Глава авиакомпании "Аэрофлот - Российские авиалинии" Виталий Савельев в своем интервью на радиостанции "Эхо Москвы" заявил, что государство должно определить свою стратегию относительно рынка авиаперевозок. В частности, остается открытым вопрос о повышении капитализации компаний, предназначенных к приватизации.

Для российских авиакомпаний, особенно важны допуски на международные рейсы на наиболее популярных направлениях. Эти допуски дает образованная при Минтрансе межведомственная комиссия. Как заявил Савельев в эфире радиостанции "Эха Москвы", работа комиссии вызывает много вопросов. "На рынке нет открытой конкуренции - требование этой комиссии мы считаем непрозрачными", - заявил он. Мало того - непредсказуемость распределения маршрутов лишает авиакомпании возможностей планировать свою деятельность, полагает Савельев.

"Почему мы все бьемся за международные допуски? Потому что это актив. Реальный актив, который рейтинговые агентства, от Moody's до Delloitte, даже предлагают отдельно учитывать в балансе", - поясняет Савельев.

Эксперты рынка согласны с главой авиаперевозчика: "Безусловно, чем больше допусков компания имеет, тем больше ее инвестиционная привлекательность. Развитая маршрутная сеть - это в любом случае преимущество", - соглашается начальник отдела анализа эмитентов "Номос Банка" Игорь Голубев. "Чем больше у авиакомпании допусков, тем выше капитализация", - подтверждает аналитик банка "Уралсиб" Надежда Мырсикова. По ее мнению, проблема в том, что государство пока не определило свою политику в авиационной сфере.

При этом, как отметил в интервью Савельев, "Аэрофлот" не только не имеет протекционистской поддержки со стороны своего основного собственника - государства, но и не желает ее. Компании нужно только равенство при распределении столь ценных активов. А вот его-то как раз и нет - и не в пользу госкомпании. Так, по словам Савельева, с января 2010 года по июнь 2012 года "Аэрофлот" получил 75 допусков, в то время, как "Трансаэро" -- 130. Разница почти в два раза!

При этом, Савельев подчеркнул: к самой "Трансаэро" у "Аэрофлота" претензий нет. "Факты и цифры - упрямая вещь. У меня нет претензий к "Трансаэро", - сказал Савельев. - У меня есть вопрос к нашему регулятору в лице Росавиации. Если "Аэрофлот" будет приватизироваться, то, наверное, ее нужно не разгружать перед приватизацией, а нагружать активами? Как это делают, например, "Турецкие авиалинии", ряд других западных перевозчиков?".

"Савельев абсолютно прав, - считает аналитик по транспорту "Райффайзенбанка" Константин Юминов. - Вопрос в том, что имеет место непоследовательность действий правительства. Она объясняется тем, что за приватизацию и за либерализацию рынка авиаперевозок отвечают разные ведомства. В результате, одна рука не знает, что делает левая".

По факту получается рассогласование между словами и действиями. К 2016 году государство собирается приватизировать "Аэрофлот", оставив за собой лишь "золотую" акцию. Как неоднократно подчеркивали руководители государства, продавать за бесценок самые привлекательные госактивы бессмысленно. Государство должно объявить, что оно хочет: провести приватизацию, продать подороже Аэрофлот или больше компаний пускать на международный рынок, считает главный редактор "Авиатранспортного обозрения" Синицкий Алексей. "Но оно это не скажет, потому что распределяет частоты межведомственная комиссия, а приватизацией занимается другое ведомство и тут никакой стратегии нет", - поясняет эксперт. Парадокс: с одной стороны, государство заявляет о намерении продать "Аэрофлот" - и подороже. С другой - делает все для того, чтобы инвесторы сделали вывод о том, что "Аэрофлот" может лишиться своих преимуществ. "Важно ведь не только количество допусков, но и то, насколько легко компания их получает Чем легче ей даются допуски - тем интереснее она для инвесторов", - отметил Игорь Голубев. "Действительно к межведомственной комиссии имеется множество нареканий. Они работают совершенно непрозрачно. Вроде бы есть формальные критерии, но, тем не менее, логика выдачи или невыдачи допусков непонятна", -- говорит главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. По его словам, работой комиссии недовольны и в самом Минтрансе. По данным эксперта, регулятор сейчас рассматривает возможность передачи функции выдачи допусков саморегулируемой организации (СРО), которая "будет готова взять на себя такую ответственность и созрела для нее". "Если это будет сделано, то это оздоровит ситуацию", полагает авиационный эксперт.