Артем Хачатурян: Муслима Магомаева в Армении помнят без опаски

Москва, 21 августа 2012, 16:32 — REGNUM  На днях по одному из центральных российских телеканалов был продемонстрирован фильм, снятый по случаю 70-летнего юбилея Муслима Магомаева, народного артиста СССР, скончавшегося в 2008 г. По данному случаю учредитель и директор Центра политических исследований (www.n-idea.am) Артем Хачатурян обратился к творчеству Муслима Магомаева и Арно Бабаджаняна. Представляем статью. Фильм начался и закончился музыкой Арно Бабаджаняна, песни которого были жемчужинами репертуара Магомаева. О самом Бабаджаняне в фильме не прозвучало ни слова (видимо, дабы не задеть чувств азербайджанских персонажей), а свои мнения о Магомаеве высказали президент Алиев, его супруга Мехрибан, художник Шилов, доктор Рошаль, Елена Образцова, известные деятели азербайджанской культуры, а также многие другие. Участвовала в фильме и вдова Магомаева - народная артистка СССР Тамара Синявская.

Интерес российской общественности к личности и творчеству Магомаева вполне закономерен. Муслим обладал феноменальным голосом редкой красоты (баритон), получил блестящее академическое образование, стажировался и в миланском Ла Скала. Вполне мог бы стать ведущим баритоном современности, перед ним открылись бы двери ведущих театров мира. Однако в какой-то момент Магомаев избрал легкий жанр, видимо, сказались личные качества. Дело в том, что труд оперного артиста по сравнению с эстрадным - подлинная каторга, и Магомаев выбрал эстраду: в 30 лет у него уже было все - слава и всенародная любовь, и он, видимо, не захотел просить огня от Солнца и оставил оперную сцену, посвятив себе популярной музыке. (Кстати, в этом отношении судьба Магомаева удивительно похожа на судьбу Бабаджаняна, который в свое время тоже отказался от карьеры пианиста, а в композиторстве в основном работал в легком жанре. Но у Арно была веская причина - рак лимфатических узлов, которым он страдал с 30 лет и который не мог позволить ему заниматься исполнительским искусством).

Однако эстрада - вещь недолговечная. Эстрадные звезды гаснут так же быстро, как и вспыхивают. Но сказанное не относится к Магомаеву. Его подлинное величие я осознал в Нью-Йорке. Значит, в середине 90-х на 56-ой улице Манхэттена (между Пятым и Шестым авенью) находился ресторан "Эрмитаж". Ресторан был дорогой, с французской кухней, туда ходили богатые американцы, а также богатые советские эмигранты, приехавшие в США до 1980г. (напомню, что после советского вторжения в Афганистан Соединенные Штаты перекрыли путь на Запад для советских граждан), так как хозяином ресторана был выходец из СССР, который пригласил на работу в качестве пианиста Левона Оганезова, аккомпанировавшего в свое время Кобзону, Магомаеву и мн.др. (Оганезов тогда переехал к дочери в Нью-Йорк, жил за счет государства, а вечерами подрабатывал в ресторане "Эрмитаж").

Одним словом, вечерами в "Эрмитаже" исполнялись песни Арно Бабаджаняна из репертуара Муслима Магомаева, и это умиление надо было видеть! Русские переполняли ресторан, пили "Домпириньон" и закусывали черной икрой, принося владельцу заведения большие доходы, а самим себе - ни с чем несравнимое наслаждение! Фактически эстрадная музыка Бабаджаняна была в состоянии трогать людей через три десятилетия на другом континенте! Да о каких трех десятках лет идет речь, когда и сегодня, лет через 40-50, непревзойденными и востребованными остались как песни Бабаджаняна, так и их исполнение Магомаевым.

Здесь следует высказаться о роли Арно Бабаджаняна в становлении карьеры Муслима Магомаева. Однозначно можно сказать: если бы не музыка Бабаджаняна, то Магомаеву нечего было бы петь и, следовательно, нечем было бы стать звездой первой величины, и, вероятно, ему пришлось бы вернуться на оперную сцену. Но в жизни произошло не так: творческий союз Бабаджаняна, Магомаева и поэта Рождественского создал шедевры эстрадного искусства. Остается сожалеть о двух вещах. Во-первых, песни Бабаджаняна сегодня редко исполняются, и вина за это целиком ложится на Магомаева, после которого эти песни мало кто рискует спеть.

А во-вторых... Во-вторых, карабахская война сказалась даже на творческих союзах армянских и азербайджанских артистов. Азербайджанская диаспора оказывала на Магомаева колоссальное давление. Убежден: ранний уход со сцены Магомаева был спровоцирован именно карабахской проблемой. Ибо Магомаев не мог на сцене не петь Бабаджаняна (так как, по большому счету, Бабаджанян был основой его репертуара), а частые исполнения армянского автора грозили для него неприятностями...

Однако к чести Муслима надо сказать, что никогда в жизни он не отрекался от своего старшего товарища. Несколько лет назад Араик Бабаджанян, сын композитора, рассказал нам о его телефонном звонке Магомаеву. Дело в том, что Муслим прервал свои связи с московскими армянами, и никто не мог связаться с ним по вопросу его участия в посвященном Бабаджаняну фильме. А Араику он сказал, что ради Арно он готов на все. В самом же фильме Магомаев говорит красивые слова о Бабаджаняне. Он признает роль композитора в собственном становлении, хотя и сказал приблизительно следующее: "Неправильно говорить, что Арно и Рождественский создали меня или наоборот: мы вместе создавали друг друга, у нас было замечательный союз...".

Сегодня Муслим Магомаев, последний "Орфей" советской эпохи, выпестованный исключительно уникальной советской культурой, как и его старший товарищ и коллега Арно Бабаджанян, уже является достоянием истории. Их будут помнить всегда, пока есть общее культурное пространство и русский язык на постсоветской территории: и в России, и в Армении, и в Азербайджане, и в других республиках бывшего СССР. Нам же остается добавить, что Муслима в Армении мы помним без опаски: за почитание великого артиста и ученика великого армянина на территории Армении никто никого не подвергнет никакой ответственности. Ибо есть ценности в мире, которые должны остаться нетронутыми даже мировыми войнами...

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
×

Сброс пароля

E-mail *
Пароль *
Имя *
Фамилия
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Положения о защите персональных данных
E-mail