Официальная Литва продемонстрировала Белоруссии, что не намерена менять свою стратегию в отношении официального Минска даже после угроз президента Александра Лукашенко. В Литве все четче начинает проявляться раскол между официальной властью, которая буквально отчитала посла Белоруссии в Литве Владимира Дражина за то, что Минск за "плюшевый десант" решил не продлевать аккредитацию посла Швеции и других дипломатов в этой стране, хотя у литовских политиков был отличный шанс уйти в сторону от нарастающего конфликта и сохранить экономические связи между Литвой и Белоруссией. Однако в Литве через два года выборы - поэтому уже накрепко устоялась формула "да гори оно все огнем".

Итак, белорусского посла 14 августа отчитывал МИД Литвы. "В Министерство иностранных дел Литвы был вызван посол Белоруссии в Литве Владимир Дражин, которому была высказана позиция Европейского союза по отношению того, что Белоруссия отказалась продлить аккредитацию послу Швеции и решила отменить дипломатический статус других работников посольства Швеции в стране", - говорится в сообщении МИД Литвы, где добавляется, что государства-члены ЕС договорились о единой позиции в отношении подобных действий белорусских властей. Странно только, что эту единую позицию решили доверить озвучить Литве. Впрочем, действия литовских властей позволяют предположить: не очень то и отмахивались.

"В ходе встречи было отмечено, что решение белорусского правительства выслать шведских дипломатов повлияет не только на двусторонние отношения между Швецией и Белоруссией, но и на отношения всего ЕС с Белоруссией", - отмечается в сообщении МИД Литвы.

Естественно, МИД Литвы сказал и про политических заключенных, и про нарушения прав человека, и много-много-много всевозможных замечаний, которые касаются в том числе сугубо внутренней политики в Белоруссии.

Подобная публичная порка удивила предпринимателей. Посол Белоруссии был вызван в МИД после довольно хамоватых ответов Министерства обороны Литвы, что они, мол, не видели никакого шведского самолета, который устроил "плюшевый десант" неподалеку от Минска.

Судя по всему, считают в Литве, такое поведение литовских властей и вызвало гнев президента Белоруссии Александра Лукашенко, который пообещал, что Литве "мало не покажется".

В самой же Литве послышались голоса, что Литва сама стала жертвой этой истории. Да, мол, самолет влетел в Белоруссию со стороны Литвы, но он действительно легкомоторный и двигался на низкой высоте, поэтому вполне правдоподобно, что его никто не заметил. Поэтому никакая это не провокация Литвы и т.д. и т.п. Однако официальные власти Литвы, по всей видимости, решили не использовать эту в общем-то логичную карту примирения, и решили пойти в наступление - отчитав посла Белоруссии за далекую Швецию.

Впервые об экономических последствиях такого поведения для Литвы написала газета деловых кругов Verslo žinios, согласно источникам которой, Белоруссия думает, куда перенаправить свои грузы из порта Клайпеды. Отметим, что Клайпедский порт на треть загружен белорусскими грузами, а уход Белоруссии означал бы для порта катастрофу в буквальном смысле этого слова. Как и сведение на нет всей работы по восстановлению экономики после кризиса. Одна Белоруссия способна сбить с ног всю Литву, попросту перенаправив свои грузопотоки. Это факт, как бы он не был неприятен литовским политикам.

Правда, генеральный директор порта Эугениюс Гентвилас созвал срочную пресс-конференцию, где попытался успокоить общественность. Мол, говоря о том, что "Литве мало не покажется", Александр Лукашенко "немного перегнул палку", и "искусственно пытается втянуть Литву в этот конфликт". Однако это прозвучало буквально до вызова посла Белоруссии в МИД Литвы, где именно Литва взяла на себя роль рупора всего ЕС, а значит, стала полноправным участником конфликта.

Остается только вспомнить слова отчитанного в МИД Литвы посла Белоруссии Владимира Дражина, которые он говорил несколько месяцев назад. В случае ухода Белоруссии из Литвы, потери Литвы составят 2 млрд евро. Это даже больше, чем Литва планирует внести на строительство новой АЭС. "Начнут простаивать высокотехнологичные мощности в порту. Высвободится примерно 4 500 работников Клайпедского порта и сочлененных с ним предприятий. Железная дорога сократит примерно 3 500 рабочих мест. По приблизительным подсчетам всего в Литве армия безработных вырастет на 12 000. А это уже проблема национального масштаба", еще в апреле этого года говорил ИА REGNUM посол Дражин.

Похоже, Литва сама сделала выбор.