Заместитель директора Института этнологии и антропологии РАН Владимир Зорин принимал на днях участие в первом заседании Совета по межнациональным отношениям при Президенте России.

В интервью он рассказал о своих впечатлениях от мероприятия.

Многие участники заседания предвкушали, что заседание Совета станет поворотным событием в деле реализации государственной национальной политики в нашей стране. И эти ожидания подтвердились. Вступительное слово Владимира Владимировича Путина было конкретным и достаточно критичным, а дискуссии и прения продемонстрировали высокий конструктивный интеллектуальный уровень. Решения касались, в основном, организации работы Совета, по предложениям, высказанным на заседании, еще будут даны поручения. Но, что касается перспектив - я думаю, что Совет может стать жизнеспособной площадкой, не формальной, а по-настоящему деловой. Так, Президент России дал задание создать рабочие комиссии в рамках Совета по различным направлениям - подготовке Стратегии государственной национальной политике, гармонизации межнациональных отношений, предупреждению конфликтов и так далее. Совет имеет право привлекать экспертов, предусмотрен принцип ротации его членов. И еще. Впервые мы наблюдаем такой высокий уровень диалога на межнациональные темы между представителями высшей государственной власти, региональными и местными чиновниками, учеными и лидерами общественных и религиозных организаций. Это показатель того, что вопросы межнациональных отношений с периферии большой политики перемещаются на более важное место.

Какие выступления заставили вас задуматься?

Все выступления были достаточно интересными. Выступали люди, которые не один год занимаются этими темами, владеют теоретической и практической информацией. Не зря Владимир Владимирович назвал членов Совета авторитетными, опытными и знающими людьми. Предложений было очень много, я думаю, что их реализация будет не только в виде поручений Президента. В частности, интересные предложения внес глава города Саранска Петр Тултаев, председатель президиума Российского конгресса народов Кавказа Асланбек Паскачев. Ряд высказываний как, например, академика Валерия Тишкова носят концептуальный характер и будут учтены в разрабатываемой Стратегии государственной национальной политике. Хотя непосредственно этого вопроса в повестке заседания не было.

Насколько известно, вы тоже выступали в ходе заседания Совета. О чем вы говорили?

В частности, о том, что предупреждение и оперативное урегулирование конфликтных ситуаций в сфере межнациональных отношений является одним из основных принципов государственной национальной политики. В стране существуют ведомственные мониторинги, которые анализируют отдельные аспекты этноконфессиональных отношений, но они не дают полной картины. Нужно привлекать к этой работе и общественность, и экспертное сообщество. Да, это требует ресурсного и кадрового обеспечения, но подобные затраты окупаются сторицей.

Другая тема. Как известно бесплатной политики, в том числе национальной, не бывает. Финансовое обеспечение политики поддержки этнокультурного разнообразия и обеспечения гражданского согласия необходимо в гораздо более серьезных масштабах как на конкурсной основе, так и в форме государственного заказа, активнее привлекать спонсоров. Тем более что регионы давали в прошлом году свои предложения в разрабатываемый Министерством регионального развития РФ проект Федеральной целевой программы "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов". Однако Министерство финансов РФ обнулило с 2012 года все средства на государственную национальную политику, видимо, не посчитав это приоритетом. Странно, когда уполномоченное ведомство, много делая с точки зрения нормативно-правового регулирования, экспертного и аналитического сопровождения национального политики лишено даже имевшихся незначительных средств на ее реализацию (в 2008 году было 240 млн руб., в 2011 - только 80 млн руб., в 2012 году - 0 руб.). В нашей-то многонациональной стране!

Как Президент и члены Совета восприняли ваши идеи о создании единой сети мониторинга этнических конфликтов и возобновлении финансирования ФЦП?

Владимир Владимирович сразу отреагировал. Я, когда говорил о мониторинге, предлагал, чтобы он был не только ведомственным, но и общественным, с участием Академии наук. Это предложение было поддержано. Также прямо на Совете Президент дал поручение вернуться к вопросу возобновления финансирования ФЦП. Это очень важно. Реакция Владимира Владимировича была ясной: вернуться к данной теме.

В какой степени озвученные на Совете предложения затрагивают муниципальную власть?

По нашим экспертным оценкам, муниципальный уровень - сегодня самое слабое звено в реализации государственной национальной политики. А ведь в реальности она осуществляется именно там. Выделение мест на рынке, участков под строительство, регистрация мигрантов - все это происходит по месту жительства людей, не в Кремле. И дело не в безответственности и недисциплинированности чиновников на местах, это вопрос и их квалификации, подготовки, соответствия, наличия необходимой законодательной базы, финансирования, делегирования прав. Думаю, что данная тема будет активно разрабатываться и изучаться. Межнациональные конфликты у нас, как правило, носят местечковый характер, их число растет, что требует экстраординарных мер. И лучше такие конфликты предупреждать, чем просто реагировать на них, причем, меры по предупреждению должны быть комплексными.

Каким могло бы быть участие силовых ведомств в решении межнациональных вопросов?

Эти механизмы уже наработаны. Как сказал Президент, при необходимости мы будем приглашать министров на обсуждение вопросов, касающихся межнациональной политики. Кроме того, при силовых структурах есть свои общественные и консультативные советы, наверное, Совет мог бы работать и с ними. Однако есть проблема с тем, что сегодня создано множество консультативных органов, особенно после заседания Президиума Госсовета в феврале прошлого года. А вот как они работают, какие функции выполняют, насколько эффективно - пока еще никто это не изучал и не смотрел. Советов много, но конфликты растут. Это говорит о том, что надо очень внимательно разобраться с практикой их работы.

Очевидно, что Совет по межнациональным отношениям при Президенте России сможет успешно работать, если с уровня Федерации он сможет опуститься, что называется, на землю. Как этого добиться?

Совершенно верно. Поэтому и поставлена задача, я ее разделяю, повысить роль и участие в реализации государственной национальной политики аппаратов полномочных представителей Президента России в федеральных округах. Советы, подобные нашему, могут быть созданы при федеральных округах, это было бы очень здорово. Через эти общественные структуры нам надо выстроить "вертикаль", поскольку пока что на уровне субъектов Федерации все обрывается, а местное самоуправление вообще не охвачено. Вместе с тем, надо понимать, что гармонизация межнациональных отношений - это не дело какого-то одного министерства или даже президентского совета, а дело всего нашего общества, каждого из нас. Это вопрос собственной активной гражданской позиции.

Напоследок, как бы вы в одном предложении сформулировали смысл новой национальной политики?

Цель государственной национальной политики - это удовлетворение конституционных прав граждан, этнических и конфессиональных, а также достижение гражданского и межэтнического согласия в качестве условия обеспечения национальной безопасности и стабильного социально-экономического развития нашей Родины. Что касается межнациональных конфликтов, то их нужно научиться не только разрешать, но и предупреждать. И ключевая роль здесь принадлежит гражданскому обществу.

Беседовал Станислав Стремидловский