9 августа ряд известных общественных деятелей Латвии сделали заявления по поводу решения главы латвийского Министерства иностранных дел Эдгара Ринкевича об объявлении персонами нон грата Модеста Колерова и Игоря Павловского.

Так, латышский политический комментатор Айвар Озолиньш опубликовал по этому поводу в журнале Ir обширную статью, перепечатанную крупнейшим новостным порталом Латвии Delfi. В этом материале публицист солидаризовался с позицией относительно Колерова и Павловского, высказанной МИДом, и обвинил попавших в "черный список" россиян в подрывной деятельности: "Работа "политтехнолога" заключается в том, чтобы сконструировать идеологическую основу и спланировать мероприятия для достижения политических целей. Целью путинских чекистов в "ближнем зарубежье" и странах Прибалтики всегда было восстановление и укрепление имперского влияния Кремля.

Колеров четко и ясно напомнил об этом в 2003 году, когда вместе с еще одним "политтехнологом" и советником Путина Глебом Павловским опубликовал "меморандум" о политике России в странах Прибалтики. Там заявлялось, что "российские национальные интересы в Балтийском регионе основаны на вечных приоритетах России на северо-западе", то есть "реализации стратегического контроля над побережьем Балтийского моря". Поэтому важно в этом регионе защищать "цивилизованные права" жителей, которые "ориентируются на Россию и лояльны России, а также поддерживать русскую диаспору и всех граждан бывшего СССР в политической, правовой и культурной сфере, учитывая статус России как правопреемницы Советского Союза".

Однако в этой публикации Колеров с Павловским рекомендовали пересмотреть политику России в Латвии, в основе которой ранее была "поддержка разных политических сил, которые декларировали - зачастую без каких-либо доказательств - защиту интересов русскоязычного населения Латвии". Дальше должно быть по-другому: "Перед тем, как поддерживать чью-то политику, Россия имеет право поинтересоваться эффективностью ее результатов. "Друзьям России", не обремененным излишним чувством ответственности, надо уйти в прошлое".

Началась ревизия "друзей России" и существенный пересмотр их тактики. В 2005 году из четырех партий создали "Центр согласия" с "цивилизованным лицом" Нила Ушакова на первом плане, который отодвинул главную прежнюю ударную силу Кремля в Латвии - ЗаПЧЕЛ, включая и непревзойденного провокатора латышского гнева Татьяну Жданок, и посидевшего у руки Путина, "европейского", но политически импотентного Яниса Юрканса. Вместо постоянной этнической напряженности и политической конфронтации, которая оказалась совершенно неэффективным средством для восстановления кремлевского влияния, и протаскивания лояльных Москве политических формирований в структуры власти, пришли "прагматизм" и "конструктивность". А также призывы "жить дружно", как любил повторять один из лидеров ЦС Янис Урбанович.

В 2005 году Колеров приехал в Ригу провозглашать новую дружбу и удостоился, в целом, доброжелательного интереса СМИ и политиков. Прежде всего за счет обещания, что Россия перед выборами 9-го Сейма больше не будет поддерживать "ни одну" политическую силу, то есть своего прежнего фаворита ЗаПЧЕЛ. И на выборах 2006 года ЗаПЧЕЛ действительно с трудом преодолел пятипроцентный барьер. Зато новое, по кремлевским меркам, достаточно ответственное объединение ЦС, сразу получило 17 мест и начало путь в правительство Латвии.

Заявление Урбанович перед выборами 10-го Сейма "Я буду властью!" могло бы исполниться, если бы менее, чем через год, президент Валдис Затлерс не инициировал роспуск Сейма. Избиратели вышвырнули из политики бизнес-партнеров ЦС по власти Шкеле и Шлесерса и сократили депутатскую скамью "зеленых крестьян" Лембергса. А сам ЦС оказался настолько неловким получателем власти, что не сумел использовать даже готовность партии Затлерса и части "Единства" это допустить. После этого провала для удержания распадающегося электората пришлось принести на алтарь языкового референдума даже "умеренного" Ушакова. Однако его объединение в качестве проекта получения власти было списано. И Колеров снова поспешил в Латвию. В июне его практически прямо из аэропорта на машине фракции ЦС отвезли в Латгалию - Даугавпилс и Ливаны - которая в следующем году вместе с Ригой будет плацдармом промосковских сил на выборах. Затем в Риге он представил свою новую книгу с красноречивым названием "Пульсирование империи", в которой снова открыто представил страны Прибалтики как врагов России.

Среди слушателей Колерова в надежде пульсировали многие потенциальные кандидаты для политических конструкций Кремля - вместе с депутатами ЦС там были, например, организатор референдума по русскому языку Александр Гапоненко и регистратор партии Линдермана Илларион Гирс. А на почетном месте в первом ряду - госконтролер Ингуна Судраба, которая две недели назад участвовала также в конференции "Балтийского форума" в Юрмале. Ни МИД, ни органы безопасности не сообщают, какие скрытые "действия" Колеров осуществлял в Латвии наряду с публичными. Однако БЗС (Бюро защиты конституции - ИА REGNUM) весной заявило, что одна из парламентских партий получала деньги из-за границы, и лишило доступа к гостайне уже троих депутатов фракции ЦС. В марте МИД объявил нежелательными для Латвии лицами двух мастеров имперской идеологии Кремля, или "историков". Теперь же посольство России "глубоко удивлено" по поводу включения в черный список двух политтехнологов. Это удивление кажется наигранным, однако "впечатление, что мы как бы вернулись в эпоху холодной войны", хорошо характеризует нынешнее отношение России к соседним странам".

