2К и ФСБ. Д-6 - таран правой оппозиции против правящих левых. Мэрия Вильнюса включается в политическую борьбу против ЛУКОЙЛа и России. Калининградский профессор обвинил Литву в загрязнении Балтийского моря. Визит Р.Паксаса в Тбилиси: Литва и Грузия решают, как обойти Россию. Шпионы среди литовских дипломатов и политиков. Оппозиция против планов "Газпрома" в Литве. Россия все-таки первая: экспорт-импорт Литвы (январь-июль 2003)

2К опять в центре внимания СМИ Литвы

Три события на прошлой неделе были в центре внимания литовских средств массовой информации, причем два из них связаны с Россией: страсти вокруг российского нефтедобывающего объекта Д-6 и российско-литовский проект 2К (третье событие - визитпрезидента Литвы Роландаса Паксаса в Грузию).

11 сентября телеканал TV-3 сообщил сенсационную новость: сильно критикуемый в Литве в последнее время межгосударственный проект регулирования грузопотоков 2К ("Клайпеда-Калининград") - изобретение спецслужб России. Цель - контролировать грузовой транзит через Литву, а также загрузить калининградский порт за счет Клайпеды. Не последнее место занимает и расчет получить средства из фондов Евросоюза для Калининграда.

Напомним, что до этого критика проекта в литовских СМИ касалась в основном частных интересов заинтересованных лиц с обеих сторон. Именно корыстные интересы некоторых литовских чиновников, играющих на руку российским бизнесменам (а также личные связи первых с последними) рассматривались в качестве причины того скандального факта, что за время работы проекта поток грузов через Клайпеду резко упал, а поток грузов через Калининград резко вырос и продолжает расти. При этом все время делается вид, что речь идет о межгосударственном проекте, а не о "частной лавочке". Просто под прикрытием "межгосударственного проекта" легче делать темные дела, отмечали аналитические еженедельники Extra и Veidas.

Теперь - новый поворот. Не личные интересы, а, оказывается, коварные замыслы спецслужб России привели к тому, что калининградский порт процветает, а клайпедский погибает. NK naujienos дает материал "Зреет новый скандал в истории отношений между Литвой и Россией", а центральная газета Литвы Lietuvos rytas напечатала в минувшую пятницу статью "Обнаружено коварство России в переговорах с Литвой". В ней, в частности, говорится о причине скандального падения грузопотока в клайпедском порту. "Проект 2К, насчет которого правительство нашей страны уже третий год ведет переговоры с Россией, является замыслом специальных служб России, призванным контролировать грузовой транзит через Литву". Причем ежедневник опирается на официальную (правда, не обнародованную) информацию, полученную из Департамента госбезопасности Литвы. "Так утверждается в секретной справке Департамента государственной безопасности Литвы", - пишет газета. Вице-министр путей сообщения Валериюс Пономаревас, в частности, заявил редакции, что ему известно, что "с российской стороны с этим проектом работают бывшие работники госбезопасности".

В свою очередь, правый Союз Отчизны (СО), в преддверии предстоящих парламентских выборов делающий антироссийские заявления чуть ли не ежедневно, обратился в конце недели к председателю комитета сейма по национальной безопасности и обороне А.Садецкасу с заявлением, в котором утверждается, что Россия "стремится контролировать имеющий стратегическое значение транзит через Литву и использовать финансовую помощь ЕС для развития калининградского порта". Депутаты призывают литовское правительство "отложить" подписание договора о 2К, а саму проблему обсудить на заседании вышеупомянутого комитета сейма.

Чуть раньше в СМИ Литвы появились сообщения, что находившийся на минувшей неделе в Санкт-Петербурге министр путей сообщения Литвы Зигмантас Бальчитис намерен подписать от имени Литвы договор с Россией по 2К (до сих пор официального документа подписано не было). Дело в том, что еще в июле было принято решение о подписании межгосударственной договоренности в сентябре в Санкт-Петербурге на международной транспортной конференции.

Однако пресс-атташе министра Инона Брасюнене отвергла такую возможность, ссылаясь на только что полученные от российской стороны поправки к договору, которые перед подписанием должны быть обязательно обсуждены на заседании правительства (уже есть отрицательные отзывы литовской стороны на эти поправки). Между тем З.Бальчитис встретился с министром транспорта России Сергеем Франком и "обсудил детали проекта".

