"Наша газета" сообщает о бесплатной рекламе третьему номеру предвыборного списка Союза правых сил, которую устроили "неизвестные" лица в Кемерове. В центре города появился большой плакат с надписью "Союз правых сил - Гайдар, Чубайс". Как пишет газета, о появлении плаката оперативно сообщило областное телевидение, а, по оценке издания, его установка обошлась неизвестному лицу как минимум в 20 тыс. рублей. Председатель кузбасской организации СПС Дмитрий Шагиахметов направил в областную избирательную комиссию уведомление, что организация СПС ничего не имеет против рекламного щита, но ни региональное отделение союза, ни федеральное руководство партии его не заказывали. Тем более что в настоящее время размещение рекламных плакатов запрещено законом. Очевидно, что появление плаката должно было стать антирекламой СПС, ведь в местной прессе, контролируемой областными властями и олигархическими группировками практически каждый день появляются публикации, направленные против СПС, ее российских и местных лидеров. А вместо антирекламы стало просто рекламой, но вряд ли это хотели ее устроители.

"Кузбасс" публикует изложение пресс-конференции знаменитого русского художника Эрнста Неизвестного, побывавшего в Кемерове в связи с открытием монумента "Память шахтерам Кузбасса" его работы. Прилетев рано утром в Кемерово, он сразу же отправился посмотреть, где и как установили его скульптуру, и первой его реакцией стало восхищение: "Ужасно обрадовался - выбранному месту, пространственной разработке, привязке к местности, дизайну элементов. Получился замечательный ансамбль. И то обстоятельство, что к фигуре нужно подниматься в гору, то есть, переживать не только эстетическое, но и некое физиологическое усилие, создает нужную обособленность и ритуальность". Работа над заказом для Кемерова, по словам художника, шла на удивление легко. А вот реализовать свое предложение установить в России серию памятников жертвам тоталитаризма от Урала до Магадана ему не удалось. По мнению Эрнста Неизвестного, этому помешало сопротивление бюрократии, а не нехватка денег, скульптуру он даже сделал, она стоит в гипсе, но даже родному для художника Екатеринбургу она оказалась не нужна. Возвращаться в Россию как Солженицын Неизвестный не собирается потому, что для работы ему нужно заново организовывать огромную мастерскую, серьезные производственные мощности, на что в Америке у него ушло 20 лет, а в 80 лет начинать это заново практически невозможно. На вопрос, счастливее ли он сейчас, чем в 60-е годы, художник ответил: "Ну, вы такие вопросы задаете... Я сам себе не могу ответить на него. Наверное, счастлив. Оттого хотя бы, что выжил..."

В интервью "Нашей газете" начальник управления строительства администрации Кемеровской области Мария Гуляева рассказывает о проблеме ветхого жилья в Кузбассе. По ее данным, на начало этого года в Кемеровской области было 3,46 млн. квадратных метров такого жилья (ветхим оно считается с износом не менее 60%, что устанавливает специальная межведомственная комиссия). В ветхом жилье проживает более 50 тыс. человек, чтобы переселить их необходимо 3,7 млн. квадратных метров нового жилья. Стоит такая программа переселения 23 млрд. рублей. С 1998 года власти региона начали переселение и сумели из всех источников финансирования построить жилья для переселения 7,5 тыс. семей, при этом было снесено 700 бараков и частных домов. В этом году намечено переселить еще 1,5 тыс. семей, в том числе, 780 по программе закрытия шахт. Для этого нужно 700 млн. рублей, в том числе, из федерального бюджета - 415 млн. рублей, включая 265 млн. рублей по программе закрытия шахт, из областного бюджета - 170 млн. рублей, из средств организаций и предприятий - 115 млн. рублей. Пока за семь месяцев года переселено 327 семей. Самыми "ветхими" по жилью, судя по объемам финансирования, считаются такие города как Прокопьевск, Анжеро-Судженск, Белово, Осинники, Кемерово.

