Обрушение еврозоны по периферии: Словения - самый успешный может пасть первым

Москва, 7 Августа 2012, 19:19 — REGNUM  

"Ночь над Любляной. Взойдет ли вновь солнце над экономикой Словении?", - так ставят сейчас вопрос ведущие европейские эксперты, наблюдающие развитие кризиса в еврозоне. 2 августа 2012 года рейтинговое бюро Moody's в очередной раз снизило рейтинг Словении с понятных только ему "А2" до роковых "Baa2". В заявлении по этому поводу было сказано следующее: "Негативный прогноз отражает мнение Moody's, что риски и вызовы суверенной финансовой системе остаются существенными... Ухудшение макроэкономического состояния усиливает эту опасность и открывает возможность того, что внешняя помощь может потребоваться". Предположение, высказанное за две недели до этого, что Словения может стать шестой страной еврозоны, нуждающейся в прямой помощи своих партнеров, вновь подтверждается.

Еще недавно единственный "успешный" осколок бывшей Югославии - Словения с ее населением в 2 млн. человек в момент вступления в еврозону имела самую быстрорастущую экономику в ЕС. Если славянская Чехия является экономическим мини-филиалом Германии, то Словения - Австрии. Правда, производительность труда в Словении составляет сейчас только 50% от австрийского уровня. Несмотря на это, реальный сектор экономики Словении до последнего времени производил на экспорт автомобили Renault, комплектующие для автопромышленности, продукты химии, бытовую технику (наиболее известна марка Gorenje) и фармацевтику. Словения имела сбалансированный бюджет и была предметом зависти со стороны всех своих восточных соседей, как на Балканах, так и в регионе Центральной Европы. Минимальная зарплата в Словении и сейчас равна 600 евро, а средняя - 1500. GDP - per capita (PPP) Словении сравнялся с показателем для "золотого миллиарда", составив в 2011 году $29 тыс.

Эксперты называют цифру 70% экспортного потенциала экономики Словении, поэтому она сильно пострадала от финансового кризиса 2008 года, прежде всего, из-за экспортной ориентации своей экономики. Кстати, в условиях кризиса торговый баланс стал отрицательным для Словении. Сокращение экспортных возможностей страны в результате кризиса привело к сокращению ВВП. В 2009 году падение составило минус 8%. В 2010 году ситуация стала чуть выправляться и был дан прирост на 1,4%. Однако в 2011 году падение возобновилось - минус 0,2%. В 2012 году прогнозируемое сокращение ВВП составит минус 0,9%. Макроэкономическая ситуация стала оказывать влияние на бюджет, дефицит которого в 2011 году составил 6,4%. Что касается государственного долга Словении, то в 2012 году, по утверждению министра финансов Шуштершича, он составит €17,848 млрд. или 50,1% от ВВП страны. Проблема с госдолгом не выглядит слишком драматичной на фоне других стран еврозоны, если бы не одно обстоятельство - с 2008 года он резко возрастает с 21,9% до нынешних 50%. Таким образом, за 4 года произошел более чем двукратный рост государственного долга.

Международные рейтинговые агентства стали "беспокоить" Словению с сентября 2011 года. В декабре 2011 года Moody's лишил Словению высшего рейтинга в еврозоне. В январе 2012 года риски 10-тилетних облигаций Словении поднялись до критических 7%. По рейтингам World Economic Forum, Словения по своей конкурентоспособности в 2012 году переместилась с 45-го на 57-ое место в мире. Финансовые рынки Европы явно демонстрировали недоверие к финансовым возможностям этой страны. Уровень рисков государственных облигаций Словении заставил правительство этой страны в апреле 2012 года отказаться от размещения своих облигаций на сумму в €1,5 млрд. Риски этого займа в 5% показались словенцам слишком большими.

В мае 2012 года парламент Словении в связи с европактом от марта месяца этого года вынужден был принять комплекс антикризисных мер по бюджетной экономии. Целью экстренных мер является сокращение дефицита бюджета с 6,4% в 2011 году до 3,5%. В абсолютных значениях пакет предполагает экономию на сумму в €1 млрд.