12 сентября тему продолжил Lietuvos žinios. В материале "Проект 2К более выгоден России" влиятельный ежедневник сообщает о работе, проделанной Департаментом госбезопасности (ДГБ) Литвы в отношении проекта. Газета располагает информацией (которую она называет "неофициальной"), согласно которой мимо внимания ДГБ не прошел тот факт, что в компаниях, связанных с транзитом грузов через Литву, работают "бывшие и сегодняшние работники спецслужб России и Белоруссии". По мнению представителей ДГБ, осуществляемый с 2000 г. проект "Инициатива 2К" был выгоден "только калининградскому порту, который за счет клайпедского порта за этот период увеличил поток грузов более чем в два раза". В ДГБ также считают, что, создавая предприятия, которые посредничают в регулировании грузопотоков через Литву, Россия "стремится контролировать транзит через порты балтийских стран и отнять рычаги урегулирования у правительств этих стран".

Д-6: кризис набирает масштаб

Оппозиция атакует власть за "бездействие" в отношении России. Начав с бойкота автозаправочных станций ЛУКОЙЛа в Литве (у них стоят пикеты с призывом к литовцам не покупать горючее у этой компании, которая является инициатором строительства российского нефтедобывающего объекта Д-6 в Балтийском море), консерваторы перешли к нападению на властные структуры. Как сообщает BNS, председатель Союза Отчизны (СО) А.Кубилюс, имея в виду эту акцию, заявил на минувшей неделе: "Это проверка гражданственности, патриотизма всех нас. Эта акция продемонстрировала пассивность и безразличие представителей наших властей в отношении судьбы Куршской косы". Отметим, что практически все высшие чины государства обращались с просьбой к России создать совместную экологическую комиссию и начать сотрудничество в плане обеспечения экологической безопасности Д-6. Однако, по мнению правой оппозиции, нужно было писать не просьбы, к которым Кремль остался глухим, а ноты протеста и в целом занимать более твердую, агрессивную позицию. Ведь, по мнению оппозиции, на Москву только такой язык и действует. Нужно было также выходить - не с просьбами, а с требованиями - на европейские структуры, поднимать там большой шум. Ничего этого, по мнению СО, не делается. И причиной этому могут быть личные связи высших чинов литовского правительства с российской стороной. Лидеры СО напоминают, что главным спонсором президентской компании Роландаса Паксаса был один российский бизнесмен. С другой стороны, утверждается, что сегодняшний премьер Альгирдас Бразаускас отстаивает перед сеймом интересы "Газпрома" (во вред литовским потребителям, как считает оппозиция), а также дружит с руководителем отделения ЛУКОЙЛа в Литве.

Отвечая в сейме на вопросы депутатов о Д-6, Бразаускас заступился за руководителя дочерней фирмы ЛУКОЙЛа в Литве Lukoil Baltija Ивана Палейчика. Тогда премьер заявил, что Д-6 не имеет отношения к Lukoil Baltija, повторив тем самим заявление самого И.Палейчика (которым руководитель лукойловского подразделения отреагировал на вышеупомянутую акцию бойкотирования автозаправочных станций ЛУКОЙЛа). Оппозиция заинтересовалась мотивами такого заступничества. Как сообщает центральный ежедневник Литвы Lietuvos rytas, с просьбой разобраться, нет ли здесь конфликта частных и общественных интересов, представители оппозиционной фракции консерваторов обратились в Высшую служебную комиссию по этике. В обращении депутаты просят установить, не порождает ли "конфликт интересов" тот факт, что часть акций ЗАО Draugystė (одна из самых больших гостиниц Вильнюса) принадлежит "другу по совместной охоте" премьер-министра Бразаускаса - И.Палейчику. Самим же ЗАО управляет не кто иная, как жена А.Бразаускаса Кристина Бразаускене, она же владеет и немалой частью акций приватизированной гостиницы. За те акции И.Палейчик заплатил, по мнению консерваторов, "слишком большую цену", и это может быть формой "замаскированной взятки".

