Ануш Левонян: Муниципальные выборы в Армении могут стать "вторым раундом" битвы за власть
Армения, 23 августа, 2012, 17:58 — ИА Регнум. С приближением начала кампании по выборам президента Армении, которые состоятся в феврале 2013 года, на первый план внутриполитической жизни республики вновь выходят отношения между правящей
Секретарь оппозиционной парламентской партии "Наследие"
Тогда предполагалось, что на должность главы правительства негласно претендовал сам Роберт Кочарян. И когда амбиции экс-президента не были реализованы, было, якобы, решено, что борьба продолжится на муниципальных и президентских выборах. По существу, всё это означает, что суть внутриполитических коллизий сводится к соперничеству между действующим и бывшим президентом. Оппозицию в лице Армянского национального конгресса (АНК) АРФ "
Общую достаточно ясную картину осложняют, однако, некоторые существенные нюансы. Во-первых, совсем не факт, что соперничество между Саргсяном и Кочаряном, если оно в реальности и существует, то носит совершенно непримиримый характер. Эксперты ИА REGNUM уже отмечали, что в основе противоречий лежат проблемы финансово-экономического порядка. Неизвестно, какая часть разветвленной бизнес-империи Царукяна на деле принадлежит (или контролируется) Кочаряном, но похоже, что их материальные интересы тесно переплетены. Главной задачей и олигарха, и экс-президента является сохранение, а при возможности - и приумножение, своих активов. Именно в этом - суть политических противостояний.
Предполагается, что в ходе второго президентского срока Сержа Саргсяна борьба с теневой экономикой может распространиться и на бизнес-структуры Царукяна, чего, заметим, пока не происходит. Издания, близкие к ППА, всячески превозносят экономические успехи, которые "были достигнуты в годы президентства Кочаряна", одновременно пытаясь дезавуировать деятельность нынешнего правительства. При этом как-то забывается, что рост армянской экономики в 1998-2008 гг. стал, во-первых, прямым следствием бурного развития мирового и, в частности, российского хозяйства, ибо в основном из России в те годы шли в Армению крупные инвестиции и миллиардные трансферты.
Во-вторых, развитие носило однобокий характер и было связано, в первую очередь, со строительной сферой. Немудрено, что начавшийся в 2008 году мировой финансово-экономический кризис уже вскоре показал истинную цену "процветания" армянской экономики. Тем не менее, утверждается, будто "власти обеспокоены фактором Кочаряна", "испытывают страх" и т.п. Но симптоматично, что это мнение совершенно не разделяется местными экспертами. Как сказал тот же Степан Сафарян, "в случае открытого противостояния между Кочаряном и Саргсяном у первого нет никаких шансов на победу".
Подобный подход является превалирующим, и не только среди политологов, но и в обществе в целом. В плане электоральных симпатий экс-президент существенно проигрывает президенту действующему. Безусловно, это понимают и в ППА. Поэтому на протяжении последних месяцев делаются постоянные попытки зондировать общественное мнение с целью выяснить, кто из местных деятелей, так или иначе связанных с экс-президентом, мог бы стать возможным кандидатом от ППА на пост президента. Ранее муссировалось имя бывшего главы МИД, одного из ближайших соратников Кочаряна
По данным газеты "Грапарак", в качестве потенциального претендента на пост главы государства рассматривается кандидатура экс-главы компании "
Всё это дает основания утверждать, что во внутриполитической борьбе начинается "второй раунд", связанный с муниципальными выборами. ППА вновь попытается улучшить свои позиции, однако, как и в ходе парламентских выборов, этого вряд ли будет достаточно для того, чтобы диктовать власти свои условия. Скорее всего, ситуация сведется к очередным переговорам о месте и роли этой партии в жизни страны, о гарантиях неприкосновенности бизнеса её формального и теневого руководителей. И если Царукян и Кочарян сочтут результаты этих переговоров приемлемыми для себя, то ППА, надо полагать, не станет искать добра от добра и поддержит кандидатуру Сержа Саргсяна. Но, конечно, в таком случае и власть должна будет пойти на определенные компромиссы. После выборов главы государства станет ясно, охватывает ли такой компромисс пост главы правительства или, по меньшей мере, должности ключевых министров экономического блока.
Ануш Левонян, политический комментатор, Ереван