Приднестровье - Россия: "Кто незаинтересован в российском форпосте в ПМР, тот легко откажется и от борьбы за целостность РФ". Статистика: "Импорт в Приднестровье почти втрое превышает экспорт". Правительство: "Мы - неэффективные руководители, нас надо всех выгнать взашей".

Приднестровье - Россия: "Кто незаинтересован в российском форпосте в ПМР, тот легко откажется и от борьбы за целостность РФ"

В конце июля Тирасполь по приглашению Евгения Шевчука посетил замминистра иностранных дел России Григорий Карасин, пишут "Профсоюзные вести". В столице состоялась его встреча с главой республики, в ходе которой обсуждались проблемы социально-экономического характера, существующие в республике, перспективы переговорного процесса, политический статус Приднестровья. Говоря о будущем ПМР, российский дипломат нас не особо порадовал (а если быть точнее, то вообще не порадовал), хотя, впрочем, позиция России по этому вопросу неоднократно была заявлена, и всем известна, Карасин лишь вновь ее озвучил. "Мы видим будущее Приднестровья в качестве особого района с особыми международно признанными гарантиями в составе молдавского государства, - сказал замминистра, - но для этого надо пройти довольно большой путь, выстроить доверие, которое было утрачено 20 лет назад и до сих пор не в полной мере восстановлено".

В "политический пессимизм" несколько добавил оптимизма российский президент Владимир Путин, который, отвечая на вопрос участников молодежного форума "Селигер-2012" об официальной позиции России по Приднестровью, заметил, что "только сам приднестровский народ может определить свою судьбу, а международное сообщество, в том числе Россия, будут к этому выбору относиться с уважением", продолжают "Профсоюзные вести". Да, уважения нам бы не помешало...

После визита Григория Карасина в Тирасполь в ряде СМИ появилась информация о том, что глава Приднестровья обсуждал с ним возможность замены миротворческой миссии на Днестре военной базой России, пишут "Профсоюзные вести". Евгений Шевчук опроверг эту информацию, по его словам, "она появилась на интернет-ресурсах, которые, мягко выражаясь, не заслуживают доверия и не отличаются точностью". Приднестровский президент отметил, что никаких вопросов в этой части с замминистра иностранных дел РФ не обсуждалось. "То, что обсуждалось, мы прокомментировали", - сказал Шевчук.

К слову, тема размещения военной базы в Приднестровье муссируется в прессе не первый раз - о ней много и охотно говорили несколько лет назад, когда официальный Бухарест заявил о согласии разместить на территории своей страны ракеты-перехватчики новой системы ПРО (противоракетной обороны) США, продолжают "Профсоюзные вести". Тогдашнему президенту Игорю Смирнову тоже приходилось отбиваться от прессы, а не намерено ли Приднестровье разместить у себя российские ракетные комплексы "Искандер". Смирнов тогда официально заявил, что Россия по этому поводу к нам не обращалась, "но я знаю, что были предложения о создании в Приднестровье своей системы защиты в ответ на американскую систему ПРО в Восточной Европе".

Сейчас тема вновь "всплыла", пишут "Профсоюзные вести". Многие эксперты отмечают, что размещение военной базы позволило бы решить многие внутренние и внешние проблемы как Приднестровья, так и России. ПМР могла бы существенно изменить экономическую ситуацию (и быть "в шоколаде"), РФ - геополитическую. Появление российской военной базы в Приднестровье позволило бы противостоять румынской угрозе, которая будет только нарастать с возвращением во власть президента Румынии Траяна Бэсеску, который никогда не скрывал своих "имперских замашек". Но, повторимся, вопрос размещения военной базы в Приднестровье сегодня в политической повестке дня не стоит. Может быть, завтра? - задается вопросом издание.

31 июля в СМИ появилось сообщение: президент Российской Федерации Владимир Путин заявил: "Только сам приднестровский народ, народ, живущий в Приднестровье, может определить свою судьбу. А международное сообщество, в том числе Россия, будут к этому выбору относиться с уважением", пишет РИА "Днестр". Это пришлось приднестровцам куда больше по душе, нежели то, что несколькими днями ранее сказал заместитель министра иностранных дел РФ Григорий Карасин. А именно: Приднестровье должно стать неким "особым районом" в составе Молдавии.

