Ануш Левонян: Муниципальные выборы в Армении могут стать "вторым раундом" битвы за власть

Ереван, 23 августа 2012, 17:58 — REGNUM  С приближением начала кампании по выборам президента Армении, которые состоятся в феврале 2013 года, на первый план внутриполитической жизни республики вновь выходят отношения между правящей Республиканской партией Армении (РПА) и её экс-партнера по правящей коалиции, партией "Процветающая Армения" (ППА).

Секретарь оппозиционной парламентской партии "Наследие" Степан Сафарян полагает, что ППА пока еще не определилась - станет ли она участвовать в президентских выборах со своим кандидатом, или поддержит кандидата от РПА. Напомним, что кандидатом от РПА является её лидер, действующий президент Серж Саргсян. Председатель ППА - олигарх Гагик Царукян, однако реальным, хотя и теневым лидером этой политической силы называют экс-президента Роберта Кочаряна. По мнению Сафаряна, позиция ППА будет зависеть от результатов намеченных на 9 сентября выборов органов местного самоуправления, которые пройдут в 482-х общинах. Точно так же оценивалась ситуация и перед майскими выборами в парламент страны. Тогда тоже говорилось, что судьба правящей коалиции, которую в течение предшествующих семи лет формировали РПА и ППА, будет зависеть от расклада мест в Национальном собрании. Получив треть мандатов, ППА от вхождения в коалицию отказалась, поскольку её претензии на пост премьер-министра были отвергнуты.

Тогда предполагалось, что на должность главы правительства негласно претендовал сам Роберт Кочарян. И когда амбиции экс-президента не были реализованы, было, якобы, решено, что борьба продолжится на муниципальных и президентских выборах. По существу, всё это означает, что суть внутриполитических коллизий сводится к соперничеству между действующим и бывшим президентом. Оппозицию в лице Армянского национального конгресса (АНК) АРФ "Дашнакцутюн" и партии "Наследие" можно смело сбрасывать со счетов: разрозненная, не имеющая массовой поддержки в обществе, не способная выдвинуть действенную и привлекательную концепцию насущных социально-экономических преобразований, она, в лучшем случае, может претендовать лишь на роль статиста. И муниципальные выборы покажут это с еще большей очевидностью, чем даже выборы в парламент.

Общую достаточно ясную картину осложняют, однако, некоторые существенные нюансы. Во-первых, совсем не факт, что соперничество между Саргсяном и Кочаряном, если оно в реальности и существует, то носит совершенно непримиримый характер. Эксперты ИА REGNUM уже отмечали, что в основе противоречий лежат проблемы финансово-экономического порядка. Неизвестно, какая часть разветвленной бизнес-империи Царукяна на деле принадлежит (или контролируется) Кочаряном, но похоже, что их материальные интересы тесно переплетены. Главной задачей и олигарха, и экс-президента является сохранение, а при возможности - и приумножение, своих активов. Именно в этом - суть политических противостояний.

Предполагается, что в ходе второго президентского срока Сержа Саргсяна борьба с теневой экономикой может распространиться и на бизнес-структуры Царукяна, чего, заметим, пока не происходит. Издания, близкие к ППА, всячески превозносят экономические успехи, которые "были достигнуты в годы президентства Кочаряна", одновременно пытаясь дезавуировать деятельность нынешнего правительства. При этом как-то забывается, что рост армянской экономики в 1998-2008 гг. стал, во-первых, прямым следствием бурного развития мирового и, в частности, российского хозяйства, ибо в основном из России в те годы шли в Армению крупные инвестиции и миллиардные трансферты.

Во-вторых, развитие носило однобокий характер и было связано, в первую очередь, со строительной сферой. Немудрено, что начавшийся в 2008 году мировой финансово-экономический кризис уже вскоре показал истинную цену "процветания" армянской экономики. Тем не менее, утверждается, будто "власти обеспокоены фактором Кочаряна", "испытывают страх" и т.п. Но симптоматично, что это мнение совершенно не разделяется местными экспертами. Как сказал тот же Степан Сафарян, "в случае открытого противостояния между Кочаряном и Саргсяном у первого нет никаких шансов на победу".

Подобный подход является превалирующим, и не только среди политологов, но и в обществе в целом. В плане электоральных симпатий экс-президент существенно проигрывает президенту действующему. Безусловно, это понимают и в ППА. Поэтому на протяжении последних месяцев делаются постоянные попытки зондировать общественное мнение с целью выяснить, кто из местных деятелей, так или иначе связанных с экс-президентом, мог бы стать возможным кандидатом от ППА на пост президента. Ранее муссировалось имя бывшего главы МИД, одного из ближайших соратников Кочаряна Вардана Осканяна. Однако после скандала, связанного с обвинением в отмывании денег возглавляемого им фонда "Сивилитас", тема сошла на нет. Кстати, изначально было очевидно, что фигура Осканяна крайне неоднозначна. Последовательный западник, гражданин США, он вступил в ППА, которая является сторонницей вхождения Армении в Евразийский союз. Без риска ошибиться можно предположить, что такая неожиданная политическая метаморфоза вызвала, мягко говоря, недоумение как в Вашингтоне, так и в Москве. Поэтому шансы получения Осканяном внешней поддержки (даже при том, что ему планировалась роль зиц-председателя при Роберте Кочаряне) были минимальны. В свете этого сегодня на рассмотрение общественности "вбрасываются" фамилии других деятелей, более отвечающих заявленным ППА внешнеполитическим подходам.

По данным газеты "Грапарак", в качестве потенциального претендента на пост главы государства рассматривается кандидатура экс-главы компании "АрмРосгазпром", бывшего мэра Еревана Карена Карапетяна. По утверждению издания, именно вокруг фигуры Карапетяна может быть достигнут консенсус между ППА и оппозицией. Кроме того, общественность связывает с его именем многолетнюю работу по широкой газификации Армении, а также недолговременные попытки благоустройства столицы. Карен Карапетян в должности мэра Еревана пробыл менее года и подал в отставку, как утверждала молва, из-за противоречий с администрацией президента. Это создает ему некий имидж "гонимого" деятеля, что, как известно, выгодно с электоральной точки зрения. Но куда существеннее выглядит тот факт, что вскоре после отставки Карен Карапетян был назначен на должность первого вице-президента "Газпромбанка". Вполне естественно, что с учетом этого обстоятельства его называют "российским ставленником". Предполагается, что используя "фактор Карапетяна" Москва может попытаться если и не сменить власть в Ереване, то переломить "прозападный тренд", связанный с декларируемым стремлением Армении к сближению с Евросоюзом.

Всё это дает основания утверждать, что во внутриполитической борьбе начинается "второй раунд", связанный с муниципальными выборами. ППА вновь попытается улучшить свои позиции, однако, как и в ходе парламентских выборов, этого вряд ли будет достаточно для того, чтобы диктовать власти свои условия. Скорее всего, ситуация сведется к очередным переговорам о месте и роли этой партии в жизни страны, о гарантиях неприкосновенности бизнеса её формального и теневого руководителей. И если Царукян и Кочарян сочтут результаты этих переговоров приемлемыми для себя, то ППА, надо полагать, не станет искать добра от добра и поддержит кандидатуру Сержа Саргсяна. Но, конечно, в таком случае и власть должна будет пойти на определенные компромиссы. После выборов главы государства станет ясно, охватывает ли такой компромисс пост главы правительства или, по меньшей мере, должности ключевых министров экономического блока.

Ануш Левонян, политический комментатор, Ереван

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
×

Сброс пароля

E-mail *
Пароль *
Имя *
Фамилия
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Положения о защите персональных данных
E-mail