Между тем, как сообщает BNS, посол России в Литве Юрий Зубаков, по крайней мере, один раз вызывался в МИД Литвы для объяснений по Д-6 (этот маневр ничего не дал). Также "представители власти Литвы дипломатическими средствами десятки раз требовали от России данных об экологических последствиях эксплуатации источника." Кроме того, Литва предлагала России сформировать совместную группу экспертов, способных оценить возможную экологическую опасность, которую несет производство нефти, однако Россия и на эти инициативы не ответила.

Анализ экспертов из России - "свалка документов". Что же касается брошюры "Экологическая экспертиза и оценка воздействия на природную среду", полученной на позапрошлой неделе из России "дипломатическими каналами", то, по мнению многих литовских СМИ, во-первых, это вовсе не официальный ответ России (было сказано, что исследование получено посредством "усилий литовских дипломатов"), а во-вторых - министерство окружающей среды пока не сделало выводов в отношении этого материала. Между тем уже известно скептическое мнение главы этого министерства, который сразу охарактеризовал работу как "слишком обобщенную". Бывший президент Литвы Валдас Адамкус в интервью Литовскому радио так оценил присланный Россией материал: "Я видел то, что российская сторона назвала анализом экспертов. Должен сказать, что в этом издании нет никакой значимой информации и никакого анализа. Все, что я в нем увидел, - это определенные, уже давно известные в мире, теоретические модели, которые могут быть применены на практике, но могут и не быть применены. Исходя из своего многолетнего опыта работы в сфере охраны природы, могу сказать, что одними лишь моделями от вреда окружающей среде мы не себя не сохраним. Может и не должен этого говорить, однако этот так называемый анализ - просто свалка документов". К тому же в 60-страничной брошюре Д-6 посвящен лишь один из разделов. Как бы там ни было, такой "ответ" России уж никак не смог бы утихомирить литовское самолюбие, разыгравшееся в результате многомесячного "игнорирования" российской стороной "просьб" самых высоких литовских чинов.

Д-6 вызывает интерес и у США. О том, что на встрече посла США в Литве Стивена Мейла и премьер-министра Литвы Альгирадаса Бразаускаса состоялся обмен мнениями по поводу неконструктивной позиции России в отношении экологического контроля над Д-6, сообщает Lietuvos radijas. На встрече в минувший вторник обсуждались следующие вопросы: членство Литвы в ЕС и отношения Литвы с США, а также с соседними государствами. Бразаускас заверил представителя США, что Литва не имеет проблем с соседями. Полностью решен вопрос калининградского транзита, поезда в Калининградскую область и обратно идут без проблем. Однако глава литовского правительства пожаловался на Россию, когда речь зашла о нефтедобывающей платформе в Балтийском море, которую собирается эксплуатировать ЛУКОЙЛ. По словам премьер-министра, он не раз говорил на эту тему с главой правительства России и другими российскими официальными лицами, а в начале лета послал и официальное письмо Михаилу Касьянову, в котором предложил составить международную группу экспертов, чтобы та всесторонне оценила экологическую опасность, создаваемую Д-6. Однако реакции не поступило.

Теперь и мэрия Вильнюса против ЛУКОЙЛа. Lietuvos rytas сообщает, что власти Вильнюса приняли решение изменить позицию в отношении сотрудничества с дочерней фирмой ЛУКОЙЛа в Литве Lukoil Baltija. Начиная с 1993 г., самоуправление Вильнюса закупало горючее только у ЛУКОЙЛа. Отныне решено искать другого поставщика топлива. Мэр Вильнюса, председатель Союза либералов и центра Артурас Зуокас не скрывал, что такое решение принято исходя не только из экономических, "но и из политических мотивов".

Литва уже требует не совместного экологического контроля, а закрытия Д-6. Долгое молчание со стороны России в ответ на многократные обращения к ней главы правительства, министерства окружающей среды и других официальных лиц и учреждений Литвы привело к корректировке литовской позиции. Как сообщает Lietuvos aidas, старший специалист по международным связям и договорам Министерства окружающей среды Аудроне Жичкюте заявила следующее: "Желая защитить побережье нашего государства и экосистему уникальной Куршской косы от возможных пагубных последствий, которые могут быть спровоцированы российской нефтедобычей, Министерство окружающей среды должно поставить себе максимальную цель - полностью остановить осуществление этого проекта".