Справедливости ради надо отметить, что замминистра Карасин говорил то, что обычно говорят дипломаты, когда представляемой ими стране надо проплыть между Сциллой непризнанных союзников и Харибдой "территориальной целостности" недружественного государства, продолжает РИА "Днестр". А реальность как раз такова, что ПМР - непризнанный союзник, тогда как РМ, возглавляемая прорумынским с чертами неофашистской идеологии Альянсом за европейскую интеграцию - недружественное государство. После решения парламента РМ о запрете советской символики в этом нет никаких сомнений.

Так вот, Григорий Карасин в интервью "Коммерсантъ-MD" конкретизировал свои слова об особом районе, пишет РИА "Днестр". По его мнению, "миротворцы - и российские, и приднестровские, и молдавские - и военные наблюдатели от Украины способствуют тому, чтобы здесь было спокойно". Тем самым дипломат дал "отлуп" тем, кто предлагает заменить воинов МС на неких гражданских наблюдателей, которые в случае чего не только не помешают нападению на ПМР с целью "восстановления конституционного порядка" по образцу войны 1992 года, но ещё и (пусть даже с оговорками, что и в Кишинёве "есть некоторые проблемы с демократией") одобрят силовую акцию. Григорий Карасин также говорит: "В первую очередь молдавской стороне надо посмотреть на собственные законы. Прежде всего, на закон 2005 года, который низводит Приднестровье до уровня отдельных населенных пунктов на левом берегу Днестра (22 июля 2005 года парламент Молдавии в одностороннем порядке принял закон "Об основных положениях особого правового статуса Приднестровья". Закон устанавливает статус Приднестровья как "особого автономно-территориального образования, являющегося неотъемлемой составной частью Республики Молдова", которое "в пределах полномочий, определенных Конституцией и законами Республики Молдова, решает вопросы, отнесенные к его ведению" - прим. ИА REGNUM). Этот закон устарел, и, я думаю, со временем это поймут и политики в Кишиневе. Он тормозит движение вперед. Как можно всерьез говорить об особом статусе Приднестровья в рамках некоего единого федеративного или конфедеративного государства Республика Молдова, если не отменен закон, который фактически перечеркивает все эти будущие усилия?". Эти слова российского вице-министра - как раз то, о чём в эти недели говорят многие приднестровские политики, общественные деятели и эксперты: Кишинёв должен устранить предварительное условие для переговоров в виде унитарного закона-2005.

Так ставить вопрос логично: почему Кишинёв и некоторые приднестровские деятели так боятся, что Верховный совет ПМР примет свой закон об основных принципах переговорного процесса с РМ? - продолжает РИА "Днестр". Почему Кишиневу можно ставить "красные флажки", за которые нельзя переступать, а Тирасполю - нет? Я думаю (автором статьи является председатель Ассоциации независимых политологов Приднестровья Андрей Сафонов - прим. ИА REGNUM), не позже сентября, а, скорее всего, в начале сентября ВС ПМР должен будет сделать то, что надо было сделать ещё до июльской встречи в формате "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - гаранты и посредники, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели - прим. ИА REGNUM) в Вене: принять указанный закон в первом чтении. Это будет реальное препятствие на пути возможных новых необоснованных и односторонних уступок со стороны наших "новых горбачёвцев".

Мы сейчас не будем гадать, чем кончится переговорная эпопея между ПМР и РМ: какой-нибудь формулой "совместного проживания" или "цивилизованным разводом", пишет РИА "Днестр". Одно неоспоримо: это может быть только диалог равных. А отношения между Кишинёвом и Тирасполем при любой конкретной формуле урегулирования - только равноправными, горизонтальными и договорными. Ни о каком "особом района в составе", когда есть кишинёвский "центр" и есть подчинённый ему приднестровский "район", не может быть и речи. Как соотношение сил между ПМР и РМ, так и грандиозные катаклизмы в мире с начала 1990-х годов, когда исчезли одни страны и возникли другие, исключают это напрочь.

