Уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае Павел Миков уверен, что реализация проекта "Мамин выбор" привела к нарушению прав детей. По его словам, данный проект являлся вынужденной временной мерой, которая была принята с целью снятия социальной напряженности и предотвращения протестных действий родителей детей-дошкольников, не имеющих возможности посещать детский сад в связи с отсутствием мест. Свою позицию он объяснил в официальном заявлении, которое публикует ИА REGNUM.

На протяжении 2008-2012 годов Уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае анализировал реализацию краевого проекта "Предоставление пособий семьям, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 5 лет, не посещающих муниципальные дошкольные образовательные учреждения" ("Мамин выбор").

В докладе "О соблюдении прав и законных интересов ребенка в Пермском крае в 2008 году" Уполномоченный отмечал, что "в ходе реализации пилотного проекта в 14 муниципальных образованиях Пермского края не были учтены и реализованы рекомендации Уполномоченного по правам человека в Пермском крае, данные им в "Заключении на проект Постановления Правительства Пермского края "О пилотном проекте "Предоставление пособий семьям, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 5 лет, не посещающих муниципальные дошкольные образовательные учреждения" (исх. №453 от 01.11.2007 г.), что привело к грубому нарушению прав детей на получение дошкольного образования. Выплата компенсаций стимулировала процесс перевода детей из дошкольных образовательных учреждений и лишения тем самым их наиболее качественного получения дошкольного образования, а также профессиональных услуг по развитию и воспитанию детей. В виду того, что выплата компенсаций не предусматривает обязательного заключения договоров с лицами, оказывающими образовательные услуги, в том числе с родителями, последними данная выплата рассматривается как форма оказания государством социальной поддержки семье в целом". Несмотря на неоднократные заверения краевого Министерства образования негативные тенденции по выбору родителями детей дошкольного возраста компенсации взамен посещения детского сада (особенно в сельской местности) только усиливались. Государство фактически устранилось от решения проблемы расширения сети дошкольных учреждений в крае.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 3 Конвенции ООН о правах ребенка, государства обязуются во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание уделять наилучшему обеспечению интересов ребенка. Принцип обеспечения наилучших интересов ребенка, многократно упоминаемый в Конвенции (в том числе в статьях 9, 18, 20-21, которые непосредственно касаются раннего детства), распространяется на все действия, касающиеся детей, и требует принятия активных мер для защиты их прав и содействия их выживанию, росту и благополучию, а также мер, направленных на оказание поддержки и помощи родителям и другим лицам, на которых лежит повседневная обязанность по осуществлению прав детей.

Согласно части 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации государством "гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях". Рассматривая вышеназванное конституционное положение во взаимосвязи с положениями статьи 38 Конституции РФ, согласно которой материнство и детство, семья находятся под защитой государства, а забота о детях, их воспитание - это равное право и обязанность родителей, становится очевидным, что естественное право и обязанность родителей воспитывать и содержать детей не исключает конституционную обязанность государства и муниципальных образований заботиться о воспитании детей. Таким образом, Конституция РФ, непосредственно определила систему гарантирования права на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, предполагающую сохранение в достаточном количестве имеющихся дошкольных образовательных учреждений и при необходимости расширение их сети.

Уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае всегда рассматривал проект "Мамин выбор" как вынужденную временную меру, которая была принята с целью снятия социальной напряженности и предотвращения протестных действий родителей детей-дошкольников, не имеющих возможности посещать детский сад в связи с отсутствием мест. Позитивно оценивая возможность получения пособия родителями, один из которых не имеет возможности работать в связи с необходимостью ухода за ребенком (вследствие отсутствия мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях), родителям необходимо осознавать, что нахождение ребенка дошкольного возраста в домашних условиях, не решает проблему получения ребенком дошкольного образования. Дошкольное образование позволяет обеспечить детям не только присмотр и уход, но и воспитание, обучение, развитие и оздоровление. В своем докладе по итогам 2011 года Уполномоченный по правам ребенка рекомендовал краевому Министерству образования проанализировать итоги реализации проекта "Мамин выбор" и начать поэтапное перераспределение средств проекта с ежемесячных денежных выплат семьям на строительство, реконструкцию дошкольных образовательных учреждений, а также пересмотреть подходы к организации дошкольного образования детей-инвалидов, в частности решить вопрос об увеличении размера компенсации детям-инвалидам по состоянию здоровья не имеющим возможность посещать детский сад.

Вместе с тем, позицию омбудсмена разделяют не все. 23 августа пермяки планируют провести пикет в поддержку проекта "Мамин выбор" перед зданием краевого Законодательного собрания. Ожидается до 300 участников.

Напомним, что "Мамин выбор" запустил ещё прежний губернатор края Олег Чиркунов. По его мнению, эта мера призвана сократить очереди в детские сады. Однако новый глава региона Виктор Басаргин решил пересмотреть проект "Мамин выбор", запланировав внести поправки в краевой бюджет о выделении средств на строительство детских садов. "Мамин выбор" предполагается передать в ведение муниципалитетов.

"Проект по выплатам пособий тем семьям, чьи дети не посещают муниципальные детские сады, не прекращается, заверили в краевом министерстве образования. С 1 января 2013 г. будет несколько изменен механизм его реализации. Как пояснили в ведомстве, сейчас он реализуется на условиях софинансирования: 50% - из краевого бюджета и 50% - из муниципального. С нового года средства на "Мамин выбор" будут оставаться в муниципалитетах в качестве части налогов, которые ранее перечислялись в региональный бюджет. Причем все районы получат денежные средства в объеме большем, чем тратили на финансирование проекта "Мамин выбор". Теперь каждый муниципалитет Пермского края будет самостоятельно распределять эти средства как на строительство детских садов, так и на выплату пособий", - поспешили заявить в Администрации губернатора Прикамья.