Начиная с 1 января 2004 года, процедура государственной регистрации индивидуальных предпринимателей значительно упростится. Она будет осуществляться в соответствии с основными положениями Федерального закона № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц", принятого 8 августа 2001 года.

Суть нововведений прокомментировал на специальной пресс-конференции руководитель Департамента регистрации и учета юридических и физических лиц Министерства России по налогам и сборам Сергей Дуканов.

В настоящее время государственная регистрация индивидуальных предпринимателей осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. С. Дуканов констатировал, что в России отсутствует единая для всей страны система государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, единые формы документов, подтверждающих их регистрацию, отсутствует федеральный информационный ресурс, содержащий сведения обо всех индивидуальных предпринимателях.

Согласно новому порядку, процедура регистрации

- будет носить заявительный характер;

- срок государственной регистрации индивидуального предпринимателя составит не более 5 рабочих дней;

- минимальный пакет документов, необходимых для государственной регистрации индивидуального предпринимателя, определен в Законе № 76-ФЗ;

- установлено всего три основания для отказа в государственной регистрации индивидуального предпринимателя (неполный пакет документов, представленных в регистрирующий орган, представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган, а также в случае, если не утратила силу государственная регистрация индивидуального предпринимателя, если не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) или решения о прекращении в принудительном порядке деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, или не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью).

Сведения о государственной регистрации каждого индивидуального предпринимателя включаются в федеральный информационный ресурс - Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, причем каждой записи в реестре присваивается государственный регистрационный номер. Данные Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей являются открытыми и общедоступными.

Согласно закону, в Российской Федерации в качестве индивидуальных предпринимателей могут зарегистрироваться граждане Российской Федерации, в том числе несовершеннолетние, а также иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно или временно проживающие на территории России.

Государственная регистрация индивидуального предпринимателя будет осуществляться по месту его жительства.

Пошлина (сумма которой пока окончательно не определена) будет взиматься при государственной регистрации индивидуального предпринимателя, а также при государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. Регистрация внесения изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе будет производиться без уплаты государственной пошлины.

Как сообщил С.Дуканов, Федеральный закон № 76-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц", принятый 23 июня 2003 года и вступающий в силу с 1 января 2004 года, устанавливает годовой переходный период (с 01.01.2004 по 01.01.2005), в течение которого индивидуальные предприниматели, зарегистрированные до 1 января 2004 года, должны будут представить в регистрирующие (налоговые) органы по своему месту жительства документы, предусмотренные Законом № 76-ФЗ.

Тем же законом предусмотрено внесение ряда изменений в существующий порядок государственной регистрации юридических лиц.

В частности, с 1 января 2004 года в соответствии с Законом № 76-ФЗ заявителями при государственной регистрации юридических лиц не могут быть лица, действующие от имени юридического лица на основании доверенности.

Закон № 76-ФЗ установил еще одно основание для отказа в государственной регистрации юридических лиц. Так, с 1 января 2004 года в случае представления в регистрирующий (налоговый) орган документов о внесении изменений в учредительные документы юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, а также в случае представления документов для государственной регистрации юридических лиц (как при создании, так и при реорганизации), учредителем которых выступает юридическое лицо, находящееся в процессе ликвидации, регистрирующий (налоговый) орган вправе принимать решение об отказе в государственной регистрации.