О формуле урегулирования Григорий Карасин говорит примерно так, как Владимир Путин: "Решать в итоге приднестровцам и молдаванам", продолжает РИА "Днестр". Нормальная, устраивающая приднестровцев (да и всех цивилизованных переговорщиков) позиция. Абсолютно совпадающими с позицией ПМР являются слова замминистра: "Народ Приднестровья верит российским военным и рассматривает их присутствие здесь как важное условие своего спокойного и комфортного житья". Это абсолютно противоречит тому, что утверждал несколько дней назад официальный Кишинёв устами избранного правым большинством парламента РМ президента страны Николая Тимофти: МС России исчерпали свои задачи, а потому должны быть выведены с берегов Днестра.

А что в словах Григория Карасина по сути может быть предметом дискуссий с приднестровской стороны? - пишет РИА "Днестр". А вот что: "Привнесенные извне теоретические изыскания на тему того, что Россия хочет иметь здесь свой форпост или хочет остаться здесь, носят искусственный характер. У нас нет в этом заинтересованности. Мы хотим, чтобы приднестровская проблема была решена честно и справедливо". Если отбросить дипломатию, то такого не может быть, потому что не может быть никогда.

Сильная, мощная держава, если во главе её стоит патриотически настроенное руководство, а не кучка контролируемых извне компрадоров, всегда и во все времена заинтересована в появлении и укреплении всё новых и новых форпостов, продолжает РИА "Днестр". Тем более - на своей родной земле, частично потерянной из-за предательства прежнего руководства (в данном случае - горбачёвского). Если ты в форпосте незаинтересован - значит, ты легко откажешься и от борьбы за целостность того, что осталось от бывшей сверхдержавы. Вспомним, как в фильме "Александр Невский" князь Александр отвечает тому, кто пытался прикрыть поражение нашего передового отряда тем, что воины бились за границами Руси: "Не устоишь на чужой земле - нечего делать тебе и на Отчизне!" Поэтому будем считать слова столь опытного переговорщика, как Григорий Карасин, насчёт незаинтересованности в форпостах простым дипломатическим реверансом. Эдаким ни к чему не обязывающим книксеном.

А что касается "честного и справедливого" решения молдавско-приднестровских противоречий... Дело в том, что у защитника Приднестровья - одно понимание справедливости. А у участника марша за объединения Молдавии (включая Приднестровье) с Румынией - другое, пишет РИА "Днестр". Можно ли их совместить?.. Вывод: на данном этапе, при нынешних подходах Кишинёва и Тирасполя к урегулированию, кто-то выиграет, а кто-то проиграет. Это касается что "совместного проживания", что "цивилизованного развода". Вот и выходит, что о стерильной, приемлемой для каждой из сторон конфликта справедливости сегодня говорить не приходится.

Заговорил Григорий Карасин и о вывозе российского военного имущества из ПМР: "Сейчас вывоз технически возможен. Когда наступят условия, подходящие для того, чтобы вывозить или утилизировать, мы начнем эту работу", продолжает РИА "Днестр". Он конкретизирует высказанное: "Должна быть договоренность между руководством Приднестровья и России. Эти вопросы обсуждаются. Не буду предрекать, но, думаю, со временем эти вопросы можно будет решить". Мы, в отличие от связанного протоколом и инструкциями опытного дипломата, - вольные казаки. И потому имеем полное право спросить: а зачем этот вопрос вообще решать? Нам на случай войны необходимы запасы вооружений и боеприпасов, запчасти для военной техники, да и сама военная техника - тоже. Молдавия, чьё правое руководство патронируется Бухарестом, может получить в случае акции в стиле 1992 года не только помощь оружием и боеприпасами, но и войсками, со стороны Румынии и, возможно, НАТО. Или, что не исключено, в ПМР могут высадиться некие "международные полицейские формирования", которые будут играть роль тех же интервентов, помогающих уничтожить приднестровскую государственность как таковую. В случае вывоза российских вооружений и вывода войск РФ (как ОГРВ, так и МС) я считаю такой оборот событий вполне реальным. Тем более, что в сегодняшнем мире одна война сменяет другую...