Критики антилукойловских действий в Литве. Кроме социал-демократа премьера А.Бразаускаса, который скептически отнесся к бойкоту ЛУКОЙЛа, в Литве появляются и другие критики акции, причем и со стороны оппозиционных партий. Как сообщает Lietuvos rytas, член сейма либерал-центрист Виргиниюс Мартишаускас считает, что "не нужно наступать второй раз не те же грабли, на которые наступал бывший министр хозяйства, пресловутый Винцас Бабилюс, заявивший, что "не подпустит Ивана к крану"". В.Мартишаускас имеет в виду приватизацию Мяжейкяйского нефтекомплекса (МНК), во время которой правившие тогда консерваторы не скрывали своей враждебной позиции по отношению к претендовавшему на МНК ЛУКОЙЛу и к России вообще. Тогда МНК, "руководствуясь политическими мотивами", фактически подарили американцам (которые впоследствии "обманули" консерваторов, перепродав МНК ЮКОСу за достаточно высокую цену). Сегодня, по мнению представителя либерал-центристов, консерваторы просто второй раз демонстрируют свою нелюбовь к ЛУКОЙЛу. В.Мартишаускас далее отметил: "Lukoil Baltija, который эксплуатирует в Литве сеть автозаправочных станций, - словно дальний родственник негодяя Ивана, собравшегося качать нефть в море. Однако этот родственник живет в Литве, сам работает и дает работу сотням йонасов и петрасов" (предприятие обеспечивает работой около 2 тысяч литовцев). Член сейма высказывает сожаление, что весь энтузиазм участников акции по бойкоту ЛУКОЛЙа направлен почему-то на предприятие и на работающих там соотечественников, которые не имеют никакого отношения к эксплуатации Д-6. Либерал-центрист призывает "направить огонь в окопы противника, а не стрелять в своих".

Загрязняет ли Литва Балтийское море: литовцы против калининградского профессора. На минувшей неделе СМИ Литвы обратили внимание на высказывания декана факультета географии и геоэкологии Калининградского университета профессора Вячеслава Орленка. Как сообщает ELTA, выступая на международном семинаре по экологическому праву в Европейском союзе и в России, В.Орленок включил Литву и Польщу в число основных загрязнителей побережья Балтийского моря. По мнению российского профессора, основными источниками загрязнений являются место швартовки танкеров у нефтеперерабатывающего предприятия в Гданьске, нефтедобывающая платформа Польши в Балтийском море, а также Клайпедский порт в Литве. Как считает ученый, для решения экологических проблем Балтийского моря нужно создать российско-польско-литовскую комиссию, которая бы занималась этим вопросом. Понятно, что в ситуации, когда Литва пытается возложить ответственность на загрязнение Балтики на пока еще не начавшую действовать платформу ЛУКОЙЛа, такое заявление выбивает почву из-под ног литовских критиков объекта Д-6. Литовская сторона отрицает утверждение В. Орленка. Заместитель директора Исследовательского центра морских исследований Литвы Витаутас Ашмантас в ответ на обвинения В.Орленка приводит следующий аргумент: "На протяжении столетий известно, что от Дании вдоль восточных берегов Балтийского моря идет круговое течение, которое возвращается к берегам Швеции. Может, Литва и загрязняла бы больше всех Балтийское море, однако только в случае, если бы целый год дули северные ветра и загрязненные воды относило в сторону берегов Польши. Однако такого в природе нет".

Литовских дипломатов и политиков массово вербуют иностранные разведки

Статбя об этом напечатана в Lietuvos rytas. Только за текущие полгода Департамент государственной безопасности (ДГБ) Литвы установил не менее двадцати случаев, когда делались попытки вербовать литовских дипломатов. Об этом представители ДГБ информировали парламентского комитета по национальной безопасности и обороне на закрытом заседании. Причина резко возросшего интереса к литовским дипломатам со стороны иностранных разведок объясняется предстоящим вступлением Литвы в ЕС и НАТО. Причем, как пишет ежедневник, речь нередко идет о дипломатах самого высокого ранга.