На новом этапе развития финансового кризиса в Словении главным источником кризисных явлений стал ведущий банк этой страны - Nova Ljubljanska Banka (NLB). NLB является государственным банком, с долей участия государства в 64%. К июлю месяцу 2012 года выяснилось, что NLB отягощен плохими кредитами на сумму в €1,5 млрд. Министр финансов Словении заявил, что банк нуждается в рефинансировании. Однако уже 6 июля исполнительный директор NLB заявил, что объем плохих кредитов в портфеле этого банка достигает 20% или €3 млрд. Ранее местный институт по изучению экономики предупреждал, что общая сумма плохих кредитов во всех банках Словении на апрель месяц 2012 года составляла еще бóльшую сумму - €6 млрд.

Между тем, NLB с момента вступления в еврозону Словении получил от государства уже четыре вливания капитала на общую сумму примерно в €1 млрд. Последний раз это произошло в начале июля 2012 года. Тогда NLB получил от государства €381 млн. Именно явный кризис главного банка Словении и породил в июле 2012 года упорные слухи в ЕС, что Словения станет шестым членом еврозоны Евросоюза, который обратится за помощью в Брюссель. Проблемы с NLB породили серию политических скандалов, когда руководству банка пришлось отрицать связь выдачи кредитов с персональными политическими предпочтениями.

Однако премьер-министр Словении Янез Янша (Словенская демократическая партия) публично признал в телевизионном интервью, что ведущие словенские политики пользовались своим положением, чтобы получать по связям с банкирами из государственного банка льготные кредиты на сумму от 1 до 10 млн. евро. На этом фоне самой малостью выглядит льготный кредит от NLB в €350 тыс., полученный 2009 году бывшим премьер-министром Словении Борутом Пахором. Отметим то обстоятельство, что в настоящее время упреки в растаскивании под видом льготных кредитов капиталов NLB обвинены в основном лидеры ведущих оппозиционных партий "За правду" и "Социал-демократия".

Министр финансов Словении Янез Шуштершич заявил, что NLB нуждается в государственном рефинансировании на сумму в €500 млн. до конца этого года. Что касается двух других крупнейших банков Словении: государственного Nova Kreditna banka Maribor (NKBM) и частично государственного Abanka Vipa, то они нуждаются в €150 млн. для покрытия плохих кредитов. Плохие кредиты в общей корзине банков, как уже говорилось, составили в Словении долю в 11,8% (€6 млрд.). Чтобы понять глубину проблемы, суммы, необходимые для такого рефинансирования, надо сопоставить с размером ВВП Словении, составляющим €36 млрд.

Словения теперь вынуждена расплачиваться за то, что раньше было источником ее гордости - банковский государственный сектор. Из стран Европейского Союза в Словении самый большой государственный сектор в экономике. О сохранении его в предшествующий докризисный период существовал надежный национальный консенсус. Никто не хотел "распродавать" экономику и финансы своей страны иностранным инвесторам. После вступления в 2004 году в Евросоюз банковский сектор Словении на 60% оставался в государственной собственности. В настоящее время телекоммуникационная компания и крупнейшая национальная нефтегазовая компания также остаются в государственной собственности.

Консолидация банковского сектора Словении, по-видимому, потребует сумм, равных 8% ВВП. Это означает, что капитализация кризисных банков на практике выльется в двадцатипроцентный дефицит бюджета. Внешне события напоминают ирландскую модель кризиса 2010 года, где спусковым крючком для обвала послужил кредитный кризис банков, которые ирландцам пришлось национализировать. В Словении даже нет нужды проделывать эту операцию. Ее кризисные банки находятся в государственной собственности. По примеру Ирландии, кризис в банковском секторе обрушит всю экономику. Средства для рекапитализации кризисных банков будут приплюсованы к национальному долгу, который взлетит для маленькой Словении до небес.

Правительство в лице министра финансов Словении Янеза Шуштершича четырежды 5, 13, 22 и 25 июля 2012 года публично опровергало информацию о том, что Словения нуждается в финансовой помощи. Однако Шуштершич признал, что существует финансовая проблема с банками Словении. Тем не менее, 25 июля он утверждал, что у Словении нет нужды получать внешний кредит в ноябре 2012 года в размере €1.3 млрд. Сведения о благополучии финансовой ситуации с бюджетом, предъявленные Шуштеричем, должны были утвердить представление о финансовой стабильности этой страны. И, тем не менее, Moody's 2 августа 2012 года в очередной раз понизил рейтинг Словении.