Можно предположить, что в Москве столкнулись две тенденции, пишет РИА "Днестр". Одна из них базировалась на инструкциях многолетней давности о "территориальной целостности" РМ, "особом статусе" ПМР и т.д. Другая опирается на осознанную Москвой реальность: Кишинёв и его союзники в лице США и ЕС хотят руками Кремля подчинить Приднестровье Молдавии, а потом ликвидировать российское и украинское влияние в "усмирённом сепаратистском регионе". Схема простейшая. Вторая тенденция, возможно, и породила слова Владимира Путина, сказанные на Селигере: "Только сам приднестровский народ, народ, живущий в Приднестровье, может определить свою судьбу. А международное сообщество, в том числе Россия, будут к этому выбору относиться с уважением". Слова верные. Хорошо, что они прозвучали из первых уст России. Однако, оппоненты Москвы, Киева и Тирасполя, сторонники присоединения бывшей МССР (включая ПМР) к Румынии по формуле "объединения искусственно разделенного единого народа в границах ЕС", могут попытаться торпедировать высказанное президентом Путиным с помощью удара изнутри ПМР.

Что могут попробовать сделать противники Москвы, Киева и Тирасполя? - продолжает РИА "Днестр". Они могут попытаться извратить слова Владимира Путина и вывернуть их в свою пользу. Опираясь на лояльных им и уступчивых приднестровских политиков, они могут сказать примерно следующее: "Ну, ладно, мы согласны с тем, что решать своё будущее должен народ. Но референдум 2006 года (в Приднестровской Молдавской Республике 17 сентября 2006 года состоялся референдум, по итогам которого более 97% избирателей высказались за независимость Приднестровья от Молдавии с последующим вхождением в состав России - прим. ИА REGNUM) устарел. Во-первых, он проводился 6 лет назад, когда настроения общества могли существенно отличаться от нынешних. Во-вторых, референдум-2006 проводился в условиях смирновского режима, то есть в недостаточно демократических условиях. Ведь ваше руководство, господа приднестровцы, сегодня само вскрывает, как говорится, язвы прошлого. Так почему бы не вскрыть и эту язву, почему бы не дать повести истинно свободную агитацию за будущее славного Приднестровья, когда бы сторонники реинтеграции Молдавии могли бы полномасштабно и громогласно призывать к воссоединению расколотой в 90-м страны? А мы - в зависимости от итогов такого референдума - оценим степень его демократичности, а, значит, решим: признавать его или нет!"

Могут, правда, сказать и по-иному: "Господа приднестровцы! В 2011 году многострадальный народ Приднестровья проголосовал за перемены. Мы понимаем это так, что он проголосовал одновременно против изоляции под маской независимости. Ведь, как справедливо подчёркивает глава миссии ОБСЕ, произошло "осознание новым руководством плачевного состояния экономики Приднестровья, а также того, что оно может быть улучшено только через более активное сотрудничество с правым берегом и внешними партнерами". А это означает, что повторный референдум и вовсе не нужен! Коль скоро вы проголосовали за перемены, значит, вы автоматически наделили новое руководство всеми полномочиями по вышеуказанному активному сотрудничеству. Значит, оно вправе с вашего - очевидного для нас! - согласия подписать любой необходимый документ о полномасштабном политическом урегулировании конфликта в интересах простых людей! Оно вправе, исходя из их интересов, определить и закрепить тот или иной статус Приднестровья в составе Молдавии, не тратя время ни на деструктивные, по сути, референдумы, ни на говорильню в Верховном Совете! Ведь это всё делается для вас! Согласились же ваши дипломаты на "Третью корзину" (пакет вопросов, касающихся политического урегулирования молдавско-приднестровского конфликта - прим. ИА REGNUM) в Вене во имя вашего же благополучия!" Сказано это будет более дипломатично, но суть, поверьте, не изменится.

