Счетная палата выявила в Мурманской области недопоступления в федеральный бюджет платежей за пользование природными ресурсами, сообщило управление информации и общественных связей Счетной палаты. Произошедшие в законодательной базе изменения отрицательно сказались на наполняемости федерального, регионального и местных бюджетов по Мурманской области. Так, если в 2001 г., до введения новой системы налогообложения, поступление в федеральный бюджет платежей за пользование природными ресурсами от добывающих организаций Мурманской области составило 834.5 млн. руб., то в 2002 г. - только 444 млн. руб.

Как отмечалось на коллегии Счетной палаты, налоговый кодекс в части налога на добычу полезных ископаемых содержит ряд положений, допускающих неоднозначный подход к исчислению налогооблагаемой базы. Так, в связи с тем, что добытое полезное ископаемое может быть отнесено предприятиями горно-металлургического комплекса (ГМК) как к полезным компонентам, так и рудам цветных металлов, сумма налога на добычу полезных ископаемых, подлежащая уплате в бюджет, уменьшается в 4 раза. Кроме того, законодательно установленная прямая зависимость налоговой базы от разработанного самим предприятием стандарта на добытое полезное ископаемое позволяет предприятию минимизировать стоимость добытых полезных ископаемых.

Так, в декларациях по налогу на добычу полезных ископаемых за III квартал 2002 г. Б ОАО "Апатит" занизило налогооблагаемую базу на 14.8 млн.руб., не учтя при определении стоимости добытого полезного ископаемого косвенные расходы, не связанные с добычей полезного ископаемого. В результате сумма налога на добычу полезных ископаемых по ОАО "Апатит" за III квартал 2002 г. снизилась на 6 млн. руб., в том числе в части поступления в федеральный бюджет - 2.4 млн.руб.

Задолженность основных добывающих предприятий Мурманской области перед федеральным бюджетом по налоговым платежам за 2001 - 2002 гг. составила 1.5 млрд. руб., в том числе ОАО "Кольская ГМК" - 1.3 млрд. руб. На коллегии Счетной палаты также отмечалось, что в связи с непринятием правительством России нормативных документов потери консолидированного бюджета за проверяемый период по платежам за загрязнение окружающей среды по Мурманской области составили 480 млн. руб. (расчетно), в том числе в части поступления в федеральный бюджет - 91.2 млн.руб.

Коллегия направит представления в МПР и МНС России, а также письма в правительство и ГТК России. Отчет о результатах проверки направляется в палаты Федерального Собрания России, а также полномочному представителю президента в Северо-Западном федеральном округе.