Все предшествовавшие правительства страны отказывались от сокращения государственного участия в ведущих банках страны: NLB, Nova KBM и Abanka Vipa, контролирующих около 60% банковского сектора страны. Возникшая теперь проблема с их рекапитализацией не позволяет правительству Словении приватизировать свою долю активов. В условиях кризиса оно лишилось возможности финансового маневра за счет этого ресурса. Для выхода из кризиса у правоконсервативного правительства Словении остается единственная возможность - это рекапитализировать кризисные словенские банки, а потом продать международному капиталу государственные доли в них. Вырученные средства можно было бы использовать для выплат по имеющимся займам. Приватизация в банковском секторе Словении прошла в начале 2000-х годов. В 2001 году словенский банк SKB был приобретен французским Societe Generale. В 2002 году Banka Koper был продан итальянскому Sanpaolo IMI. В том же году словенское государство продало 34% NLB бельгийской финансовой группе KBC.

Правительство Словении планирует сейчас уменьшение своей доли в NLB и Nova KBM до 25%. Вырученные средства могли бы пойти для оплаты по займам государственных облигаций. Оно также планирует создать государственный холдинг для плохих кредитов своего банковского сектора.

Нужда в рекапитализации банков Словении потребует от словенского правительства уже в ближайшее время обращение к ЕС за помощью. При этом недавний испанский вариант получения прямой помощи из фондов спасения евро ЕС выглядит для Словении более предпочтительным, поскольку исключает участие МВФ с его "разбойничьими программами".

У Словении есть и иные объекты для приватизации, которые могли бы стать источником дополнительных финансовых средств. Так, в частности, предыдущее левоцентристское правительство Словении упорно отказывалось от приватизации ведущей розничной торговой сети Словении - Mercator под предлогом того, что мера эта может повредить пищевой промышленности страны.

В 2008 году правоцентристское правительство Янши отвергло продажу национального оператора сотовой связи германскому Telekom.

Правительство может снизить имеющиеся резервы прочности социальной системы Словении. Безработица здесь в настоящий момент составляет 8,2%, при средней по еврозоне 11,2%. Правительство Словении может продолжить "либерализацию" рынка труда, что в интересах Германии и соседней Австрии. Оно может под предлогом достижения эффективности продолжить экономию на системе общественного здравоохранения. Наконец, словенцы могут провести пенсионную реформу. Сейчас в еврозоне в Словении самый ранний возраст выхода на пенсию - 58 лет для женщин и 61 год для мужчин.

Подобно Кипру, Словения слишком мала, чтобы создать тяжелую проблему еврозоне. Однако финансовый кризис в этой стране демонстрирует общую тенденцию обрушения еврозоны по ее периферии. Ну, и кроме того, Словения дает урок всему посткоммунистическому миру Центральной Европы - самый успешный в нем может пасть первым.

Дмитрий Семушин - европейский обозреватель ИА REGNUM

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
22.01.17
Фийон: Россия — великая страна
NB!
22.01.17
Большая часть Абхазии осталась без электроэнергии
NB!
22.01.17
«Челси» легко одолел «Халл Сити» — 2:0
NB!
22.01.17
Условие пересмотра «закона Димы Яковлева» — ответственная позиция США
NB!
22.01.17
Коррупционный скандал в Эквадоре
NB!
22.01.17
Гризманн на последних минутах спас «Атлетико» от поражения
NB!
22.01.17
Впервые состоится татарская секция в рамках Рождественских чтений
NB!
22.01.17
The Daily Mail: Россия уничтожит британскую армию за сутки
NB!
22.01.17
Серж Саргсян: В закупке вооружений Армения не должна повторять Азербайджан
NB!
22.01.17
Новые «старые» документы ЦРУ: Как воевали против СССР
NB!
22.01.17
Трамп отреагировал на марши протеста в США
NB!
22.01.17
«Злука»: Западная Украина боится исходящего из Киева «русского мира»
NB!
22.01.17
Саакашвили обиделся на украинские СМИ за его фото «в кустах»
NB!
22.01.17
ЦСКА одержал уверенную победу над «Пястом»
NB!
22.01.17
Медведев: антироссийские санкции отменены не будут
NB!
22.01.17
«Ещё никогда армянская сторона не была так близка к своей цели по Карабаху»
NB!
22.01.17
СМИ: британская ядерная ракета Trident провалила испытание
NB!
22.01.17
Порошенко: Украина не откажется от Донбасса
NB!
22.01.17
Нагорный Карабах: Алиев не готов повторить «подвиг» Додона
NB!
22.01.17
Инаугурация Трампа: выиграно сражение, но не битва
NB!
22.01.17
Папа Римский: о Трампе судить преждевременно
NB!
22.01.17
Забытый, но открытый для всех путь к бессмертию