Нынешняя обстановка вокруг ПМР и, в частности, в Молдавии, порождает, если судить с точки зрения здравого смысла, единственный вывод: как раз статус-кво на Днестре и есть наилучший не только для ПМР, России и Украины, но и для здоровых сил Молдавии, выход, пишет РИА "Днестр". Почему? Во-первых, ресурсы прорумынских националистов из АЕИ и их покровителей из Бухареста не "прирастут" Приднестровьем. Во-вторых, никогда АЕИ и его союзники не пойдут на взаимоприемлемый компромисс. А иное решение будет всего лишь капитуляцией перед прорумынскими силами. В-третьих, нет смысла ни России, ни Украине, ни ПМР с помощью фактической сдачи Приднестровья помогать Альянсу, падение которого было бы выгодно всем, потому что ослабило бы Бухарест на молдавско-приднестровском направлении. У АЕИ сегодня появляются проблемы с патриотическими силами, отстаивающими самостоятельность РМ и её более тесные связи с Москвой и Киевом. Прекрасно! Пример - Бельцы. Чем больше такого рода "фронтов" будет у Гимпу и ему подобным (а именно он играет, судя по запрету советской символики, ведущую роль в АЕИ), тем лучше для всех вменяемых! Зачем усиливать тех, кто, возможно, сам ослабеет в обозримой перспективе? Будем считать, что Владимир Путин бросил нам спасательный круг. Теперь всё зависит от того, как мы этим сумеем воспользоваться, подводит итог издание.

На протяжении всего существования республики звучали угрозы, что "Приднестровье сольют в Молдавию", пишет "Приднестровье - XXI". Это звучало так часто, что общество уже к этому относится равнодушно и не воспринимает всерьёз. Мы постоянно слышали громкие заявления и официальные позиции других стран, что они видят Приднестровье в составе Молдавии. Кто-то этого действительно хочет, кто-то говорит просто, чтоб что-то сказать, а кто-то потому, что пока не видит другого способа решения конфликта на Днестре.

Очередную шумиху поднял визит cтатс-секретаря - заместителя министра иностранных дел Российской Федерации Григория Карасина в Тирасполь 28 июля, который высказал официальную позицию руководства Российской Федерации, что там видят будущее Приднестровья в качестве особого района с особыми международно-признанными гарантиями в составе нейтрального молдавского государства, продолжает "Приднестровье - XXI". Такая официальная позиция у России была на протяжении 20 лет существования Приднестровья, но это не значит, что эта позиция не изменится.

Народ должен понимать, что нам здесь жить и определять будущее республики, пишет "Приднестровье - XXI". Если приднестровцы проявят желание и волю к независимости и суверенитету республики, то, поверьте, что к этому будут прислушиваться другие страны и считаться с таким мнением. Главное, быть настойчивыми, решительными и не ждать равнодушно в стороне, что кто-то за нас решит наши проблемы. Если бы в 1992 году народ не встал на защиту личных интересов и свободу Приднестровской Молдавской Республики, то Россия не вмешивалась бы в этот конфликт. Это доказывает тот факт, что у нас должна быть своя позиция в определении статуса Приднестровья и эту позицию нужно отстаивать. Для того чтобы жить в свободной и независимой республике, надо доказывать другим странам, что мы можем и хотим жить самостоятельно, подводит итог издание.

Статистика: "Импорт в Приднестровье почти втрое превышает экспорт"

Согласно отчету Государственного таможенного комитета, за первое полугодие 2012 года, в Приднестровье отмечен рост внешнеторгового оборота на 12,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, пишет "Приднестровье". При этом импорт почти втрое превысил экспорт: доля импорта составила 76% против 24% экспорта.

Промышленный сектор, несмотря на сложную ситуацию на рынках, сумел удержаться в рамках запланированных показателей, продолжает "Приднестровье". По данным 6-месячного отчета государственной службы статистики, в этом году выпуск продукции увеличили 29 предприятий, спад объемов производства наблюдался у 63 экономических субъектов.

За январь-июнь 2012 г. среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника по республике (без субъектов малого предпринимательства) составила 3259 руб. ПМР (1 рубль РФ = 0,35 рубля ПМР - прим. ИА REGNUM), в бюджетных организациях - 2099 руб., пишет "Приднестровье". Для сравнения: средний размер назначенной пенсии за 6 месяцев текущего года составил 1111,17 руб. Наименее оплачиваемым является труд работников собеса и лесного хозяйства. Самые высокие ежемесячные доходы получают сотрудники банков и кредитующих организаций, а также специалисты в области электро- и радиосвязи.