Неожиданно эта информация пролила и некоторый свет на до сих пор не обнародованную причину отставки семи литовских литовских сотрудников консульской службы, о которой шла речь в предыдущих обзорах. Напомним, что ДГБ отмежевался от обвинений "консулов" в коррупции, заявив, что он не располагает никакой информацией в отношении этого. В то же время он предложил освободить вышеупомянутых лиц от должностей в связи с другой причиной - утерей ими права "работать с государственной тайной". Однако, со своей стороны, глава МИД Литвы Антанас Валёнис продолжает утверждать, что "консулы" - коррупционеры, они торговали литовскими визами.

Теперь, пишет Lietuvos rytas, становится понятно, каким образом обе причины увольнения дипломатов могут быть связаны: "Особенно уязвимыми становятся те дипломаты, которые злоупотребляют служебным положением - их легче всего шантажировать. Об этом стало известно после того, как выяснилось, что несколько литовских консулов занимались теневым бизнесом". Интересно, что вербовка как дипломатов, так и некоторых политиков идет не только со стороны "восточных" соседей Литвы, но и со стороны "западных", включая и страны НАТО. Беспокойство по поводу такого положения дел высказал председатель комитета сейма по национальной безопасности и обороне Альвидас Садецкас: "Нет никаких сомнений, что Литвой интересуются службы иностранной разведки. Зафиксированы разные попытки общаться с нашими политиками, дипломатами. Службы иностранной разведки хотели бы иметь ту или другую информацию, поэтому они идут на более близкие, дружественные, доверительные контакты". По мнению членов комитета по национальной безопасности и обороне, дипломатическая служба Литвы "еще не достаточно подготовлена, чтобы охранить себя от возможных провокаций специальных служб и террористических нападений".

Как обстоят дела в Москве? Посол Литвы в России Римантас Шидлаускас также подтвердил, что литовскими дипломатами в России интересуются. "Однако не могу подтвердить, что я или другие работники посольства чувствуют какое-то усиленное внимание к себе, что происходит нечто из ряда вон выходящее". Посол Литвы в Белоруссии Йонас Паслаускас отметил: "Этот интерес был всегда. Он является естественным и его можно полностью понять. Ведь нам тоже интересно, что происходит у соседей". Председатель комитета по национальной безопасности и обороне А.Садецкас добавляет: "Мы должны обязательно оценить и угрозу терроризма". Такое заявление было сделано после того, как ЦРУ опубликовало на позапрошлой неделе список посольств, против которых готовятся атаки мусульманских террористов в Турции. В этом списке есть и Литва. На минувшей неделе была усилена охрана посольства Литвы в Анкаре.

Обходной маневр: Литва и Грузия

Тень президентского "оракула" грузинского происхождения, о котором столько говорили литовские СМИ несколько месяцев тому назад, опять возникла из небытия в связи с официальным визитом президента Литвы Роландаса Паксаса в Грузию. Напомним, что именно "оракул", по его собственным словам, предсказал Р.Паксасу его президентство. Причем "оракул" этот - женского пола, грузинского происхождения и зовется Леной Лолишвили. Сам президент не только не отмежевался от скандальной связи с пророчицей, но благодарил ее перед телекамерой за спасенную жизнь и признавался в дружбе. Эта неприятная для президента тема опять возникла в связи с его визитом в Тбилиси. В Грузии многие считают, что ясновидящая грузинка является официальным оракулом литовского президента и чуть ли не управляет Литвой, как Григорий Распутин управлял николаевской Россией. Перед визитом телевидение демонстрировало фильм о Лолишвили, а сама ясновидящая должна была прибыть в Тбилиси и там встречаться с президентом Литвы. Однако преувеличенное внимание как грузинских, так и литовских СМИ к этой теме, которое грозило затмить конструктивную сторону визита литовского президента, очевидно, заставило принять меры для того, чтобы встреча с пророчицей не состоялась. За три дня до визита Р.Паксаса Л.Лолишвили позвонила родственникам и сообщила, что "ситуация изменилась", она приехать не сможет. Со своей стороны, грузинская сторона попыталась снизить ажиотаж. Журналисту, который посмел на пресс-конференции задать Паксасу вопрос о Лолишвили, отключили микрофон, а Э.Шеварнадзе пригрозил, что за такие вопросы журналисты будут лишаться аккредитации. (Lietuvos rytas)

