Власти Белоруссии "подтянут пояса" гражданам

Минск, 6 августа 2012, 16:40 — REGNUM  Власти Белоруссии реализуют меры сокращения госрасходов и повышения цен на отдельные социально значимые услуги и товары, в 2013 году сконцентрируются на борьбе с инфляцией. Об этом говорится в опубликованном Евразийским банком развития документе "Письмо о намерениях", датированным 13 июня 2012 года и подписанным председателем Совмина Белоруссии Михаилом Мясниковичем и председателем правления Нацбанка Белоруссии Надеждой Ермаковой.

Согласно документу, по итогам реализации антикризисных мер в 2011 году властями Белоруссии исполнен бюджет сектора органов государственного управления с профицитом в 3% ВВП, чистый прирост кредитования госпрограмм за счет ресурсов правительства и Национального банка составил 4,67% ВВП. Также удалось снизить отрицательного сальдо счета текущих операций до $5,8 млрд (10,6%) в 2011 году (с $8,3 млрд или 15% ВВП в 2010 году), обеспечить значительный прирост валовых международных резервов до 7,98 млрд (2 месяца импорта; данные по состоянию на 1 февраля 2012 года).

"Вместе с тем, последствия кризисных явлений в экономике проявились в существенном увеличении потребительских цен. Отчасти такое увеличение было связано с административным повышением регулируемых цен на социально-значимую продукцию. Сближение цен на продовольственные товары с уровнем Российской Федерации, повышение тарифов на жилищно-коммунальные и транспортные услуги для населения, повышение ставок акцизов на алкогольную продукцию и табачные изделия отразились на общем повышении потребительских цен. Эти группы товаров составляют основу потребительской корзины, а динамика их цен в наименьшей степени определяется монетарными факторами", - констатировали белорусские чиновники. Они отметили также положительные тенденции макроэкономической стабилизации с начала 2012 года.

"Вместе с тем, в экономике Республики Беларусь сохраняются бюджетные и монетарные риски, связанные как с внешними, так и внутренними факторами: ухудшение конъюнктуры внешних рынков и условий торговли, недостаточный приток прямых иностранных инвестиций, включая доходы от приватизации государственной собственности, ограниченный доступ к внешнему финансированию. Уязвимость структуры внешних обязательств в результате преобладания краткосрочных кредитов и займов, а также наличие вышеупомянутых рисков создают объективную необходимость сохранения внешней поддержки программы правительства и Национального банка со стороны Антикризисного фонда ЕврАзЭС в согласованных ранее объемах", - отметили авторы письма.

Приоритетной целью макроэкономической политики властей Белоруссии названо снижение инфляции, чему призвано способствовать проведение в 2012 году Нацбанком курсовой политики в режиме "управляемого плавания". Авторы письма пояснили: "Обменный курс белорусского рубля будет формироваться при минимальном непосредственном участии Национального банка, исходя из спроса и предложения иностранной валюты под воздействием фундаментальных макроэкономических факторов. Валютные интервенции будут направлены исключительно на сглаживание резких колебаний обменного курса. Кредитная эмиссия будет осуществляться Национальным банком на рыночных условиях и на короткие сроки с использованием стандартных инструментов регулирования ликвидности банков. При этом прирост общего объема кредитов банков экономике не превысит 12 процентов (по программному курсу) на 1 октября 2012 года и 15 процентов (по программному курсу) на 1 января 2013 года".

Нацбанк Белоруссии обязался обеспечить сдерживание объема резервных денег на 1 октября 2012 года и 1 января 2013 года на уровне не более 23 трлн белорусских рублей. "Объем чистых внутренних активов составит на 1 октября 2012 года не более 36 трлн белорусских рублей и на 1 января 2013 года - на уровне не более 33,5 трлн белорусских рублей, - сказано в документе. - С учетом необходимости своевременного погашения Республикой Беларусь внутренних и внешних обязательств в иностранной валюте уровень золотовалютных резервов государства на 1 октября 2012 года составит не менее 1,6 месяца импорта и на 1 января 2013 года - не менее 2,0 месяца импорта".

Совмин Белоруссии обязался проводить жесткую бюджетную политику в 2012 и 2013 годах. "В этой связи, в 2012 году бюджет сектора органов государственного управления (количественный контрольный показатель) будет исполнен с нулевым сальдо за 9 месяцев 2012 года и в целом за 2012 год. Расходы на финансирование заработной платы работников бюджетного сектора будут производиться в рамках утвержденного бюджета и по итогам 2012 года не превысят уровень 2011 года, составляющий 24 процента всех расходов консолидированного бюджета. Показатель чистого кредитования государственных программ за счет ресурсов Правительства составит по итогам 2012 года не более 7 трлн белорусских рублей", - сказано в письме. Прирост кредитования госпрограмм ограничен 7 трлн белорусских рублей.

В условиях кризиса 2011 года правительство Белоруссии пошло на "дополнительное изъятие доходов сырьевых отраслей путем увеличения ставки экспортных пошлин на калийные удобрения в 1,5 раза, ставки налога на добычу калийной соли (в 12 раз) и сырой нефти (в 30 раз)", а с 1 января 2012 года - на введение НДС на автомобили (структурный контрольный показатель). Помимо этого обеспечивается ежегодное повышение ставок акцизов на алкогольную продукцию и табачные изделия до уровня РФ.

В бюджете 2012 года предусмотрено повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения: на конец 2012 года возмещение населением затрат составит 35% себестоимости производства данных услуг, а тарифы на их сверхнормативное потребление будут доведены до уровня себестоимости услуг. Также будут последовательно повышаться тарифы на услуги транспорта (городские и пригородные пассажирские перевозки автомобильным, городским электрическим, внутренним водным транспортом и метрополитеном) - до покрытия населением не менее 85% затрат на оказание данных услуг на конец 2012 года.

Как сообщало ИА REGNUM, в датированном 6 июня 2012 года и опубликованном в начале августа ЕАБР "Заключении о ходе выполнения Стабилизационной программы и условий третьего транша финансового кредита АКФ" утверждается: стабилизация экономики Белоруссии сильно зависит от энергетических субсидий России и внешнеэкономической конъюнктуры. Напомним, 15 июня Нацбанк Белоруссии подтвердил получение третьей части кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭС в объеме $440 млн и до конца года ожидает получение четвёртой части в таком же объёме. Общая сумма кредита в $3 млрд была утверждена в разгар финансового кризиса в Белоруссии летом 2011 года, выплата кредита закончится в 2013 году. Эксперты ЕАБР (управляющего средствами АКФ ЕврАзЭС) одобрили выделение официальному Минску четвёртого транша кредита (последнего в текущем году).

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
×

Сброс пароля

E-mail *
Пароль *
Имя *
Фамилия
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Положения о защите персональных данных
E-mail