Расчетная численность населения республики на 01.07.2012 г. составила 511,3 тыс. человек, она сократилась на 4,3 тыс. чел. по сравнению с аналогичной датой прошлого года, продолжает "Приднестровье". За январь-июнь 2012 г. численность работников организаций всех отраслей экономики (кроме субъектов малого предпринимательства) уменьшилась на 220 человек, и составила 104,8 тыс. человек. В апреле-июне среднее количество получающих пенсии - 137,7 тыс. человек. Численность граждан, которым официально присвоен статус безработных за отчетный период, колеблется в пределах 5 тыс. человек. Миграционная убыль населения за январь-июнь 2012 г., с учетом внутренней и внешней миграции, составила 736 человек и по сравнению с январем-июнем 2011 г. уменьшилась на 22,4%.

Правительство: "Мы - неэффективные руководители, нас надо всех выгнать взашей"

Премьер-министр Петр Степанов призвал "заканчивать с популизмом, который уже довел страну до ручки", пишут "Профсоюзные вести". Последнее заседание правительства было насыщенным не только по форме (рассмотрено 43 вопроса, причем, сложных вопросов, касающихся решения многих застарелых проблем), но и по содержанию. Премьер-министр Петр Степанов устроил "разнос" коллегам по правительственному "цеху" и по поводу "загруженности" повестки дня (физически сложно в один день "переварить" такой объем вопросов без ущерба для их качественного решения), и по поводу неэффективности управления ("мы - неэффективные руководители, нас надо всех выгнать взашей"), и по поводу "саботажа" местных властей, "неспешащих" выполнять поручения президента.

Основным вопросом правительственной повестки дня, безусловно, был вопрос о государственных гарантиях гражданам, имеющим право на земельный пай, продолжают "Профсоюзные вести". Эта проблема имеет давнюю историю, но только сейчас правительство стало "прощупывать ходы" по ее решению. Для тех, кто не знает или не помнит суть проблемы, напомним: при распаде колхозов государство "нарезало" бывшую колхозную землю на паи, великодушно выделило бывшим колхозникам - в зависимости от их стажа и вклада в дело "коллективизации" - сертификаты, дающие право на владение паями, и на этом "умыло руки"... В итоге бывшие колхозники, как всегда и как везде, остались "с носом", вернее, с сертификатом, который не гарантировал им право на землю. Новые землепользователи, раскинувшие на бывших колхозных полях свои фермерские хозяйства, бывших колхозников игнорировали, отмахивались от них как могли... Колхозники, конечно, поначалу роптали, писали письма во все инстанции - от президента, Верховного Совета до прессы, а потом даже писать перестали. Бесполезно - государство не могло, а вернее, не хотело решать "земельный вопрос".

С приходом новой власти дело вроде сдвинулось с мертвой точки, пишут "Профсоюзные вести". Президент Евгений Шевчук (в предвыборной программе которого, к слову, решение вопроса с паями было одним из ключевых) дал поручение подготовить предложения по этому поводу и провести работу на местах - определить список пайщиков, механизм выплат и т.д. Проделанная Минсельхозом и в районах работа обретала очертания в виде соответствующего правительственного распоряжения, которое обсуждалось в среду. В соответствии с ним, в республике планируется создать паевой фонд, ввести дополнительный паевой сбор, средства которого будут направлены на выплаты пайщикам.

По словам начальника управления развития отраслей сельского хозяйства Минсельхоза Доры Фроловой, по состоянию на 1 января 2012 года в республике насчитывлось 38.710 пайщиков, продолжают "Профсоюзные вести". Однако Минсельхоз предлагает расширить этот список до 48.255 человек. "Дополнительные" почти 10 тысяч человек - это те люди, которые в свое время, на первоначальном этапе распаевания, не были включены в списки. По расчетам специалистов, для компенсационных выплат пайщикам необходимо 32 миллиона рублей в год. Предположительно, с сентября следующего года пайщики станут получать на каждый сертификат определенную сумму денег в качестве дополнительных компенсационных выплат за право пользования земельным паем", - объяснила механизм Дора Фролова (в среднем, предполагается, что сумма выплат будет составлять 60 долларов).

