Появившийся в интернете 15 августа документ под названием "План урегулирования приднестровской проблемы" - это не просто фальшивка, а средство постепенно приучить приднестровцев к идее вхождения в состав Молдовы на условиях Кишинёва. Там содержатся многие постулаты, за принятие которых Тирасполем руководство РМ сражается не на жизнь, а на смерть, привлекая на свою сторону Евросоюз, США и ОБСЕ.

Мне думается, что, учитывая воспроизведение творцами данного опуса на его страницах подписи главы внешнеполитического ведомства Приднестровья Нины Штански, было бы верным утром 16 августа дать в СМИ не опровержение подлинности "плана ОБСЕ" в виде материала пресс-службы МИДа, а официальное Заявление самого министерства. Но, раз уж министр и её команда решили так, как решили, это их право.

Я полагаю, что мнение провластных сил в Тирасполе и их симпатизантов вне ПМР, будто за появлением данного "плана" стоят противники действующего руководства ПМР и, прежде всего, президента Евгения Шевчука и главы МИДа Нины Штански, ошибочно. Возможно даже, что перед нами - сознательная попытка увести нас в сторону от правды.

Новое руководство ПМР и так есть за что критиковать. Одно согласие на постановку в повестку дня переговоров в формате "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - гаранты и посредники, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели - прим. ИА REGNUM) т.н. "Третьего Пакета", дающего Кишинёву возможность ставить на обсуждение вопросы вывода российских войск с берегов Днестра, вывоза вооружений, замены воинов-миротворцев на неких гражданских наблюдателей и, наконец, статуса Приднестровья в составе унитарной Молдовы чего стоит! А добавим к этому явную нацеленность нынешнего Правительства на шоковую терапию со свёртыванием социальных программ и льгот; появление после провальных для ПМР молдо-приднестровских железнодорожных и таможенных соглашений от 26 марта с.г. таможенников Молдовы в Бендерах и Рыбнице! Присовокупим к этому облегчение для Кишинёва после всех этих соглашений получение информации об импорте, ввозимом в ПМР со стороны Украины! Не забудем и задержку сырья для приднестровских заводов и фабрик, которую Кишинёв теперь производит руками Украины, а также накладываемые контролирующими органами РМ штрафы на предприятия Приднестровья за якобы контрабанду - под ней в Кишинёве понимают всё тот же импорт, ввозимый со стороны Украины без регистрации его в таможенных органах Молдовы...

В общем, тут для критики даже никаких фальшивок изобретать не надо!

А изобретают тут другое. Перед нами - явная попытка разыграть комбинацию: выдать на-гора некий явно липовый документ, обвинить в его появлении оппонентов новой приднестровской власти, выставить эту самую власть незаслуженно обиженной и, по возможности, ударить по истинным сторонникам самостоятельности ПМР.

Дерзость комбинации в том, что здесь всё ставится с ног на голову. Те, кто совершают необоснованные односторонние уступки Кишинёву за столом переговоров, предстают защитниками приднестровской независимости, которых пытаются незаслуженно скомпрометировать.

Насколько можно предположить, одна из важнейших задач акции, проведённой 15 августа по вбросу "плана", - это сохранить на своем посту министра иностранных дел ПМР Нину Штански, которая и санкционировала в Вене 12-13 июля упомянутый выше "Третий Пакет". Возможно, для того, чтобы попытаться получить на последующих раундах в формате "5+2" новые уступки. Удастся ли их получить - другой вопрос. Но такой замысел выглядит весьма вероятным.

Почему такие мысли приходят на ум? Дело в том, что МИД ПМР, полемизируя в различных формах с теми, кто высказывает критические замечания в адрес ряда аспектов внешней политики нового руководства Приднестровья, не отвечает на главный вопрос: зачем глава МИДа своим санкционированием "Третьего Пакета" сама объективно создала возможность появления подобных опусов?

Если бы делегация ПМР в Вене 12-13 июля согласилась подписать первые два "пакета", но не санкционировала третий, целесообразность сочинения таких "планов" просто отпала бы. Всё равно никакой план, ставящий под сомнение независимость ПМР, просто не дошёл бы до обсуждения. К чему тогда их строчить?

Вот, например, приднестровское официальное агентство "Ольвия-пресс" пишет по поводу желания главы миссии ОБСЕ в РМ Дженнифер Браш обсудить в сентябре на очередной встрече в формате "5+2" "Третий Пакет": МИД ПМР "никак не отреагировал на фразу госпожи Браш. Он, собственно, и не должен реагировать на надежды, даже озвученные вслух. Дженнифер Браш как глава миссии ОБСЕ может предлагать всё что угодно, не говоря уже о том, что высказывать надежду никому не возбраняется. Но, если этот вопрос не желает обсуждать хоть одна из сторон, он и не будет поставлен в повестку дня".

Но если МИД ПМР этого не желает, то зачем он даёт саму возможность ставить официально этот вопрос на обсуждение? Не лучше ли было юридически исключить такую возможность в зародыше? А то нелогично как-то получается.

Перед нами - атака на гражданское общество Приднестровья. Цель: посмотреть, будут ли приднестровцы сопротивляться идеям, заложенным в "плане ОБСЕ", или пассивно согласятся с ними. Моё твёрдое убеждение: ПМР должна немедленно отозвать свою подпись под санкционированием "Третьего Пакета". Этим шагом приднестровская сторона сделает появление подобных фальшивок изначально бессмысленным.

Андрей Сафонов - президент Ассоциации независимых политологов Приднестровья.