Greenpeace и "Приразломная": безопасность морских площадок госкорпораций должны защищать органы госбезопасности
24 августа 2012 года в 4 часа утра в Печорском море группа из шести активистов международной экологической организации Greenpeace ("Гринпис") на моторных лодках подошла к работающей платформе "Приразломная". В акции приняли участие: уроженец ЮАР, граждане США, Канады, Финляндии, а также двое представителей Германии. Гринписовцы, владеющие альпинистскими навыками, поднялись по тросам вверх вдоль высокого борта платформы на высоту 30 метров от уровня воды, закрепились, устроили себе здесь люльки-палатки. Они имели запасы еды и питья. Участники акции развернули плакаты с надписями "Спасите Арктику" и "Не убивайте Арктику".
Платформа "Приразломная" - это первая морская ледостойкая стационарная платформа (МЛСП), построенная в основной своей части в России на предприятии Севмаш в Северодвинске. Все буровое и вспомогательное оборудование, системы управления, механизации и автоматизации производственными процессами для МЛСП "Приразломная" поставили зарубежные компании. Приразломное нефтяное месторождение, расположенное на востоке Печорского моря в 60 км от берега, содержит 72 миллиона тонн нефти. Годовой объем добычи ее здесь может достигать 6,6 млн. тонн. Месторождение "Приразломное" было открыто в 1989 году. Проектный период коммерческой добычи нефти на нем составляет 22 года, такой же срок был определен на организационно-подготовительные мероприятия. Разработкой месторождения занимается "дочка" "Газпрома" - "Газпром нефть шельф". 25 апреля 2012 г. правительство утвердило для этого месторождения льготную ставку экспортной пошлины в размере 45% от базовой ставки пошлины на экспорт сырой нефти. В настоящее время "Приразломная" является первой российской арктической шельфовой площадкой, где через несколько месяцев "Газпром" планирует начать круглогодичную морскую добычу нефти. Поэтому акция международных экологов является адресной и актуальной.
В середине августа 2012 года "Гринпис" предупредил, что начало промышленной добычи нефти на"Приразломной" может привести к экологической катастрофе. Экологи обратили внимание, что у "Газпрома" отсутствует утвержденный МЧС аварийный план. На его разработку и утверждение потребуются месяцы. Гринписовцы более года добивались от "Газпром нефть шельфа" ознакомления с проектными материалами по ликвидации разливов нефти на "Приразломной". После этого "Гринпис" сам рассмотрел гипотетический вариант аварии, при котором разлив из морской скважины составит 1,5 тысячи тонн. По итогам расчетов их эксперты пришли к выводу, что в результате возможного загрязнения в таком объеме пострадает акватория моря в 140 тысяч квадратных километров, а также 3 тысячи километров береговой линии. Экологи исходили из допущения, что существующими средствами возможен сбор не более 20% нефти, оказавшейся на поверхности воды. Для разлива по означенной площади, по утверждению гринписовцев, уйдет 20 часов. В то время, как добраться до места возможной аварии из Мурманска потребуется двое-трое суток. После этого предупреждения, опубликованного в СМИ, и последовала акция гринписовцев. В начале августа 2012 года судно Гринпис Arctic Sunrise посетило Мурманск в поддержку своей акции "Спасем Арктику". Теперь выясняется, что именно этот корабль доставил участников акции к "Приразломной". После 15 часов пребывания на платформе "Приразломная" гринписовцы "в связи с угрозой собственной безопасности" беспрепятственно покинули ее и вернулись на судно Arctic Sunrise. В пресс-службе "Газпрома" утверждают, что акция "Гринпис" не помешала функционированию морской платформы "Приразломная" и все работы там осуществляются по плану. Так ли это?
Несколько недель назад ИА REGNUM в одной своей публикации указывало на особую значимость обеспечения безопасности российских работ на шельфе. Причем речь должна идти не только о технологической дисциплине работ, что само собой разумеется, но и об охране от возможных диверсий, как намеренных, так и происшедших по причине головотяпства работающего персонала. Отметим, что Запад использует и экологическую проблематику в борьбе за преимущественное право своих ТНК в освоении арктических месторождений. Любой экологический провал российских госкорпораций на арктическом шельфе получит сразу же соответствующее освещение в западных СМИ.
Если отвлечься от весьма важного экологического аспекта инцидента на "Приразломной", то следует вновь указать на ключевую по своей значимости проблему безопасности российских работ на арктическом шельфе. Случившееся 24-25 августа 2012 года на "Приразломной" ставит под сомнение способность персонала платформы самостоятельно противостоять, например, террористическим атакам. Инцидент с "Гринпис" на платформе "Приразломная" воочию выявил, что именно там с безопасностью от возможных диверсий дело обстоит не должным образом. "Газпром" сейчас обвинил защитников природы в нарушении 500-метровой навигационной зоны безопасности вокруг платформы. Но, как теперь выясняется, само появление судна "Гринпис" Arctic Sunrise в ее районе оказалось сюрпризом для российских нефтяников. Между тем, следует современными методами технического наблюдения, вплоть до использования спутниковых средств, идентифицировать любой корабль в районе нескольких сотен миль от мест российской морской нефтедобычи.
Гринписовцы, следившие за переговорами персонала платформы с сотрудниками ФСБ и штаб-квартирой "Газпрома", зафиксировали, что отсутствовала устойчивая связь между платформой и материком. Это является совершенно недопустимым. В итоге принятие решений в центре явно запаздывало. Пограничники и береговая охрана прилетели на платформу на двух вертолетах спустя несколько часов после начала инцидента. Платформа располагается в море в 55 километрах от поселка Варандей. Следовательно при таком расстоянии представители государственных служб должны были появиться на месте событий, по крайней мере, через час.
Сейчас руководитель гринписовской акции Куми Найду утверждает: "Сотрудники платформы не только обливали нас водой из брандспойта несколько часов, но и стали кидать в нас металлические предметы". Трудно понять, зачем это надо было делать? Разве что для того, чтобы дать рекламу акции "Гринпис" в СМИ посредством фотографий. Кажется, что на платформе вообще не было какого-либо охранного подразделения, вооруженного огнестрельным оружием. Очевидно, что нарушителей безопасности, какими бы благими экологическими темами они не руководствовались, в случае с "Приразломной" следовало остановить еще при приближении к платформе с моря, а потом задержать, не стесняясь угрозы применения по ним огнестрельного оружия. Подобные меры охраны арктических платформ следует установить и оповестить об этом мир заранее.
Между тем, как сообщил "Русской службе новостей" представитель ФСБ России, обеспечивать безопасность платформы должна компания "Газпром нефть шельф", которой она принадлежит. Подобный подход вряд ли стоит назвать ответственным. Организовывать на месте безопасность морских площадок госкорпораций и контролировать принятые меры защиты на них должны именно органы государственной безопасности. Рукотворный нефтяной Чернобыль в Арктике нам всем не нужен. "Нам", означает - российскому обществу и государству.
Дмитрий Семушин (ИА REGNUM)