Бесспорно, документ - учитывая его важность и "взрывоопасность" - еще нуждается в доработке, пишут "Профсоюзные вести". Необходимо уточнить списки пайщиков, определить лиц, имеющих право на сертификат (та же сельская интеллигенция имеет право на землю?) и размеры пая. В одном районе, например, пай сегодня составляет 1,3 га, а в другом - 5,8, предлагается усреднить эту цифру до 3-х га. Уже сегодня он вызвал и, наверняка, еще вызовет шквал вопросов. Даже среди членов правительства и приглашенных на заседание не было единодушия по этому поводу. Председатель Верховного совета Михаил Бурла и его зам Ефимий Коваль, который еще будучи председателем парламентского комитета по сельскому хозяйству пытался "пробить" этот вопрос, интересовались, в каких временных рамках будут действовать сертификаты (иными словами, будут ли они наследоваться - предполагается, что нет), будут ли существовать льготы для землепользователей по оплате этого паевого сбора и браться в расчет форс-мажорные ситуации, как, например, нынешняя засуха (льгот не будет, форс-мажоров, соответственно, тоже). Глава госадминистрации Слободзейского района Сергей Дилигул высказал опасения, что, приступив к решению паевой проблемы, "мы открываем ящик Пандоры": "пайщиков появится много, и проблем, соответственно, тоже". Премьер-министр Петр Степанов парировал: этот вопрос не решался на протяжении десятилетий, и если и дальше не решать, то будет не один ящик, а несколько. Но был вынужден признать, что "мы тут идеала не достигнем, будут и обиженные, и недовольные". Однако появление потенциальных недовольных не испугало правительство - проект распоряжения о создании паевого фонда был одобрен, впереди - работа по его шлифовке.

Ещё один вопрос, рассмотренный правительством и могущий вызвать неодобрение масс, касался предоставления многодетным матерям (в данном случае - воспитавшим 3 и 4 детей) права льготного ухода на пенсию, продолжают "Профсоюзные вести". В настоящий момент эти категории женщин выходят на пенсию в 52 и 51 год соответственно при общем трудовом стаже не менее 20 лет с зачетом в стаж времени ухода за детьми. Со следующего года правительство предлагает эту льготу для многодетных матерей отменить. Также предлагается отказать в праве на досрочную пенсию и некоторым категориям работников сельского хозяйства - дояркам, телятницам, свинаркам, сборщицам, обработчицам табака, трактористам-машинистам. Причины - первая и основная - нехватка средств в Пенсионном фонде, вторая - гармонизация с российским законодательством (по такому пути, к слову, пошли многие страны, в которых финансовое положение, не в пример нашему, лучше), и третья - претендующие на льготную пенсию сельхозработники не выполняют установленного минимума работ (учитывая снизившиеся по сравнению с советским периодом объемы сельхозпроизводства).

Предложения, безусловно, непопулярные, пишут "Профсоюзные вести". Коллеги премьеру на это "тонко намекнули", но Петр Степанов "нетонко" ответствовал, что "с популизмом, который уже довел страну до ручки, пора заканчивать, что государство когда-то должно сказать своим гражданам, что оно не может обеспечить их всеми льготами, что мы уже сегодня проедаем чужие деньги (имеется в виду деньги, которые мы должны России за газ, но не платим, поскольку направляем их на обеспечение бюджетных расходов)". Ситуация в Пенсионном фонде, вынуждающая правительство идти на непопулярные меры, не просто сложная, она катастрофическая. Дефицит бюджета ПФ, по словам Петра Степанова, уже "перевалил" за миллиард рублей, и нам уже не хватает даже газовых денег. "То, что мы используем "чужие" деньги на свои нужды, в цивилизованных странах называют воровством, это бесконечно продолжаться не может, без принятия непопулярных мер мы не выживем", - был откровенен премьер. В контексте этого разговора Степанов еще раз напомнил, что необходимо "разобраться" со всеми льготами: "никто не против социальной поддержки, но это должна быть поддержка действительно нуждающихся, а у нас и баба Маня, и олигарх получают одинаковые дотации при оплате, например, коммунальных платежей".

