"Сегодня общество лишено возможности контроля за некачественными пищевыми продуктами и не может воздействовать на недобросовестных производителей". КАк сообщает корреспондент ИА REGNUM, об этом сегодня, 15 августа, заявил сопредседатель Союза потребителей России Анатолий Голов.

Анатолий Голов полагает, что современное законодательство в сфере безопасности продуктов питания сегодня не располагает эффективным механизмом контроля за качеством пищевых продуктов.

По данным Союза потребителей России, за последние пять лет количество обращений с жалобами на товары и услуги удвоилось, в том числе увеличилось количество жалоб и по качеству пищевых продуктов. "Но жалоб на качество продуктов питания не так много в общей массе обращений, потому что большая часть граждан, купивших протухшую рыбу, просто выбрасывают ее и не готовы звонить в Роспотребнадзор или в другую организацию из-за ста рублей", - пояснил Голов. Именно поэтому "эти жалобы - только вершины айсберга", реальное количество жалоб гораздо больше.

Анатолий Голов считает, что законодательство в сфере безопасности пищевых продуктов не дает возможности эффективно следить за недобросовестными производителями и продавцами.

По словам эксперта, с 2009 года, со вступлением в силу Федерального закону №294 "О защите прав юридических лиц", механизм контроля за качеством пищевых продуктов "был сильно урезан". "Если ты покупаешь плохую продукцию, ты можешь обратиться в Роспотребнадзор, который, чтобы провести проверку пищевых продуктов, должен сначала получить разрешение прокуратуры. При этом такая сложная, многоуровневая система привела к уменьшению количества проверок Роспотребнадзором, - пояснил эксперт. - Но обратиться в суд потребитель, не может". При этом альтернативного механизма проверки недобросовестных производителей или продавцов на сегодняшний день не существует.

"Ряд общественных организаций осуществляет контроль за качеством пищевых продуктов, но провести экспертизу - это дорогое удовольствие", - считает Голов. По словам эксперта, отсутствие альтернативного механизма проверки качества пищевых продуктов выливается в такие формы, как движение "Хрюши против". "Но это не реальное воздействие гражданского общества, это его крик SOS. Нужно достаточно сильно менять законодательство. Нужно разрешать потребителям возбуждать административные дела в суде, чтобы не нагружать Роспотребнадзор, который и так ограничен законом о защите прав юридических лиц", - уверен Анатолий Голов.

По словам Анатолия Голова, Союз потребителей России несколько лет добивается того, чтобы потребители могли обращаться непосредственно в суд для возбуждения административного дела против производителей пищевых продуктов или продавцов: "Мы выступили с инициативой внести в Федеральный закон 294 "О защите прав юридических лиц" такое дополнение еще тогда, когда законопроект обсуждался в Государственной Думе. Сначала инициатива была поддержана, но теперь ее рассмотрение тянется. Мы также подготовили законопроект, где отразили нашу инициативу, но он даже не был внесен на рассмотрение в Госдуму РФ. Сейчас мы пытаемся выдвинуть наш законопроект через Законодательное собрание Санкт-Петербурга".

Но, как сообщил Анатолий Голов, законодательство все же подвергается изменениям в сфере безопасности пищевых продуктов. "Пленум Верховного суда России постановил, что штраф, который накладывается на недобросовестного производителя либо продавца, идет в пользу потребителя, а не государства", - сказал эксперт. Также Анатолий Голов напомнил, что сейчас Госдумой рассматривается законопроект по увеличению штрафов за продажу товаров ненадлежащего качества до 500-700 тыс. рублей, "но гораздо важнее не величина штрафа, а его неотвратимость".

"Если государство отказывается защищать потребителей, то дайте гражданскому обществу самому себя защищать", - резюмировал Анатолий Голов.