Скандал, разразившийся после выявления ЦИК Молдовы широкомасштабных фальсификаций (за которыми стоит Социал-демократическая партия во главе с Виктором Шелиным) при сборе подписей в поддержку проведения референдума о вхождении республики в Таможенный союз России - Белоруссии - Казахстана, заставляет нас в очередной раз задуматься о выборе Россией своих стратегических, а также и тактических союзников. Как осуществляется этот выбор, на основании каких посылок и предпочтений? Насколько серьезно к этому относятся провластные российские чиновники, и кто персонально несет ответственность за успехи и провалы на этом важнейшем направлении? Еще совсем на слуху оглушительные скандалы и провалы, связанные с некомпетентными действиями отдельных кремлевских чиновников в политических событиях в Южной Осетии и Приднестровье и потерей огромных сумм, ушедших в "никуда". Сделали ли из этого в высоких кремлевских кабинетах соответствующие выводы? На первый взгляд, да. Однако, нынешнее очередное "спотыкание" в Молдове, связанное с ошибочным выбором очередного "союзника" заставляет в этом усомниться.

Самое неприятное то, что фальсификаторы в первую очередь скомпрометировали не себя (отношение к Виктору Шелину в Молдове "соответствующее"), а чрезвычайно важную и актуальную сегодня идею референдума в поддержку евразийского Таможенного союза. Более того, они скомпрометировали и российскую власть, поскольку большого секрета из того, кто стоит за сбором подписей, не делали. И, видимо, не случайно Виктор Шелин по приглашению своих московских симпатизантов недавно побывал в Тирасполе, не только для участия в экспертном форуме, но (у нас есть свидетельства очевидцев) и для тет-а-тет с московским покровителем. Спрашивается, чем заслужил такую "любовь" малоизвестный и мало уважаемый то ли бизнесмен, то ли начинающий политик Молдовы? 86% поддельных подписей (34 тысячи подлинных и 198 тысяч недействительных), ответственность за которые должен нести персонально Виктор Шелин. Не случайно, глава ЦИК Молдовы Юрий Чокан намекнул, что дело это имеет судебную перспективу. Ничего не скажешь, хороши "друзья России" в Молдове, союзнички называются. В приличном обществе таким, с позволения сказать, персонам, руки не подадут.

Что же касается самого Виктора Шелина, то он даже не понял, что сей акцией подписал себе как политик смертный приговор, и продолжает фантазировать на тему, как до конца года повторить "сбор" подписей. Видимо, вновь надеется получить от своих российских кураторов "маленькую" материальную помощь. А может быть, это вовсе не "провал" Виктора Шелина, а как раз блестяще выполненная операция, спланированная в штабах правящего Альянса (не случайно же, некоторые молдавские политологи, называют Виктора Шелина проектом Владимира Плахотнюка)? Мы полагаем, что в самое ближайшее время все встанет на свое место.

Если мы вспомним всех "друзей" России в Молдове, бывших и нынешних, то, несомненно, выделим Владимира Воронина и Василия Тарлева. Первый прославился вопиющим цинизмом, предательством по отношению к России, чьи действия были квалифицированы Дмитрием Козаком, как находящиеся за гранью добра и зла. Другой - абсолютной политической поверхностностью и никчемностью. Несмотря на это, сегодня кто-то опять пытается реанимировать его политическую востребованность и втолкнуть в активную политическую жизнь сегодняшней Молдовы, в качестве очередного московского симпатизанта.

Говоря же о нынешнем "абсолютном любимце" московских чиновников от политики, Игоре Додоне, с вероятностью можем прогнозировать, что и тут, скорее всего, произойдет "спотыкание", а может быть и "падение". Во всяком случае, своей склонностью к "политическим перебежкам", доверия он не внушает, ни "своим" молдаванам, ни "своим" россиянам.

Возникает вполне резонный вопрос, а они "там" все, что, слепые? Ничего этого не видят, не слышат и слышать не хотят? Тогда появляется другой вопрос, кто же тогда должен нести ответственность за такой странный, а, может быть, и порочный выбор "друзей России" в Молдове и перманентные провалы на молдавско-приднестровском направлении? И есть ли вообще в России некий властный единый центр выработки соответствующей политики и ее реализации на этом направлении? Складывается впечатление, что нет. Есть Администрация президента РФ, в которой существует подразделение, отвечающее за это направление. Есть специальный представитель президента России по Приднестровью. Есть Министерство иностранных дел РФ. Есть посольство РФ в Молдове. Наконец, есть свои отделы, подотделы и ответственные лица в различных силовых ведомствах России, у которых в молдавско-приднестровском регионе тоже есть свои интересы. А вот единой согласованной политики, по нашему мнению, нет. Скорее, есть борьба, конфликт интересов на этом направлении. Результаты - соответствующие. Провальные.