Жестким получился разговор и при обсуждении проекта постановления правительства о передаче государственных унитарных предприятий дорожной отрасли из ведения государственных администраций городов и районов в ведение Государственной службы транспорта и дорожного хозяйства, продолжают "Профсоюзные вести". Руководитель госслужбы Николай Едрашко объяснил необходимость такой передачи неэффективностью и несостоятельностью действующей сегодня системы управления дорожным хозяйством. По его словам, дробление средств дорожного фонда по территориям, значительно снижая его возможности по внедрению современных технологий ремонта и реконструкции дорог, приводит к нерациональным закупкам малыми партиями материальных ресурсов и нецелевому использованию собираемых средств.

Сегодня на дорожных деньгах прочно "сидят" главы госадминистраций городов и районов, и терять этот финансовый источник они не хотят (большинство из них дали отрицательное заключение на этот проект, причем, как заметил Степанов, без указания оснований: против, и все тут), пишут "Профсоюзные вести". Глав понять можно: дорожные деньги - лакомый, и, главное, постоянно пополняемый "кусок". К слову, до 2008 года отрасль дорожного хозяйства в республике была единым целым, но потом бывшее руководство сделало главам царский подарок, отдав им ее на откуп, предоставив возможность самостоятельно проводить тендеры, определять их победителей, приобретать материалы и т.д. Стоит ли удивляться, что у нас сегодня в разных городах стоимость одного квадратного метра ямочного ремонта заметно разнится - в Григориополе, например, 210 рублей, в Дубоссарах - уже 313 руб. Та же "песня" и со стройматериалами. Иными словами, дорожные деньги - Клондайк, с которым никто не хотел расставаться. Вот и бились за него главы госадминистраций, аки львы, что даже премьер был вынужден в жесткой форме напомнить им, что проект постановления подготовлен по поручению президента, что "они одна команда" ("а если нет, то 5 минут - и нет министра, главы госадминистрации"), и, если "они такие смелые, то пусть позвонят президенту и выразят свое несогласие". Смелых не оказалось, никто главе республики звонить не кинулся, однако при голосовании главы госадминистраций все-таки "выдержали характер", воздержались, и проект не прошел.

Комментируя такой результат голосования, премьер напомнил, что высшие чиновники должны в первую очередь руководствоваться общими интересами государства, а не отстаиванием узкоместных интересов, продолжают "Профсоюзные вести". "Формирование программы ремонта дорог все равно будет формироваться на основе предложений местных администраций. Кроме того, уровень технического оснащения дорожных служб находится на уровне каменного века, а по отдельности каждое дорожное управление не сможет приобрести современную технику. Это сможет только объединенный фонд", - констатировал Степанов. Но, повторимся, проект не прошел, но, думается, к нему правительство еще вернется.

Правительство согласилось с предложениями Минэкономразвития о предоставлении на всех рынках республики не менее 25% торговых мест "частникам", которые выращивают сельхозпродукцию на личных подсобных участках (та самая борьба с перекупщиками), об изменении минимального набора продуктов питания для основных групп населения в потребительской корзине, пишут "Профсоюзные вести". По предварительным расчетам, прирост стоимости предлагаемых норм в среднем на душу населения составит: по продуктам питания - порядка 47%, по непродовольственным товарам - 90%, по услугам - на 11%. В среднем на душу населения прирост величины прожиточного минимума, рассчитанный на основании потребительской корзины, составит 35-40%. Одобрение получило и предложение Минфина, в соответствии с которым организации получат возможность открывать несколько различных счетов в разных банках или других кредитных организациях. Одновременно уточняется и порядок взыскания задолженностей организаций-налогоплательщиков с текущих счетов этих организаций. Это позволит хозяйствующим субъектам выбирать для обслуживания лучший, по их мнению, банк, а также улучшит конкурентные условия в этой среде. Также принято предложение министерства просвещения об увеличении размера пенсии по потере кормильца с 25% до 50% детям, находящимся на полном государственном содержании, у которых умер один из родителей.