8-9 сентября в Оулу (Финляндия) проходила XII парламентская Конференция стран Балтийского моря.

Как сообщил председатель областного Собрания депутатов Виталий Фортыгин на пресс-конференции, посвященной его визиту в Оулу, это мероприятие состояло из трех заседаний. Первое было посвящено экологической безопасности Балтийского моря.

По словам В.Фортыгина, когда он ехал на конференцию, у него был вопрос: а будет ли что-то на этой конференции, что будет важно для Архангельской области, которая не граничит с Балтийским морем? Но уже на конференции он понял, что проблемы Балтики во многом схожи с проблемами Белого моря. В бассейне Балтийского моря находится 2000 судов, из которых 200 - танкеры. Они переваливают 75 млн. тонн нефти и нефтепродуктов в год. Ежегодно происходят разливы нефти. В связи с этим, целью конференции стала гармонизация законодательств стран бассейна Балтийского моря с точки зрения окружающей среды.

Во многих странах законодательство не приведено в соответствие с требованиями экологов, в первую очередь, это касается России. В бассейне Белого моря год от года растут перевозки нефти и нефтепродуктов. Так, только компания "Роснефть" в год переваливает через Архангельскую нефтебазу 2 млн. тонн нефти и нефтепродуктов, в 2004 году эта цифра будет увеличена до 6 млн. тонн. Поэтому, решения, принятые в отношении Балтийского моря, имеют отношение и к Белому.

Многие страны на конференции подписали резолюцию, в которой обязались в течение восьми лет отказаться от эксплуатации однокорпусных судов и перейти на двухкорпусные. Россия эту резолюцию пока не подписала. По словам В.Фортыгина, двухкорпусные суда - дорогое удовольствие, и РФ пока не готова отказаться от имеющихся в наличии однокорпусных. Хотя, если бы 1 сентября в Онежской губе трещину получил двухкорпусной танкер, экологического бедствия удалось бы избежать.

Отказ от использования однокорпусных судов будет проходить поэтапно. Сначала прекратится строительство однокорпусных судов, а затем, по мере выработки ими своего ресурса, они будут заменяться на двухкорпусные. Но при замене требуется учитывать и национальные интересы, чтобы российские судостроители не пострадали. К сожалению, на конференции не присутствовали представители министерства транспорта РФ, поэтому даже предварительная дата перехода РФ на двухкорпусные суда не известна.

Проблемой является и то, что танкер, у которого выработан срок эксплуатации, может быть продан другой компании. Большинство аварий на Балтике происходит со старыми судами. Поэтому необходимо резко ужесточить санкции за аварии на море для того, чтобы компаниям стало выгоднее соблюдать все экологические требования безопасности, чем платить огромные штрафы за аварии.

"Полностью исключить вредное влияние на окружающую среду нельзя, но минимизировать это влияние необходимо", - заключил В.Фортыгин.