Отправляясь в магазин, посещая врача или путешествуя, вы почти всегда оставляете следы, которые при неприятном стечении обстоятельств заинтересованные лица могут использовать против вас. Об этом сегодня, 7 августа, сообщила журналистка эстонского издания Еesti Paevaleht Кадри Паас в своей статье "Следы, которые могут изменить мой и ваш миры". Журналистка отмечает, что в лучшем случае этими "следами" могут воспользоваться фирмы, рассылающие почтовый спам или рекламу, в худшем случае ваши электронные данные используют мошенники. Беспокоит журналистку то, что электронные "следы" вашего присутствия возникают не только в интернет-среде, но и в кажущейся такой безопасной обычной жизни - благодаря камерам видеоконтроля, вашей идентификационной карточке (в Эстонии ID-карта с микрочипом заменяет паспорт - прим. ИА REGNUM), вашей электронной подписи на документах, даже электронным счетчикам ваших потребительских расходов.

Паас также указывает, что заинтересованные лица могут за считанное время составить полноценное досье на вас - о вашей жизни, работе, семье и доме, увлечениях и привычках, друзьях и знакомых, даже ваших ежедневных маршрутах пешком или на транспорте. В том, что это уже делается в отношении отдельных людей, она уверена, ссылаясь на признания сотрудника эстонской Полиции безопасности КаПо Тыну Мильвеэ, который изучал такие "следы" возможных похитителей эстонских велосипедистов в Ливане летом 2011 года.

Журналистка описывает день обычного человека и рассказывает, где и как остаются "следы". Так, включив утром кофеварку или чайник, человек запустил показатели цифрового электросчетчика государственного концерна Еesti Energia, которые сейчас действуют дистанционно. Купив электронный билет в общественном транспорте по дороге на работу, человек вновь показал, где и как он путешествует - оператор мобильной связи зафиксировал факт покупки. Если ты позвонил с работы семейному врачу - тот же оператор мобильной связи зафиксировал звонок, его адресат, продолжительность. Мобильный телефон также демонстрирует ваше месторасположение в данный момент, а также отслеживает все ваши звонки. Получив у врача цифровой рецепт для покупки лекарств в аптеке, знайте, что Цифровой Регистр лекарств и база данных семейных врачей и пациентов зафиксировали ваши действия. Социальные сети могут с точностью до секунды показать, что и когда вы писали и размещали и что говорили и смотрели. Это же касается отправки электронных писем или посещения Интернета и интранета. Отдельно фиксируется, какие сайты вы смотрели дольше обычного, какие фотографии или тексты использовали для копирования или сохранения на свой компьютер. Такие же "следы" вы оставляете, что-либо покупая при помощи дебетной карточки или пользуясь автоматом для наличных денег. По таким следам (плюс пользование электронным банком) очень легко представить картину вашего финансового положения, текучего счета, ваших расходов или доходов. Даже вечером дома вы оставляете отчетливые "следы": цифровое телевидение, мобильная связь, интернет, бытовая электронная аппаратура дают ежесекундный отчет о ваших действиях, вплоть до ответа на вопрос: Когда вы выключили свет и отправились спать. Журналистка также напоминает, что когда вы оставляете под задевшей ваши чувства статьей "анонимный" комментарий, никакой анонимности нет. А ваши зарплаты, пенсии, социальные пособия находятся на банковских счетах, заинтересованные лица тоже могут добыть эти сведения.

Журналистка обеспокоена тем, что в эстонском обществе отсутствует полноценная дискуссия о том, насколько жители страны защищены от негативных последствий своей электронной открытости и насколько власти страны честны в выполнении правил недопустимости вмешательства в частную жизнь. В этой связи она напомнила слова премьер-министра Эстонии Андруса Ансипа, согласно которым все в стране должны быть готовы к тому, что их телефоны прослушиваются, а его не менее влиятельный однопартиец Райт Марусте заявил, что прослушка - не самый тяжкий грех. Журналистка также напоминает, что, когда адвокаты одного из эстонских предпринимателей спросили у сотрудника Полиции безопасности КаПо, используют ли они систему связи Skype для контроля, ответ был утвердительным