Усиленное внимание к визиту Паксаса со стороны грузинских СМИ было вызвано не только скандалом, но и реальной заинтересованностью Грузии в укреплении связей с балтийскими странами, рассматриваемыми ею как трамплин в своем движении к европейским - и евроатлантическим - структурам. А также в большой мере как противовес России. В частности, большой интерес грузинских СМИ вызвала прозвучавшая во время визита идея проложить транспортные коридоры через Литву в обход России. Речь идет о железнодорожном и автотранспортном коридорах, которые бы шли через Одессу по Украине до литовского порта Клайпеда. "Это вызвало очень большой интерес со стороны журналистов Грузии, поскольку тогда страна получила бы связь со Скандинавией в обход России", - пишет с места событий спецкор Lietuvos rytas.

Как сообщает ELTA, председатель парламента Грузии Нино Бурджанадзе заявила по поводу этой идеи следующее: "Это было бы выгодно не только Грузии, но и Литве, которая могла бы использовать Грузию как трамплин для прыжка не только на Кавказ, но и в другие регионы". Спикер грузинского парламента подчеркнула значение Литвы в планах Грузии интегрироваться в евроатлантические структуры. Паксас пообещал Грузии помощь и поддержку и сказал, что Литва готова делиться с ней опытом. О том же шла речь во время встречи грузинского и литовского президентов с представителями бизнеса. На ней о проекте "коридора через Литву" на Запад, в обход России, говорилось более конкретно. В частности, Паксас озвучил еще более обширную идею: сотрудничество Грузии и Литвы может стать звеном, которое соединит Кавказ и Балтийские страны. Ведь если коридор дойдет до Литвы, грузы пойдут дальше на Латвию и Эстонию. Точно также через Грузию литовские товары пойдут на весь Кавказ и дальше. С другой стороны, на встрече было подчеркнуто, что торгово-промышленные связи между двумя странами на сегодня более чем скромные: за первое полугодие текущего года литовский экспорт в Грузию составил всего 2,18 млн. литов, а грузинский экспорт в Литву только 0,6 млн. литов. По мнению советника президента Литвы по экономическим вопросам Йонаса Рагаускаса, причину таких скромных результатов можно усматривать не только в отсутствии инфраструктурных связей, но и в тяжелом экономическом положении Грузии. Однако, по мнению советника, положение "может быстро измениться". Вице-министр путей сообщения Литвы Валериюс Пономаревас представил проект транспортного коридора "Клайпеда-Одесса", в котором намечено использовать прямой поезд Viking. Остается соединить Одессу с Грузией.

Паксас находился в Грузии 11-14 сентября. Затем он едет с официальным визитом в Армению, визит продлится до 16 сентября. Вместе с президентом на Южный Кавказ выехали глава МИД Литвы Антанас Валёнис, два члена сейма, представители министерств охраны края, путей сообщения и хозяйства, руководитель таможенного департамента, два известный актера, 19 предпринимателей. Визит сопровождает большая группа литовских журналистов.

При этом экс-президент Валдас Адамкус выступил с критикой визита Паксаса в страны Закавказья. В целом в последнее время наметилось противостояние бывшего и действующего президентов Литвы. И вот в интервью Литовскому радио бывший президент высказал сомнение в правильности решения Паксаса ехать в Закавказье, а не на проходящую в это же время сессию Генеральной ассамблеи ООН. "Не использовать такой форум, мне кажется, было ошибкой, и если бы это был мой выбор,... ясно, что я бы не колеблясь выбрал Организацию Объединенных Наций". Находящийся в Грузии Паксас уже отверг критику своего предшественника, заявив, что его первый визит в США должен начаться со встречи с президентом США, а не с участия в мероприятиях ООН. И такой визит на самом высоком уровне в ближайшие месяцы будет иметь место, сказал паксас.

