Архангельский закон о штрафах для перевозчиков оказался бесполезным

Архангельск, 27 Августа 2012, 13:50 — REGNUM  Архангельский областной закон о миллионных штрафах для нелегальных перевозчиков на автобусных маршрутах общего пользования просуществовал недолго: утвержденные в 2010 году санкции отменены. Верховный суд РФ счел, что у региональных парламентариев нет права таким образом бороться с "левыми" "пазиками" на улицах городов. Тем более что, по мнению многих участников рынка, за это время никакого эффекта в наведении порядка законодатели не добились.

Принятый Архангельским областным Собранием депутатов документ касался не только так называемых нелегалов: речь шла о значительном увеличении штрафов для всех участников рынка. Наказывать их предполагалось не только за отсутствие необходимых документов для работы на городских автобусных маршрутах, но и за нарушение других правил перевозки пассажиров, включая случаи неэтичного поведения кондукторов и водителей, нарушения графиков движения и т. д.

Но главным камнем преткновения стала статья о штрафах до 1 млн рублей для юридических лиц при повторном пренебрежении областными законодательными нормами. Результатом применения закона стало возбуждение 169 дел об административных нарушениях, общая сумма штрафов превысила 6 млн рублей (по официальной статистике). Эти меры убедили 30 перевозчиков, в основном в Архангельске и Северодвинске, "выйти из тени" и заключить официальные договоры с муниципалитетами.

"Нам была поручена разработка и сопровождение этого закона, - рассказывает председатель комитета Архангельского областного Собрания депутатов по законодательству и судебно-правовым вопросам Станислав Вторый. - Основным предметом спора стали санкции за так называемую нелегальную перевозку пассажиров". Согласно определению регионального законодательного органа, "нелегалы" - это те, кто выходит на маршруты, не имея договора с муниципальными органами власти. Принятию закона предшествовали встречи депутатов с представителями администраций Северодвинска и Архангельска, "легальными" и "нелегальными" перевозчиками.

"В словах "нелегальных" перевозчиков просматривалась во многом обоснованная, на мой взгляд, обида на порядок проведения конкурсов, которые дают право оказывать эти услуги. Мягко говоря, они проводятся... непрозрачно. А по утверждению оставшихся "за бортом" предпринимателей, - в интересах фирм, "приближенных" к местным органам власти. Судебная практика, в частности антимонопольного ведомства, это подтверждает. Представители городских администраций чувствовали себя неуютно: возразить, по существу, было нечего", - продолжает депутат.

Среди "нелегальных" есть и перевозчики, имеющие более 10 автобусов, хорошую материально-техническую базу, возможность проводить предрейсовый технический и медицинский осмотры.

"Получается странная ситуация: предприниматели не без причин считают, что загнаны в угол и поэтому имеют "моральное право" нарушать закон. Кстати, они готовы обсуждать снижение тарифов - на несколько рублей. В Ивановской области, Мурманске и Санкт-Петербурге, к примеру, власти пошли по такому принципу: конкурсы выигрывает тот, кто наряду с другими условиями, гарантирует 10-20%-процентное снижение цены на перевозку пассажиров. Ни в Северодвинске, ни в Архангельске такое не практикуется. К сожалению, создается только видимость рынка", - считает Станислав Вторый.

С другой стороны, задачу по борьбе с нарушениями на общественном транспорте никто не отменял. На момент принятия областного закона в России не существовало ни одного судебного прецедента по отмене штрафов за осуществление пассажирских перевозок без договора с муниципалитетами. Аналогичные санкции для "нелегалов" были введены в Калининграде. Юридической практикой Архангельской области тоже стали интересоваться другие регионы.

"Но тут, к сожалению, появился прецедент уровня Верховного суда - по обращению предпринимателя из Брянской области. Формально в Кодексе об административных правонарушениях ничего не сказано о том, что для организации пассажирских перевозок требуется договор с местными органами власти. Достаточно лицензии. Этот правовой пробел и послужил для Верховного суда основанием для отмены аналогичного закона в Брянске. Мы решили не дожидаться обращений прокуратуры и в апреле 2012-го отменили ряд санкций", - поясняет Станислав Вторый.

На этом региональные законодатели успокаиваться не собираются. Уже на сентябрьской сессии облсобрания комитет планирует внести в Госдуму РФ законодательную инициативу о дополнениях в федеральное законодательство, предусматривающих спорный момент: владельцы транспортных средств, занимающиеся перевозкой пассажиров, в обязательном порядке должны иметь договор с муниципалитетами.

К слову, уже уплаченные по областному закону штрафы предприниматели теперь могут вернуть, если не истекли сроки давности. "Да мало кто "залетел" на миллион. Были совместные рейды профильного министерства правительства области и ГИБДД - но это так, разовые вылазки. Каждый день более сотни сторонних автобусов спокойно выходят на улицы городов и возят людей, не опасаясь наказания. Штрафы не помогут кардинально решить проблему, в частности потому, что сами муниципалитеты почему-то не очень активно используют этот инструмент влияния", - добавляет Вторый.

По оценке начальника управления транспорта и связи департамента городского хозяйства мэрии Архангельска Анатолия Смирнова, до внесения изменений в федеральное законодательство полномочия муниципалитета в борьбе с нелегальными перевозчиками невелики. "Соответствующий федеральный закон внесен с Госдуму РФ еще в 2007 году, но так и не был рассмотрен. Между тем только за восемь месяцев текущего года на территории Архангельской области произошло около 100 ДТП с участием автобусов и, как правило, среди нарушителей преобладают именно нелегальные перевозчики", - отмечает чиновник.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
04.12.16
Оргкомитет может перенести конкурс «Евровидение 2017» в Россию
NB!
04.12.16
WP: Дональд Трамп — плохой дипломат
NB!
04.12.16
Голодомор для «тунеядцев и паразитов»
NB!
04.12.16
Горькое вино мудрости Омара Хайяма
NB!
03.12.16
Иран может «заморозить» соглашение по атому из-за санкций США
NB!
03.12.16
Переобувание Додона: зачем глава Молдавии отказывается от «пророссийскости»
NB!
03.12.16
Чудесное спасение в чемпионате Испании. «Барселона»—«Реал» 1:1
NB!
03.12.16
Новый президент Австрии может признать Крым российским
NB!
03.12.16
Власти Крыма: Решение Украины об аресте «скифского золота» ничего не значит
NB!
03.12.16
Как в России победить антироссийскую элиту? Есть верный способ!
NB!
03.12.16
Калужские следователи раскрыли тайну разбившегося бомбардировщика
NB!
03.12.16
Прорвется ли «Турецкий поток» в Европу
NB!
03.12.16
Лавров отреагировал на решение США ограничить военное сотрудничество с РФ
NB!
03.12.16
ЦСКА неожиданно разгромил «Урал»
NB!
03.12.16
Российские саперы прибыли в Сирию для разминирования Восточного Алеппо
NB!
03.12.16
Лавров назвал условие для решения территориального спора вокруг Курил
NB!
03.12.16
Стали известны подробности гибели космического грузовика «Прогресс»
NB!
03.12.16
Польша очень встревожена ситуацией на Украине
NB!
03.12.16
Банк России опроверг сообщения о краже 2 млрд рублей с его счетов
NB!
03.12.16
Щось у лісі здохло: Порошенко озаботился национальным единством
NB!
03.12.16
Минобороны: Великобритании лучше не мешать России помогать жителям Алеппо
NB!
03.12.16
Почему президент Путин цитировал Евангелие от Матфея