Безусловно, самую достоверную и точную информацию о политической жизни страны пребывания (Молдове), должно представлять своему государству посольство России в Кишиневе. Однако, на протяжении вот уже 20 лет, "польза" посольства явно не соответствует потребностям и запросам российского общества. Российские послы сменяют друг друга с завидным постоянством, но главным их кредо (за небольшим исключением) остается "угодить" властям Молдовы, не дай Бог "обидить" их защитой интересов России и граждан России в Молдове и Приднестровье. Более того, анализируя многие практические действия и рекомендации посольства РФ, приходим к выводу, что его отдельные "компетентные" работники, на самом деле, либо плохо владеют "материальной частью" местной политической жизни, либо в угоду своим высоким московским начальникам, просто боятся перечить их установлениям и замалчивают реальную картину жизни государства Молдова. Что тут главное, определяющее, сказать трудно. Ясно одно, российское посольство в Молдове - это отнюдь не аналитический центр, подобно другим - западным посольствам. В этой связи, может быть, есть резон взять на вооружение практику, применяемую другими странами, а именно - включать в состав сотрудников посольства местных граждан, граждан России там проживающих. Кто лучше них знает местную специфику, кто больше их заинтересован в помощи своей стране - России? И почему бы не использовать колоссальный потенциал Приднестровья в данном контексте, в том числе и аналитический. Не секрет, что большинство политических прогнозов местных приднестровских экспертов и политологов, исключая маргиналов, подтверждаются практикой.

В то время как к экспертному сообществу Приднестровья обращаются за соответствующим аналитическим материалом политики и специалисты из Японии, Великобритании, Канады, США, Польши, Украины, Германии, российские политические институты либо "молчат", либо веруют в собственные возможности и способности, которые достаточно часто их подводят. А жаль, приднестровские аналитики заботятся не о наполнении своих карманов, а о том, как им дальше реально жить в своем независимом государстве и как соседствовать с Республикой Молдова. Именно поэтому они на порядок лучше видят, понимают и, самое главное, чувствуют всем своим существом, где правда, а где кривда. Любопытно и другое, практически всегда свою аналитику и прогнозы приднестровские эксперты делают бесплатно, в то время как "дружественные" России кишиневские эксперты работают исключительно по принципу - "из рук в руки"... причем, только наличными. Другими словами, перед кремлевскими чиновниками всегда стоит выбор: хорошо и бесплатно или плохо и дорого. Странно, что они выбирают второе. Или это тоже некая специфика чиновничьего властного мировоззрения?

Анализируя реальную политическую ситуацию в регионе вот уже на протяжении 10 лет, мы все чаще и чаще задаем себе вопрос: а что, если правящей российской элите взять, наконец, и признать, причем на самом высоком политическом уровне, что изначально в отношении Молдовы была выбрана неверная стратегия, как, кстати, и по отношению к Приднестровью. Вот, например, уже вся Академия наук Молдовы, в лице ее президента Георге Дуки, заявляет, что нет такого языка как молдавский, а есть только румынский, и жители Молдовы говорят на румынском языке. Иначе говоря, Георге Дука как бы взывает к народу Молдовы - вот он, ваш политический вектор, вслед за Румынией в Евросоюз, на Запад. Зачем же насильственно сдерживать устремления Молдовы в Румынию и в Евросоюз. С каждым днем сторонников этой данности становится все больше и больше. Все равно вряд ли что-либо из этого "российского" сдерживания получится, несмотря на отдельные попытки сделать это в Гагаузии и Бельцах. Политические элиты США и Евросоюза просто не дадут для этого ни одного шанса. Это всего лишь незначительные эпизоды в стремительном движении Молдовы на Запад.

Вместо этого российским властям следует, на наш взгляд, сделать ставку и бросить все немалые силы на подлинную защиту соотечественников и граждан России в Молдове, на всеобъемлющую поддержку Приднестровья как части Русского мира, как надежного и верного союзника в борьбе за российские национальные интересы. Ибо российские национальные интересы - это то же самое, что и приднестровские национальные интересы. Тем самым, мы надеемся, что Россия наконец-то сможет минимизировать геополитический просчет, сделанный ею в судьбоносном 1991 году и выработать новую, выигрышную для нее, геополитическую стратегию в молдавско-приднестровском регионе.

Мстислав Иноземцев - политический аналитик (Тирасполь, Приднестровье)