Основная оппозиционная партия Литвы против покупки "Газпромом" Lietuvos dujos

Как сообщает Laisvoji Europa, предложение Министерства хозяйства, обращенное к литовскому правительству, позволить "Газпрому" купить пакет акций "Lietuvos dujos" (LD) за цену, которая меньше первоначальной, вызвало протест наиболее популярной оппозиционной партии Литвы - Союза либералов и центра (СЛЦ). СЛЦ убежден, что литовское правительство "проиграло" торг с "Газпромом", уступив ему по множеству пунктов. В связи с этим староста фракции СЛЦ в сейме Элигиюс Масюлис зарегистрировал проект постановления, который призван приостановить приватизацию LD. Масюлис обратил внимание, что за те же 34% акций "Газпром" платит на целых 20 млн. литов меньше, чем заплатило за такое же количество акций немецкое объединение Ruhrgas и E.On Energie. Масюлис заявил: "Премьер продает предприятие чуть ли не как свою собственность, переговоры происходят в непроходимых литовских лесах, и я думаю, что это неприемлемо для литовской общественности и что этой прозрачности действительно слишком мало. Мы приглашали премьера и министра хозяйства в сейм, на заседание фракции, однако некоторые моменты так и остались невыясненными".

Растет прибыль ЮКОСа в Литве

Согласно последним данным, управляемый ЮКОСом Мяжейкяйский нефтеперерабатывающий комплекс (МНК - Mažeikių nafta) продолжает приносить прибыль. Напомним, что, находясь под управление американцев, МНК не выходил из долгов и нес убытки. Согласно предварительным данным, Mažeikių nafta за первое полугодие текущего года заработала 74 068 млн. литов не аудированного, но пересмотренного аудиторами дохода. Это если считать согласно принятым в США принципам (GAAP). Если же считать по принципам, принятым в Литве, то чистая прибыль предприятия измеряется суммой в 146,6 млн. литов чистого дохода. Об этом пишет Klaipedos diena. Та же газета сообщает и об окончании первого этапа модернизации нефтеперерабатывающего завода. Окончен длившийся более года монтаж оборудования "Penex", которое позволит производить в Мяжейкяйе бензин, который соответствует экологическими требованиям Европейского союза. А это означает доступ к европейскому рынку, что, принимая во внимание вступление Литвы в ЕС менее чем через год, открывает еще более светлые перспективы для управляемого ЮКОСом предприятия.

Россия - все еще главный торговый партнер Литвы. Данные об экспорте-импорте (январь-июль 2003)

По сообщению ELTA, за семь месяцев 2003 года, если сравнивать с соответствующим периодом прошлого года, литовский экспорт увеличился на 7,5%, а импорт - на 2,9%. В частности, по данным Департамента статистики, за этот период из Литвы экспортировано товаров на 12 175 млрд. литов, а в Литву импортировано - на 16 391 млрд. литов. Дефицит внешней торговли составляет 4 216 млрд. литов, это на 8,3% меньше, чем в прошлом году. Если же сравнивать данные только за июль текущего и предыдущего года, то общий литовский экспорт увеличился на целых 11,9%, а общий литовский импорт - на 6,3%.

Кто же является самыми важными торговыми партнерами Литвы? В отношении экспорта лидирует Россия (11,6%). На втором месте - Швейцария (11,3%), на третьем - Германия (9,9%), на четвертом Латвия - 9,4%. Что касается импорта, то больше всего товаров Литва тоже ввозит из России - 21, 5% всего импорта. На втором месте - Германия (16,3%), на третьем - Польша (5%), на четвертом - Италия (4,4%). Между тем, если исследовать западное направление, то Литва на Запад экспортирует в целом 61,2% от своего общего экспорта: 42,7% в страны ЕС, 18,5% в страны-кандидаты в ЕС. Та же тенденция - и в отношении импорта. Больше всего товаров ввозится из стран ЕС - 45,5%. Из СНГ ввозится 24,6% от общего импорта.

Что именно экспортирует Литва? На первом месте - минеральные продукты (19,1%), на втором - наземные, воздушные и водные средства передвижения и устройства к ним (16%), на третьем - текстиль и изделия из него (14,2%). В Литву же больше всего ввозят машины и механическое, электрическое оборудование (18,5%), затем следуют минеральные продукты (17,2%).