Экономический еженедельник "Авант-ПАРТНЕР" подробно рассказывает о визите в Кузбасс новых собственников завода "Кузнецкие ферросплавы" в Новокузнецке и "Антоновского рудоуправления" в Анжеро-Судженске. В Кемерово прибыли Александр Аристов, бывший председатель совета директоров ОАО "Челябинский электрометаллургический комбинат" (ЧЭМК), ныне член Совета Федерации от законодательного собрания Челябинской области, и заместитель гендиректора ЧЭМКа Александр Максимов. Они встретились с губернатором Кемеровской области Аманом Тулеевым, а затем с кузбасской прессой, объявив на пресс-конференции свои планы в Кузбассе. Аристов представился прессе как "лоббист челябинской ферросплавной промышленности", хотя о нем широко известно как о крупнейшем акционере ЧЭМКа и владельце многоотраслевой промышленной группы. Максимов представился как гендиректор недавно созданной "Урало-Сибирской горно-металлургической компании", которая займется управлением всем ферросплавным бизнесом группы. Сделка по приобретению акций "Кузнецких ферросплавов" и "Антоновского рудоуправление" пока не завершена, куплены только первые пакеты акций. Но, как заявил Александр Аристов, ЧЭМК собирается приобрести у группы МДМ, "естественно, всё". Несмотря на незавершенность сделок по приобретению ферросплавных активов в Кузбассе, ЧЭМК становится для этих предприятий "генеральным инвестором". Правда, о конкретных инвестиционных планах гости не стали говорить. Для изучения состояния указанных предприятий и их потребностей в инвестициях в ближайшее время в Кузбасс должна приехать группа специалистов ЧЭМКа. Тем не менее, новые хозяева уже имеют четкое представление о состоянии приобретаемых активов, отметив, например, что мощности "Кузнецких ферросплавов" загружены только на 65-70%, и 3 плавильные печи простаивают. По мнению Александра Максимова, тот факт, что "Кузнецкие ферросплавы" выпускают только один сплав, ферросилиций, - "это большой недостаток, с одним видом продукции опасно присутствовать на рынке". Челябинский электрометаллургический комбинат выпускает 5-6 видов ферросплавов. Кроме того, "Кузнецкие ферросплавы" в последние годы продавали свою продукцию не напрямую, а только через торговые дома в Москве, соответственно, не было налажено связи между сбытом и производством. По оценке Максимова, "неконкурентоспособно" "Антоновское рудоуправление", высока себестоимость добываемых кварцитов, которые используются затем для производства ферросилиция, низок выход готовой продукции. Но рудоуправление все равно приобретается потому, что есть значительные запасы сырья и возможность нарастить добычу. Улучшить состояние кузбасских предприятий могло бы создание собственного транспортного подразделения, приобретение своего подвижного состава, как это сделано в Челябинске.

"Кузнецкий край" под заголовком "Будущее для никого" публикует репортаж из жизни современной деревни региона. В качестве примера взято село Банново Крапивинского района. В селе расположено подразделение сельхозкооператива "Крапивинский". Зарплату в нем не платят уже 11 лет, вместо нее выдают по две булки хлеба на одного работающего. Поэтому большинство трудоспособного населения в селе - безработные, а самые "состоятельные" люди - пенсионеры. Из 1295 жителей села 396 - пенсионеры, 269 - детей, 600 человек трудоспособного населения, но только 100 из них имеют работу. Молодому поколению такое положение не нравится, часть молодых жителей Банново уезжают в города, менее инициативные спиваются. На главной улице села руины, "как после бомбежки". Это дома, брошенные жильцами потому, что нечем платить за благоустроенное жилье. Когда в селе был колхоз "Банновский", который, хотя и был животноводческим, засевал до 3 тыс. га своей земли, сейчас "сельское хозяйство развивается на 300 га". Приводит газета и мнение главы администрации села Александра Торгунакова, который сам фермер: "Кто хочет, тот живет, все зависит от людей и от государства".

Ко Дню работников нефтяной и газовой промышленности "Авант-ПАРТНЕР" приводит мнение одного из специалистов о перспективах развития промышленной добычи метана из угольных пластов в Кузбассе. Такой проект пытается уже несколько лет запустить власти региона, и уже в этом году по их планам должна была начаться промышленная добыча метана из угля, но не началась. По оценке профессора, доктора технических наук Вячеслава Мурашева, специалиста по безопасности подземной добычи угля, проект по добыче метана из кузбасского угля сам по себе очень интересен, но чтобы его реализовать нам не хватает опыта, так как в России не было подобных крупномасштабных и эффективных проектов, и не хватает научной базы. В Кузбассе, есть пласты, в которых содержание метана составляет более 25 кубических метров на 1 тонну. Но извлечь метан довольно трудно, так как этому препятствуют сильные молекулярные связи. Метан в угольных пластах, в отличие от месторождений газа, находится в связанном, а не в свободном состоянии, и поэтому при бурении скважин в угольные пласты метан выделяется очень медленно. Также препятствием для этого становится давление вышележащей толщи и влага. Поэтому попытки непосредственно извлечь метан из угольных пластов путем бурения скважин различного диаметра и постановки их под вакуум, как правило, в Кузбассе приводят к очень низкому эффекту. Чтобы иметь возможность добывать метан в промышленных масштабах, нужно подходить к его добыче не традиционным путем, а совмещать использование элементов горной технологии, бурения скважин и откачку метана под вакуум. Попытки бурения скважин, которые предпринимаются в Кузбассе, не могут быть высокоэффективными, так как они осуществляются без определенной технологии и без привлечения научно-промышленного потенциала.

"Российский репортер" прогнозирует, что ректором Кузбасского технического университета вместо скоропостижно умершего в августе Виктора Курехина (кстати, переизбранного за два месяца до этого), будет "избран" проректор этого вуза Валерий Нестеров. Поскольку его кандидатуру поддержал губернатора Кемеровской области, а о поддержке губернатора ученому совета университета сообщила начальник департамента науки и высшей школы администрации Кемеровской области Ирина Жигалова. Газета сообщает, что "многие в вузе начинают понимать, что технический университет превратили не просто в частную лавочку - дурно пахнущую лавочку, теряющую рейтинг в России".