Политика Турции в Закавказье в большей степени определяется ее отношениями с Россией

Москва, 29 августа 2012, 16:31 — REGNUM  В конце прошлой недели министр иностранных дел Турции Ахмед Давудоглу сделал странное и нереалистичное предложение, выразив желание, чтобы очередная встреча руководителей Азербайджана и Армении по решению нагорно-карабахского конфликта прошла в Турции, поскольку Анкара считает, что ее нынешняя политика по урегулированию региональных конфликтов сделала страну лидером в регионе. Об этом пишет в статье под названием "Турция, Нагорный Карабах и Южный Кавказ" в турецкой газете Today's zaman эксперт Центра европейской политики в Брюсселе Аманда Пол.

"В разгар сирийского кризиса и всего хаоса, что в настоящее время происходит в регионе, в том числе новой волны насилия со стороны Курдской рабочей партии, кажется немного странным, что Давудоглу вдруг решил поднять карабахский вопрос. Кроме того, само предложение нереалистично и обречено на неудачу просто потому, что Турция в этом вопросе не рассматривается в качестве нейтрального актoрa", - пишет Пол.

Таким образом, как она заметила, реакции со стороны заместителя министра иностранных дел Армении Шаварш Кочарян поступила как "маленький сюрприз". Кочарян ответил: "Для урегулирования конфликта было бы продуктивнее, если бы Турция убедила Азербайджан вести переговоры с реальной стороной конфликта - Нагорным Карабахом. Турция, по крайней мере, не должна больше поддерживать позицию Азербайджана "все или ничего". Если турецкий министр иностранных дел действительно хочет содействовать урегулированию конфликта, Турция должна перестать искажать суть нагорно-карабахской проблемы".

Европейский эксперт уверена, что Анкара не может взять на себя роль посредника в вопросе Карабаха, поскольку поддерживает аргументы Азербайджана, а такая реакция Армении заставляет верить в то, что Ереван круглосуточно работает над поиском решения, что, по ее мнению, не соответствует действительности.

"Ереван не так уж и несчастлив в связи со сложившимся статус-кво. Он продолжает контролировать международно признанный азербайджанским регион Нагорного Карабаха и занимать еще семь прилегающих к нему районов. Ереван сталкиваются с незначительной международной критикой или внешним давлением. Для Азербайджана независимый Карабах не вариант, а для Армении - единственный вариант. Со временем проблема все более закрепляется и статус-кво все труднее изменить. Это в свою очередь приводит к еще большему разочарованию в Баку и учащению разговоров о возвращении своих земель военным путем, что, в свою очередь, увеличивает осадный менталитет в Ереване, превращая конфликт в порочный круг. Турция, стоящая рядом с Азербайджаном и не имеющая дипломатических отношений с Арменией, далека от того, чтобы быть в состоянии играть роль посредника в конфликте", - считает Пол.

В широком смысле, Турция хотела бы усилить свое влияние в Закавказье, регионе с растущим геостратегическим значением и с этой целью в течение последних нескольких лет укрепляет экономические, политические и военные связи с Азербайджаном и Грузией, пишет эксперт Центра европейской политики. Анкара действительно активизировала усилия после российско-грузинской войны 2008 года, "которая разрушила политический статус-кво в регионе".

"Турция дала ход двум инициативам, которые, как она надеялась, приведут к большей стабильности в регионе, а также позволят ей играть более важную роль в региональных конфликтах, таких как нагорно-карабахский. Первой была платформа стабильности и сотрудничества на Кавказе, а вторая - процесс сближения с Арменией, с которой нет дипломатических отношений и закрыта граница с 1993 года. Обе эти инициативы появились в то время, когда в отношениях Турции с Россией наблюдались значительные улучшения. В действительности, внешняя политика Турции на Южном Кавказе значительным образом определяется отношениями Анкары с Россией и, в меньшей степени, с ЕС, играющей большую роль здесь. Но, увы, Анкара просчиталась, и ни одна из инициатив не принесла свои плоды. Процесс сближения с Арменией провалился в основном из-за решения Турции связать его с карабахским конфликтом, чти лишь увеличило напряженность в регионе и привело к подрыву международных усилий по урегулированию конфликта вокруг Нагорного Карабаха, мирных переговоров и учащению случаев прекращения огня. Турция недооценила реакцию Азербайджана на сближение с Ереваном и возможности армянской диаспоры, которая оказала давление на руководство Армении. Авторитет Анкары был поврежден, отношения с Азербайджаном ухудшились, а руководство Армении заявило, что Турция ведет нечестную политику и ей не следует доверять. В то время как Азербайджан и Турция реабилитировали и даже углубили свои отношения, Ереван приступил к дальнейшему укреплению военных связей с Москвой, и к любой новой инициативе турецкой стороны относится намного скептично, чем раньше", - пишет европейский аналитик.

Что касается платформы стабильности и сотрудничества на Кавказе, направленной на укрепление доверия через создание форума для налаживания диалога между тремя странами Закавказья, Турцией и Россией, то, как пишет Пол, эта инициатива так и осталась на бумаге. Запущенная без долгих раздумий инициатива не удостоилась большого энтузиазма со стороны большинства из приглашенных присоединиться к ней игроков.

Если Турция действительно серьезно относится к идее становления надежного регионального игрока, то должна найти способ вернуть в прежнее русло процесс нормализации отношений с Арменией, не связывая его с Нагорным Карабахом, учитывая, что все осознали - Анкаре нечего делать в решении этого конфликта, пишет Аманда Пол.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.