12 сентября в Санкт-Петербурге завершилась 3-ей Международной евроазиатской конференции по транспорту. В ходе конференции в ряде выступлений звучали сомнения в возможности увеличения объемов грузов по Транссибу без серьезного технического перевооружения и реконструкции магистрали. В ответ на это, выступивший на заключительном пленарном заседании министр путей сообщения Российской Федерации Геннадий Фадеев заявил, что у российской транспортной системы уже сегодня есть значительный потенциал и возможности, которые смогут обеспечить существенный рост объема перевозок с представлением услуг высокого качества. Российские железные дороги широко применяют и внедряют современные технологии, сообщил министр. У Транссиба на всем его протяжении имеются значительные резервы пропускной способности. "Мы в состоянии уже со следующего года подключить к пропуску евроазиатского грузопотока Байкало-Амурскую магистраль. Потенциал Трансиба составляет более 1 млн. контейнеров в год, и наша задача его реализовать", - сказал Г.Фадеев.

По заявлению министра путей сообщения России, движение по Северо-Муйскому тоннелю на Байкало-Амурской магистрали (БАМ) будет открыто 30 ноября 2003 года. В настоящее время движение на участке магистрали, где строится тоннель, поезда идут по объездному пути длиной 67 км. Открытие движения поездов по тоннелю позволит решить проблему организации движения по БАМу по кратчайшему пути.

Северо-Муйский тоннель является крупнейшим в России и пятым по протяженности на планете. Протяженность его составляет 15 тыс. 343 м. К тоннелю предъявляются особые требования, поскольку он проходит в зоне тектонических разломов.

Министр путей сообщения России с удовлетворением воспринял обращение министров транспорта стран-участниц 2-го общеевропейского транспортного коридора и МПС России в комиссию Европейского Союза о продлении этого маршрута до Екатеринбурга, т.е. еще на 1500 км, что обеспечит его связь и взаимодействие с Транссибом. "Мы приветствуем и присоединение к Соглашению об участии в Международном транспортном коридоре "Север-Юг" новых участников - Белоруссию и Казахстан", - заявил он.

Как сообщила пресс-служба МПС, мнение российского министра относительно перспектив развития отечественного железнодорожного транспорта поддержала комиссар Европейского Союза по транспорту Лойола де Паласио. Касаясь потенциала российских железных дорог, она подчеркнула: "Нам не нужен новый "великий шелковый путь", а нам нужен работающий "железный шелковый путь".

И в подтверждение сказанного Г.Фадеевым, в тот же день - 12 сентября, МПС России открыло два новых ускоренных контейнерных маршрута из Санкт-Петербурга на Транссиб. Они соединили Северо-Западный регион России с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком, увеличивая тем самым загрузку Транссибирской железнодорожной магистрали.

Каждый состав рассчитан на перевозку 120-150 двадцатифутовых контейнеров. В отличие от обычных составов, ускоренные контейнерные поезда преодолевают в сутки не менее 900 км пути, что в 2,5-3 раза сокращает скорость доставки грузов до места назначения.

Составы имеют гарантированный график следования, что обеспечивает контроль за продвижением вагонов в режиме реального времени. Поэтому задержки в пути исключены.

Так поезд № 1222, который еженедельно будет отправляться со станции Витебский - товарный Октябрьской железной, добирается до станции Свердловск - товарный Свердловской железной дороги за 56 час. 41 минуту (2,3 суток). Второй ускоренный контейнерный поезд будет еженедельно следовать со станции Витебский - товарный Октябрьской железной дороги до станции Клещиха Западно-Сибирской железной дороги. Время в пути - 95 часов 58 минут (4 суток).

Пробная эксплуатация этих двух рейсов была начата в конце 2002 года. К сегодняшнему дню составы, следующие по этим двум направлениям, загружены на 100%, что демонстрирует их высокую эффективность. В общей сложности этими рейсами уже перевезено свыше 52 тыс. 20-ти футовых контейнеров. Учитывая это, МПС России приняло решение об увеличении с начала 2004 года частоты отправления контейнерных поездов на этом маршруте с еженедельного до 3-5 раз в неделю.

Кроме того, к двум уже действующим маршрутам в будущем году добавится еще один. Он свяжет Санкт-Петербург с Дальневосточным регионом России. Со станции Санкт-Петербург - Финляндский Октябрьской железной дороги состав будет следовать до станции Хабаровск-2. Время в пути составит 8,5 суток, а частота следования на первом этапе - еженедельно. В перспективе регулярность движения будет увеличена до 3-5 раз в неделю.

Первый ускоренный контейнерный поезд по Транссибу был запущен в 1998 году по маршруту Находка - Восточная - Брест. В том же году было организовано курсирование ускоренных контейнерных поездов по маршруту Находка- Восточная -Бусловская - Находка-Восточная. С учетом двух новых маршрутов, сегодня в России регулярно курсирует 12 ускоренных контейнерных поездов. Общий объем контейнерных перевозок в 2003 году по оценке специалистов составит около 1,7 млн контейнеров, из которых более 650 тысяч - крупнотоннажные (40-футовые).