Противоположное мнение высказал известный общественный деятель Александр Гапоненко, опубликовавший следующую точку зрения: "В феврале 2012 г в Латвии прошел референдум о предоставлении русскому языку статуса второго государственного. На этом референдуме 25% русского населения заявило о своем несогласии со сложившимся в стране этнократическим строем. Еще 15 % русского населения не смогли этого сделать по причине лишения их политических прав еще при образовании нынешнего государства. Итого, две пятых населения республики недвусмысленно поставило под вопрос легитимность нынешней власти. Однако правящая латышская бюрократическая элита не захотела услышать мнение русских и пошла на тотальное закручивание гаек в политическом механизме.

Наиболее ярким примером сворачивания демократических процедур в Латвии стало принятие законопроекта о введении непреодолимого финансового барьера при инициировании народом референдумов. Заодно с обузданием непокорных русских, этот законопроект позволял ограничить права и простых латышей. Решение накопившихся этнических и социальных проблем с помощью нового законопроекта казалось правящим настолько простым и легко реализуемым, что спикера Сейма С.Аболтиня не удержалась и стала надсмехаться даже над простыми латышами, предлагая им впредь годами копить сантимы на оплату услуг нотариусов, если хотят инициировать референдумы. Законопроект о референдуме пока блокируется президентом и оппозицией, но власти ищут способы его протолкнуть. Нагнетание антироссийской и антирусской истерии вполне подходящий для этого инструмент. Вот правящая бюрократическя элита и решила привычно попугать массы латышей Колеровым и Павловским, представить их журналистскую деятельность, как "угрожающую интересам государственной безопасности". Может простые латыши и забудут тогда унизительные высказывания спикера в их адрес.

В антидемократических действиях правящей латышской элиты есть и вторая этническая сторона - латгальская. Латгальцы составляют, как минимум, 15% населения страны, дали ей свое имя(Lett-lаnd), однако самостоятельным этносом латышской бюрократией не признаются. С 5 августа в г.Резекне проходит Третий всемирный съезд латгальцев. Одним из центральных пунктов программы этого съезда является конференция с многозначительным названием "Латгалия в составе независимой Латвии: возможность для развития или для уничтожения". Латгальцы крайне недовольны тем, что их родина постоянно обделяется при распределении государственных инвестиций и дотаций, что ее население сокращается такими темпами, что через полвека полностью исчезнет. Недовольны они и тем, что не имеют права на развитие своего языка, на обучения на нем детей. Опасаясь актуализации проблем развития латгальского этноса, высшие официальные лица республики не соизволили прислать поздравления в адрес съезда. Сам ход съезд по этой причине в республиканских СМИ совершенно не получил отражения.

Зато, непосредственно в преддверии назначенной на 9-10 августа конференции латгальцев с неприятной для официальной Риги повесткой дня, против латгальцев были выдвинуты, абсолютно беспочвенные, обвинения в сепаратизме. Правда, сделано это было не прямо, а через ритуальное обвинение в разжигании сепаратизма случайно попавших под руку Колерова и Павловского. Вот таковы внутренние причины антидемократических внешнеполитических демаршей латвийских властей. Сделаны они были в расчете на то, что будут поддержаны американцами. Однако приехавший 9 августа в Ригу новый посол США М.Пекало местную инициативу по развязыванию внешнеполитического конфликта с Россией не поддержал. Напротив, он заявил, что готов выслушать мнение национальных меньшинств об их проблемах".

Известный латышский журналист Лато Лапса, выступая на радио Baltcom, заявил, что "имеется черный список и никто не знает, какие люди в него входят. Также непонятно, кто именно и по каким принципам его составляет. Непонятно также, что нужно такое сделать, чтобы попасть в этот список". При этом Лапса добавил: "Насчет решения об объявлении Колерова и Павловского персонами нон грата могу сказать следующее: наверное, отношения Латвии с Россией слишком хорошие, и нужно что-то сделать, чтобы они на какое-то время опять стали хуже. Обычно всем становится очень смешно и немного грустно, когда становится известно на основе какой информации принимаются данные решения".

Сходное мнение на том же радио Baltcom высказала политолог Ивета Кажока: "Я не думаю, не уверена, а если точнее, у меня нет информации о том, что два этих человека (Колеров и Павловский - ИА REGNUM) каким-то образом угрожают Латвии. Мне кажется, что мы в Латвии должны более мирно относится к тому, что какие-то люди к нам приезжают и не являются патриотами в интерпретации нашего МИД или других политиков. Если они не правы, то мы должны дискутировать с ними, а не впадать в панику и просто запрещать людям сюда приезжать".

Подобную же точку зрения опубликовала руководительница крупного регионального портала Gorod.lv Елена Куранова, посвятившая Колерову и Павловскому свежий выпуск своей авторской колонки. В частности, Куранова указывает: "Внеся россиян в "черный список" Латвия в очередной раз показала свое истинное лицо. Если кто-либо хочет как-то повлиять на умы людей, ему совершенно не обязательно пересекать границы, но, людям, принявшим это решение, видимо это неизвестно. И если персоны Модеста Колерова, действительного советника 1-го уровня при президенте РФ и Игоря Павловского, действительного советника 3-го уровня при президенте РФ были известны далеко не всем, то благодаря Ринкевичу и Ко эти имена стали не просто известны широким массам населения, но к ним будет проявлен еще и дополнительный интерес со стороны латвийцев и не только. Ведь не каждый день правительства стран, как сказал М. Колеров "демонстрирует свою некомпетентность, веря в заведомую ложь".